Анонсы на весну и лето: Одесса, Москва, Минск, Литва

Несколько анонсов моих мероприятий на ближайшее время:

МАРТ, 25−27, Одесса.

• Лекция в пятницу вечером про то, зачем и кому нужна осознанность,
• Двухдневный семинар с практикой базовой осознанности — на выходных.

На днях будет подробно, что, где и как.

АПРЕЛЬ, 2, Москва.

Фестиваль «Наше здоровье», буду рассказывать про принципы гигиены сознания, и давать упражнения.

Событие в facebook
Сайт фестиваля

АПРЕЛЬ, 29−1 мая, Минск.

• Лекция в пятницу вечером по работе с физической болью при помощи техник осознанности,
• Двухдневный практический семинар по введению в практику базовой осознанности — на выходных.

Ссылка на подробный анонс

ИЮЛЬ, 26−31, Литва (40 км от Вильнюса),

Лаборатория осознанности, то есть ретрит :)

Описание есть здесь на сайте,

И вот страница мероприятия на facebook.

Посмотрите ещё видео из этого ретритного центра, там нереально круто:


Также, будут ретриты под Питером и в Закарпатье, вероятно, в августе, как что-то прояснится — напишу.

Ясный ум и тёплое сердце, или Как не потерять разум от плохих новостей

Иногда плохие новости идут такой лавиной, что сбивают с ног. Выливаются на нас из экранов телевизора, ноутбука, смартфона и планшета, подслушиваются в случайном разговоре в маршрутке, передаются по телефону от встревоженных родственников. Словно вирусы, плохие новости ждут нового носителя информации, который станет множить их дальше. Как здесь не потерять разум? Как не сойти с ума от негативных эмоций — страха, злости, беспомощности, раздражения, гнева, стыда? Как не страдать от сопереживания — от всей той боли по погибшим, по скорбящим, по лишённым?

Конечно, можно просто закрыть глаза и уши, захлопнуть крышку ноутбука, отключить ленту социальной сети на смартфоне, перестать разговаривать с родными, не давать себе повода чувствовать. Но что, если есть другой способ? Что, если есть способ жить, не избегая жизни во всех её проявлениях, радостных и грустных, счастливых и трагических? Возможно ли искренне и глубинно сопереживать страданиям, не страдая при этом самому? Возможно ли чувствовать боль, не теряя себя в этой боли?

Оказывается, возможно, и здесь нам помогут несколько приёмов:

    1. Укорениться в теле и моменте.

    2. Разделить информацию и эмоциональную реакцию на неё.

    3. Направить внимание на свою эмоциональную боль, раскрыться к ней навстречу.

    4. Разделить первичную эмоцию и вторичную.

    5. Дышать.

    6. Общаться с близкими людьми.

Можно использовать все эти приёмы независимо друг от друга, но идеальная последовательность — именно такая. Теперь подробнее о каждом пункте.

1. Укоренитесь в теле и моменте.

Как только вы понимаете, что плохие новости начинают увлекать вас в эмоциональный водоворот, переносите максимум внимания в конкретные телесные ощущения — почувствуйте вес тела и его стабильность, устойчивость. Если вы стоите — почувствуйте плотный контакт стоп с полом, давление через две стопы на пол. Если вы сидите — почувствуйте всю ту поверхность стула, кресла или дивана, с которой соприкасается ваше тело. Насколько она мягкая или твёрдая? Холодная или тёплая?

Найдите центр тяжести тела.

С выдохом, позвольте себе чуть больше расслабиться в той позе, в которой вы находитесь. Почувствуйте, как одежда касается тела. Что вы видите перед собой, какие цвета, какие объекты? Найдите пять предметов, которые находятся в поле вашего зрения. Что вы слышите со всех сторон, какие звуки?

Можете ли вы теперь читать/смотреть/слушать эти новости, не теряя контакта с ощущениями тела? Не теряя контакта с моментом и ситуацией?

2. Отделите информацию от своей реакции на неё.

Обратите внимание, что вы реагируете не столько на сами события, не столько на факты, сколько на информацию про них, которая приходит в виде букв, звуков или визуальных картин. Старайтесь отделить эту информацию от своей реакции на неё, например — сейчас я вижу чёрные буквы на экране ноутбука, и во мне вскипает возмущение: «Ну как же им не стыдно!»

Можете ли вы читать/смотреть/слушать эти новости, не теряя контакта с ощущениями тела, и различая сенсорный поток информации (скажем, звуки голоса ведущей из радиоприёмника) и свою эмоциональную реакцию (скажем, ощущение подавленности)?

3. Направьте внимание на свою эмоциональную боль и раскройтесь к ней навстречу.

После того, как вы укоренились в теле и моменте, и отделили поток информации от реакции на неё, направьте всё внимание на свою эмоциональную реакцию, какой бы она ни была — реакцией страха, злости, беспомощности, раздражения, гнева, стыда — и постарайтесь пережить её максимально точно. Как она проявляется прямо сейчас, в это мгновение?

Как правило, любая эмоция проявляется в виде какой-то комбинации следующих элементов:

  • Телесное ощущение эмоциональной природы,
  • Мысли, выражающие эту эмоцию,
  • Образы, выражающие эту эмоцию.

Например, чувство страха в виде реакции на плохую новость может выражаться как тяжесть в животе или холод в центре груди, мысли в стиле «А вдруг со мной это тоже произойдёт?», и визуальные картины различных негативных сценариев. В таком случае, обнаружив все эти три компонента, постарайтесь с максимальной точностью пронаблюдать, что происходит с каждой из этих трёх составляющих, как они живут своей жизнью.

  • Какие эмоциональные телесные ощущения вызывает эта новость? Где они располагаются в теле? Как выражаются?
  • Какие приходят по этому поводу мысли? Если бы ваш ум был как радио, то что мы могли бы по нему услышать?
  • Какие приходят по этому поводу образы? Что вы видите?

4. Разделяйте первичную эмоцию и вторичную.

В этот момент самое важное — обнаружить любые вторичные эмоции. Например, страх возникающих мыслей, раздражение по поводу ощущений в теле, беспокойство от визуальных образов. Нас пугают и смущают собственные мысли, злят дискомфортные телесные ощущения, тревожат страшные образы. Так возникает вторичная эмоциональная реакция, появляющаяся в ответ уже не на изначальную плохую новость, но на нашу первичную реакцию на неё. Страх страха, боязнь гнева, раздражение на беспокойство, и так далее.

Вторичная эмоция так же появляется как какая-то комбинация эмоциональных телесных ощущений, мыслей и образов, и если мы способны это обнаружить и осознать, то они перестают бесконтрольно подпитывать и усиливать друг друга, нарастая снежным комом, захватывая и захлёстывая нас с головой.

5. Дышите.

Если вы сделали все предыдущие шаги, то остаётся просто дышать. Просто быть со всем этим. Просто быть с символами на экране или звуками по радио. Просто быть с любыми эмоциями в теле и мыслеобразами в голове, сколь бы неприятными они ни были. Просто быть со всеми ощущениями тела и тем, что вы видите и слышите вокруг. И просто спокойно и медленно дышать.

6. Общайтесь с близкими людьми.

Поделитесь тем, что вы чувствуете, со своими близкими. Сознавайте при этом, что вы инфицированы плохой новостью, и не тиражируйте попусту чистую информацию — делитесь своими чувствами! Расскажите, что вам больно, страшно, неприятно от того, что вы прочитали в блоге, увидели по телевизору или услышали по радио. Поделитесь тем, как вас это цепляет, тревожит, злит. Расскажите, что вы чувствуете, и что вас эти чувства тянут сделать (например, страшные новости могут провоцировать спрятаться под одеяло).


И конечно, соблюдайте информационную гигиену, не читайте и не слушайте новости постоянно. Нет никакого смысла закрываться от неприятных новостей, но и искать их — смысла мало. Важные новости сами вас найдут, в наш информационный век это практически неизбежно. Не смотрите телевизор или ленту социальной сети во время еды, общения с близкими, сразу после пробуждения, и непосредственно перед сном.

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, закройте эту статью, и поделитесь ей со всеми, кому она может быть полезной. Помните, что хотя боль в жизни порой неизбежна, страдание — совершенно необязательно!

Видеоматериалы конференции «Ясный ум: Осознанность в большом городе»

В ноябре прошлого года состоялась первая московская конференция преподавателей созерцательных практик, под названием «Ясный ум: Осознанность в большом городе». Я на ней принимал самое непосредственное участие, был модератором двух круглых столов (психотерапия и осознанность, отношения учителя и ученика), спикером ещё на двух круглых столах (переход от религиозного к светскому, и практика в городских условиях), и провёл мастер-класс по Базовой осознанности.

Пришла пора собрать все эти видео в одном посте для удобства.

Итак, первое видео — это круглый стол «Переход от духовного к светскому преподаванию практик осознанности — изменение контекста и идеологии».

В разговоре участвуют Олег Бахтияров, Виктор Ширяев, Игорь Берхин, модератор — Борис Рябов.

Тема крайне важная, и невероятно сложная.

Далее, «Осознанность и терапия».

Участники: Игорь Канифольский (Терапия осознаванием), Дмитрий Пушкарев (Диалектическая поведенческая терапия), модератор — Виктор Ширяев.

Очень интересное обсуждение про три волны поведенческой терапии, про задачи терапевта, про научность методов. Мне оно очень помогло глубже понять тему.

«Взаимоотношения между преподавателями и учениками: этика, культура, ценности».

Участники обсуждения: Игорь Берхин, Александр Сташенко, Анастасия Гостева. Я участвовал вновь в качестве модератора обсуждения.

Много важных мыслей озвучили, ещё больше осталось за кадром. Как выстраиваются отношения учителя и ученика в нашем постсовременном мире, во многом отходящем от эксклюзивной принадлежности традициям — это на самом деле непростой вопрос.

Четвёртое заседание, единственное, которое я пропустил: «Инсайт и образование».

Участники: Игорь Берхин, Анатолий Прохоров — медиа-продюсер и практический психолог, один из организаторов и вице-президент Московской анимационной студии «Пилот». Модератор — Борис Рябов

Ну и наконец, «Как построить свою практику в условиях городской жизни». Формально этот круглый стол — про организацию практики в условиях города, но у меня было ощущение, что мои собеседники не хотели об этом говорить (а о чём хотели — я не очень понял, в конечном итоге). Тем не менее, мне кажется, получилось интересное обсуждение.

Обсуждают: Антон Маторин, Виктор Крачковский и Виктор Ширяев. Модератор Александра Галицкая.

А уже завтра, на этих выходных, состоится гораздо более масштабное, международное мероприятие в Москве, в котором я также участвую — «Ясный ум: Наука, практика и культура осознанности». Такое нельзя пропустить!

Мои медитации в Insight Timer

Есть отличное приложение-таймер для медитации Insight Timer, которое можно устанавливать на смартфоны Android и iPhone, очень популярное.

И помимо приятного и удобного таймера с красивыми звуками гонга, у них прямо в приложении можно слушать сотни медитаций с ведущими, на разных языках.

На русском пока очень мало чего есть, но вот — появились семь треков с моим голосом (в разделе с медитациями выбирайте «русский язык»), и постепенно буду добавлять новые

    • «Внимание к телу: Опора на позу для практики» (10 минут),
    • «Внимание к телу: Исследуем сидячую позу для практики» (11 минут),
    • «Якорь дыхания: Сосредоточение и исследование» (16 минут),
    • «Расслабление тела, расслабление ума» (16 минут),
    • «Дыхание в фокусе» (17 минут),
    • «Дыхание и расслабление» (18 минут),
    • «Практика сканирования тела» (21 минут),

Всё бесплатное, можно установить в смартфон и пользоваться себе и другим на благо:

Скачать приложение в Google Play
Скачать приложение в AppStore

От первого лица: Рефлексия нового перехода

Вот уже почти три года я преподаю темы, связанные с осознанностью, взрослым развитием и практикой целостной жизни. И чувствую сейчас, как начинается новый важный этап, где ключевыми темами становятся искренность, открытая публичная саморефлексия, и горизонтальный диалог. Всё дело в том, что чем больше преподаю, тем больше ощущаю напряжение между «знающим учителем», то есть моим транслируемым образом, и реальным собой. И если честно, то простого обсуждения на равных мне хочется гораздо больше, чем быть экспертом, рассказывающим со сцены про некую объективную истину. Да, меня привлекает фантазия о благополучной старости в окружении учеников, но вообще-то, чуть поразмыслив над этим образом «моих учеников», я понимаю, что это совершенно не то, чего я хочу (брррр!). Чего я на самом деле хочу, так это общения на сложные глубокие темы с людьми, которым это интересно, и совместного критического исследования всех этих тем, а вовсе не «учительства».

Делиться самым важным — вот моя ценность, а учить — лишь не самая эффективная форма для этого «делиться».

Просто в силу определенной социофобии и неумения общаться, мне намного проще говорить об этом из «экспертной» позиции. Пришла пора признать это, то есть вывести на сознаваемый уровень, и двигаться дальше.

Впрочем, одно другому не мешает: полагаю, что действительно обладаю определённой компетенцией в вопросах развития, взросления и осознанности — всё-таки я профессионально занимаюсь этими темами вот уже седьмой год. Мне интересна сейчас, так или иначе, только одна тема — раскрытие человеческого потенциала. И о тех работающих приёмах, которые я обнаруживаю по ходу собственного взаимодействия со всеми сторонами жизни, по мере самоисследования и взросления, мне и хочется рассказывать. В этом моя основная мотивация, потому что я вижу со всей возможной ясностью, что эти практики делают жизнь намного богаче и глубже, и мне интересно — а у других как? Какие практики отдаляют нас от глубины и смысла, а какие — приближают? Когда мы занимаемся самообманом, а когда — обнаруживаем истину? Что способствует раскрытию наших потенциалов, а что — блокирует?

К сожалению, вместе с преподаванием возникает и «учительская тень»: уж у него-то всё должно быть иначе! Наверное, он всегда ест осознанно, всегда слушает с полным вниманием, «когда он пьет чай — он просто пьет чай», и так далее. И мне как учителю в это очень легко оказалось заиграться, продолжать транслировать этот образ. Настоящее развитие в этот момент заканчивается, и начинается отождествление с новой историей, более красивой и тонкой, но не менее ложной, чем предыдущая.

Правда же в том, что я точно так же, как и многие другие, прохожу через различные сложные жизненные ситуации, делаю ошибки, не могу иногда справиться с мыслями и эмоциями, «залипаю» в эгоизме, прокрастинирую и ленюсь, обвиняю себя в том, что мало делаю, не принимаю какие-то свои телесные симптомы, делаю то, о чём потом жалею… Улетаю в медитациях в мысли, в конце концов!

Думаю, если какое-то отличие и есть, то оно заключается не в том, что со мной происходит, но как я через всё это стараюсь проходить: с открытостью и принятием, максимальным сосредоточением на происходящем, благодарностью и исследовательским настроем. Пожалуй, это всё.


Встретилось недавно такое мотивационное высказывание: «Неважно, сколько раз вы ошибались, и насколько медленно у вас получается двигаться вперед, — вы всё равно далеко впереди тех, кто не пытается». Мне оно показалось странным, поскольку критерий продвижения — сравнение с другими, насколько другие остаются позади.

Единственный критерий, который имеет смысл, как мне кажется, это сравнение с самим собой: насколько я сам продвинулся вперёд относительно себя прошлого?

И оглядываясь на свой путь, я не могу не заметить множество качественных изменений. Я стал более спокойным и более принимающим. Более активным и более сфокусированным. Более присутствующим. Более счастливым, вне всякого сомнения. Жизнь наполнена глубоким смыслом и красотой. Всё происходит наилучшим образом само, жизнь живёт саму себя, и одновременно, парадоксальным образом, всё зависит от меня, и я отвечаю за свои действия. Вообще, парадоксов стало больше, но и покой стал глубже. Вопросов стало больше, а желания ответов «от ума» — меньше. Проживать мысли и эмоции я стал намного глубже, а зависеть от них — намного меньше. Мысли и эмоции возникают и исчезают из сознания, и если я их не подпитываю, то они больше не крутятся часами внутри, как раньше. Меньше цепляют, меньше задерживаются. Телесная осознанность выросла во много раз, и сознательное присутствие в теле длится практически весь период бодрствования.


Фундаментальный навык, без которого невозможно всё остальное — сила сосредоточения в настоящем. Способность увидеть, услышать и почувствовать. Ошибочно он понимается как способность напрячься и сфокусироваться, выделить фигуру из шумного фона.

Но как я сейчас вижу, это не так. Это не напряжение и выделение фигуры из шумного фона. Наоборот, это открытое присутствие и глубокий покой, на фоне которого любые фигуры становятся явными и отчётливыми.

Это способность раскрыться навстречу любому опыту, в том числе неприятному, и обнять его внимательным покоем.

Качество присутствия во внимательном покое, открытость к любому приятному и неприятному опыту, способность слышать собственные мысли и не вовлекаться в них, способность ощущать эмоции и не зависеть от них в своём поведении — всё это выросло многократно с тех пор, как я начал осознанную практику.

Один из ключевых моментов в отделении от мыслей и эмоций, и через это — обучение прямому невовлечённому контакту с ними, — произошел на семнадцатый день моего длительного 64-дневного интенсивного випассана-ретрита в лесном монастыре в Мьянме. В наконец-то вскрывшейся тишине и покое я часами сидел, наблюдая за дыханием, ни разу при этом не отвлекаясь на мысли, отлавливая и растворяя их в момент появления. Час за часом, в абсолютной ясности и простоте. И с тех пор я уверен, поскольку пережил это на собственном опыте: если вы на протяжении одного часа сможете находиться в полном контакте с сенсорным содержимым (например, с дыханием, но это может быть всё, что угодно), ни разу не отвлекаясь на внутренние процессы, не засыпая, не входя в транс, не улетая в мысли, не идентифицируясь ни с каким психическим содержимым, это радикальным образом поменяет вашу самоидентификацию. Невозможно получить такой опыт, и оставаться с идеей, что я — это тот, кто думает. И тем более, невозможно получить такой опыт, и продолжать принимать содержимое мыслей за чистую монету, за факты, за реальность.


Ещё одна история, которой я хочу поделиться, напрямую связана с принципом раскрываться навстречу неприятному. О том, как применять подобный подход в отношении сложных мыслей и эмоций, я уже как-то писал, но вот реальный случай, соединяющий обе темы — разворот навстречу раздражителю, и обнимающий внимательный покой.

Перед самым Новым Годом, я проводил семинар в Киеве. И вечером после семинара мы с несколькими участниками поехали в чайную, где пили чай и играли с нейрообручем Muse. Идея нейрообруча (их штук пять популярных брендов, и Muse — один из наиболее известных) заключается в том, что он снимает показатели мозговой активности, и обучает сосредоточению через интерактивное приложение на смартфоне. Вначале он просит симулировать мыслительную активность — например, в течении минуты перечислять названия мировых столиц. Так он учится понимать, как выглядят конкретно ваши волны мозга в момент активного мышления, и сможет распознавать, когда вы будете улетать в мысли во время медитации. В такие моменты (когда вы отвлекаетесь во время практики), программа на смартфоне будет давать определённые сигналы — шум волн, крики птиц — услышав которые, вы поймёте, что отвлеклись от задачи, и сможете быстрее вернуться обратно к процессу сосредоточения. Ну и в конце, программа рисует вам всякие красивые, хотя и не очень информативные, графики.

Так вот, сидя в чайной в общем зале, я начал тестировать обруч — три минуты медитации на сосредоточение. Программа попросила подумать активно о чём-то минуту, и затем предложила начать фокусироваться на дыхании. В этот момент я понял, что фокусироваться на дыхании будет проигрышной стратегией в данных условиях, потому что в чайной и так было в целом шумно, а тут ещё сотрудница начала рассказывать нашим соседям про китайскую чайную культуру. Очевидно, что на её голос, на русский язык, да ещё и на знакомую мне тему я отвлекался бы от дыхания постоянно. То есть, её голос стал бы раздражителем в практике. Сориентировавшись за пару секунд, и понимая прекрасно, что не имеет никакого значения, на каком сенсорном объекте/канале фокусироваться для культивации покоя и сосредоточения, я направил всё своё внимание на раздражитель — на звук её голоса, и использовал его как опору для практики вместо дыхания.

Три градации: активный, нейтральный, спокойный.

Уровни мозговой активности: активный, нейтральный, спокойный. Секунд 10, как видите, потребовалось на то, чтобы сориентироваться и выбрать объект для сосредоточения.

12465657_1016019298452795_852813151_o

Для чего я это показал? Отчасти, как возможность заглянуть в мою голову — а это мне и важно теперь делать больше, рассказывать о себе, а не просто экспертно вещать о том, что концентрация на дыхании снижает волнение. Отчасти, конечно, и похвастаться тоже, потому что волнение присутствовало — сейчас-то меня, «учителя медитации», современная технология выведет на чистую воду! Тут тот же принцип: способность наблюдать за этим волнением без вовлечения, не подпитывая эти мысли, позволяет сохранять покой вне зависимости от силы этих мыслей и эмоций.

В общем, я рад использовать себя как пример, и намереваюсь продолжать в том же духе больше, чем раньше — рассказывать о том, как я взаимодействую с различными сложными ситуациями, внутренними и внешними, и как в моей жизни проявляется тема осознанности.

И если вы вдруг дочитали до этого места (возможно, это самый длинный текст на моём сайте), то в качестве бонуса предлагаю трек аудио-медитации для скачивания:

Дыхание и расслабление (18 минут)

P. S. Спасибо Глебу Ходоровскому и за вкусную киевскую чайную, и за возможность попробовать нейрообруч.

Медитировать нужно, чтобы становиться мудрым и добрым

Интервью изначально опубликовано в журнале «Жить интересно», его взяла и отредактировала Юлия Коровски. Это её предисловие:

    Год назад медитация помогла мне сохранить рассудок. Нервная работа, постоянный стресс два года подряд — и вот я панически боюсь ехать в офис и постоянно на всех срываюсь. Я читала много статей о пользе практики осознанности, но все как-то было не до того. А потом наступил долгожданный отпуск, и тридцать дней мне показывали кошмары по ночам без всякой нервной работы. Надо было срочно что-то делать, и я скачала приложение для медитации.

    Через пару месяцев я не только стала спокойно спать — рабочий стресс отскакивал от меня как горох от стены. Но рекомендовать медитацию коллегам было бесполезно, им она казалась непонятной мистической ерундой. И неудивительно: сложно поверить, что жизнь начнет налаживаться, если спокойно посидеть несколько минут.

    Тех, кто думает заняться медитацией, мучают сомнения. Прежде чем бросаться в практику, они хотят получить ответы на свои вопросы. Так что я решила расспросить обо всем настоящего инструктора и договорилась об интервью с Виктором Ширяевым. Виктор писал статьи в ЖИ и соцсетях и никогда не предлагал открыть чакры или уйти в астрал, так что было понятно: ему можно верить.


Виктор, ты инструктор медитации. Сейчас на Западе настоящий медитационный бум, ученые проводят исследования о влиянии медитации на здоровье, говорят, что она помогает справиться со стрессом, стать внимательнее и так далее. Исследования это здорово, но больше всего интересен опыт живого человека. Как медитация повлияла на тебя лично?

    Это интересный вопрос, потому что «чужие дети быстро растут», а свои собственные изменения всегда распознавать намного сложнее. Так что, наверное, об этом лучше спросить мою девушку (смеется). Кроме того, довольно непросто определить результаты именно практики медитации, отдельно от других моих занятий и жизненных ситуаций. Ну и наконец, чтобы понять, насколько я изменился, нужно знать, откуда я начинал и каким был. Спокойному человеку мой результат «я перестал волноваться по пустякам» может ни о чем не рассказать, тогда как ипохондрик увидит в этом большое достижение.

    Тем не менее, я все же попробую.

    Я нахожусь в гораздо более полном контакте с реальностью, чем раньше. Больше присутствую в теле и уме, меньше волнуюсь и переживаю. Легко принимаю происходящее, гибко двигаясь с теми обстоятельствами, на которые не могу повлиять, и умею быть более активным в тех случаях, когда повлиять на ситуацию могу.

    Легко отпускаю то, что уже в прошлом, не думаю сегодня о вчерашнем неудачном разговоре (сделал выводы — двигаюсь дальше). Меньше волнуюсь о предстоящем.

    Я рос крайне обидчивым мальчиком, теперь обижаюсь гораздо меньше. Обида раньше сильно отравляла мне жизнь. Еще одна отрава — раздражение, но я научился достаточно быстро выходить в пространство покоя и ясности в любой ситуации.

    При этом чувства переживаются ярче и проживаются полнее. Ярче радость, грусть, благодарность, любовь. Чтобы чувствовать их ярче, оказалось, нужно меньше «залипать» в них, нужно просто быть с ними в диалоге, сохранять сознательный контакт.

    Примерно то же происходит с мыслями. Их бессознательный поток уменьшился, а если и бывают всплески автоматической мыслительной активности, они не сносят меня, не втягивают в бесконечные циклы «обсасывания» одних и тех же ситуаций и диалогов.

Медитация пришла из восточных религиозных практик. Нужно ли быть буддистом, чтобы медитировать?

    Тут нужно разобраться в том, что означает это слово — «медитация». Вообще, есть много разных видов медитации, и здесь я определяю только то, что называется «медитация осознанности». Так вот, медитация — это инструмент, это практика, тренажер, если угодно. С помощью этого тренажера мы начинаем все лучше и лучше распознавать, как возникают явления в тот самый момент, когда они возникают. Например, мы помещаем все наше внимание в тело и наблюдаем за тем, какие там есть ощущения, и как они меняются. Или мы обращаем все внимание на мысли, пробуем слушать их спокойно, не вовлекаясь, стараемся максимально ясно осознавать, как они возникают и исчезают в нашем уме одна за другой.

    То есть в медитации мы просто обращаем внимание на разные проявления нашей жизни в этот самый момент, не стараясь что-то удержать или оттолкнуть, оценить или изменить. Занимаем позицию исследователя.

    Полагаю, чтобы наблюдать за своими мыслями или телесными ощущениями, не обязательно быть буддистом. Достаточно просто быть человеком.

Как долго нужно медитировать? Что делать, если я не могу выделить на это час в день?

    Медитировать нужно ровно столько, чтобы с каждым днем становиться все более хорошим, мудрым и добрым.
    То состояние, которое мы тренируем с помощью этого инструмента, можно применять ко всей жизни, ко всему, что мы делаем в течение дня, поэтому можно сказать, что медитировать нужно 7 дней в неделю по 24 часа.

    Если же речь о медитации как о сидячей неподвижной практике, когда медитация это не просто как я что-то делаю (скажем, мою посуду или общаюсь с родителями), но и то, что я делаю — то есть именно сажусь и медитирую, — то для начала достаточно будет выделять на эту практику 5−10 минут, постепенно (через несколько недель) увеличивая время до 20−30 минут. Так новый навык будет развиваться максимально эффективно.

Расскажи, пожалуйста, о том, как практиковать сидячую медитацию осознанности. Существует ли какой-нибудь один способ или их много? Какой бы посоветовал ты?

    Существует множество способов практики. Как я уже сказал, в медитации мы просто обращаем внимание на разные проявления нашей жизни прямо сейчас, не стараясь что-то удержать или оттолкнуть, оценить или изменить. А какие бывают эти «разные проявления»?
    Наша жизнь складывается из всего того, что мы воспринимаем через органы чувств. Звуки, запахи, вкусы, телесные ощущения, картинки перед глазами… А также мысли, образы, состояния, желания и чувства. В каждое новое мгновение жизнь предлагает нам новый уникальный узор из всего этого, а медитация просто позволяет все осознавать — в то самое мгновение, когда оно возникает. Прямо сейчас.

    Есть 2 способа осознавать происходящее:

    1. Когда мы просто сидим и беспристрастно наблюдаем за всем, что возникает, меняется и исчезает в нашем внимании. Телесные ощущения, звуки, мысли, эмоции, картинки… Единственная задача такой практики — снова и снова возвращать внимание в этот момент, ясно различая все, что происходит (что бы ни происходило).

    2. Когда мы направляем внимание на какой-то один тип явлений. Скажем, только на телесные ощущения или только на мысли. Наша задача тогда — секунда за секундой отслеживать, что происходит с выбранным явлением.

    Например, мы наблюдаем за дыханием, ощущениями вдоха и выдоха в области ноздрей. С полным вниманием присутствуем в каждом новом мгновении, отмечая, как одни чувства сменяются другими. Если отвлекаемся на что-то, забываем про дыхание — как ни в чем не бывало возвращаемся обратно к нашему наблюдению.

    Выбираем ли мы телесные ощущения, звуки, мысли или что-то другое в качестве объекта для медитации, наша задача — с полной внимательностью и открытостью изучать, что происходит с выбранным объектом, как он меняется.

    В обоих случаях стоит подготовить место, где вас никто не побеспокоит, поставить таймер на 10 минут, сесть удобно на стул или подушку с прямой спиной, мягко закрыть глаза (или оставить их открытыми), и начать с полной ясностью, вниманием и открытостью наблюдать, как с каждой новой секундой меняется выбранный вами объект.

    С чего начать? Я бы предложил наблюдение за дыханием или сканирование тела. Во время сканирования мы последовательно проходим вниманием по разным частям тела и стараемся максимально ясно воспринимать те ощущения, которые переживаем в каждой области каждое следующее мгновение.

Говорят, что во время медитации нужно ни о чем не думать. Это правда? Что делать, если не думать не получается?

    Это неправда. Во время медитации бывают состояния безмыслия, но это не цель. Что делать? Нужно распознавать мысли, наблюдать за ними, отмечать: «сейчас нет мыслей, сейчас есть, сейчас опять нет». Отмечать — это значит слушать, как они появляются и исчезают сами по себе, стараясь никак не вмешиваться в этот процесс.

    Если объект практики — сами мысли, мы направляем все наше внимание в то пространство, где они звучат, и отслеживаем мгновение за мгновением то, что там происходит. Мысли могут возникать и исчезать, течь беспрерывным потоком или надолго затихать. В любом случае, в этой практике мы слушаем внутренние звуки или их отсутствие — ровно то, что присутствует в каждый новый момент.

    Если мысли не являются основным объектом практики (например, когда мы наблюдаем за дыханием или другими ощущениями), достаточно просто не вовлекаться в них, отмечая те моменты, когда внимание переключается и «улетает» в размышления, и раз за разом возвращать его обратно.

Не приведут ли сидячая медитация и попытки быть осознанным в повседневности к тому, что человек будет все время погружен в себя?

    Интересный вопрос! Насколько я вижу, это работает иначе. Медитация делает нас более сбалансированными.

    С одной стороны, нас так раздирают внешние стимулы — навязчивая реклама, вид вкусной еды или красивой одежды, образ в зеркале, звуки в маршрутке, чужие слова, запахи в подъезде и прочее, — что мы очень редко бываем по-настоящему качественно «погружены в себя», редко обращаем внимание на то, какое влияние оказывают на нас все эти внешние стимулы, редко распознаем свои функциональные и дисфункциональные состояния. Для этого часть внимания действительно нужно направить внутрь.

    С другой стороны, когда мы «погружаемся в себя», это обычно связано с бесконечным внутренним монологом, самокопанием, «обсасыванием» ситуаций и эмоций. В результате мы теряем связь с действительностью: третий день обижаемся на человека, вместо того, чтобы просто дать ему знать о причинах обиды, или третий час мусолим эмоцию «все просто ужасно», хотя объективно все уже давно наладилось.

    Медитация помогает скорректировать оба этих перекоса. Мы можем жить, не теряясь в автоматизме реакций на внешние стимулы, и в процессе узнавать себя все глубже. И при этом сохранять контакт с реальностью, не растворяться в водовороте самокопания и внутреннего монолога.

Насколько сидячая медитация (формальная практика) важна для развития осознанности?

    Мне нравится говорить о сидячей формальной практике как о клинических условиях, как о лаборатории. Студент, выполняющий лабораторную работу, исследует, как ведут себя вещество или микроорганизм в разных условиях, учится обращаться с ними. И хотя клинические условия не совсем похожи на реальность, студент оказывается гораздо больше подготовлен решать подобные задачки в жизни, если потратил время на изучение в лаборатории.

    Исследуя наши эмоции и состояния в «клинических» условиях сидячей медитации, мы готовим себя к обстоятельствам реальной жизни. В повседневности научиться быть осознанным гораздо сложнее, поскольку одновременно происходит множество разных вещей. И тем более это сложно в моменты тяжелых эмоциональных ситуаций, тогда об осознанности вспоминаешь меньше всего.

    Поэтому мы каждый день выделяем 10−15 минут на то, чтобы развивать осознанность, не отвлекаясь ни на что другое.

    Еще одна полезная метафора — поход в спортзал. Чтобы развить физическую силу, нужно регулярно выполнять специальные упражнения в специальном месте, и тогда ваши мышцы вырастут. Однако ходить в спортзал — это не самоцель, вы просто хотите быть сильнее в обычной жизни. То же и с сидячей медитацией, она не самоцель, но помогает наработать навыки осознанности, которые мы потом применяем на практике.

    Наконец, третья полезная метафора — это гигиена сознания. Мы все уже привыкли к тому, что гигиена тела — это стандарт. Приятно быть свежим и чистым и для себя, и для других. Для этого нужно ежедневно выполнять специальные гигиенические процедуры. А за умом, за сознанием тоже нужен уход, но многим из нас это пока что не так очевидно. Если вы хотите использовать сознание как эффективный инструмент себе и другим на благо, ему обязательно нужна ежедневная гигиена — точно так же, как она нужна телу.

    Так что берите любую из этих трех метафор, и помните, что только регулярная медитация действительно работает.

Как медитация «работает» в реальной жизни? Приносит ли практика пользу и какую?

    Есть достаточно простые критерии, и они связаны совсем не с тем, насколько возвышенные и мистические состояния вы переживаете во время медитации, а с тем, что начинает происходить с вашей жизнью.

    Медитация работает, если за обозримый период регулярной практики в вашей жизни происходит что-то из этого (а может, и все сразу):

    1. Уровень вашей удовлетворенности, удовольствие от жизни возрастает.
    2. Уровень вашей неудовлетворенности, страдания, дискомфорта, бессмысленности жизни снижается.
    3. Ваше знание себя, своих сильных и слабых сторон, своих склонностей и шаблонов поведения углубляется.
    4. Ваше поведение меняется, вам удается закрепить новые позитивные привычки или отказаться от старых.
    5. Вы начинаете больше жить в служении другим.

    Конечно, «обозримый период» регулярной практики для каждого свой, но я бы сказал, что если вы сможете поддержать ежедневные занятия медитацией по 15−20 минут в день на протяжении 6−8 недель, то обязательно увидите минимум один из этих эффектов. Так же считает и современная нейронаука.

Виктор, посоветуйте, пожалуйста, как можно приучить себя к ежедневной практике?

    Это самое сложное, не так ли? (улыбается)

    Здесь подойдут любые методы формирования новых привычек. Не важно, хотите ли вы приучить себя к зарядке, утренней пробежке или медитации, принципы формирования привычки будут одинаковыми.

    Прежде всего, нужно создать условия:

    Во-первых, близкие должны понимать и поддерживать вас, поощрять практику. Понимать, что вам нужно время и пространство для этого.

    Во-вторых, эти время и пространство в идеале следует сделать постоянными. Каждый день в 7 утра я иду на балкон или в кабинет, и закрываю за собой дверь на полчаса. Тогда эта практика встраивается в жизнь, она становится частью ежеутреннего ритуала. А когда это часть каждодневного ритуала, подобная утреннему чаю/кофе или чистке зубов, ее уже не обойти и не обогнуть.

    В-третьих, нужно постоянно помнить, зачем вы это делаете. Тут поможет любая письменная практика, проясняющая цели и ценности. Полезно иметь напоминания в течение дня, зачем вы всем этим занимаетесь.

    Очень хорошо помогает учитель или коуч. Потому что вы должны четко понимать, чем именно вы занимаетесь. Медитаций — великое множество, но какая из них подходит именно вам и именно на этом этапе пути? Если вы не хотите пользоваться услугами учителя или коуча, вам, как минимум, нужно четко определиться с техникой и не менять ее каждый день.

    Наконец, очень хорошо помогает общение, община практикующих. Живые группы в вашем городе, онлайн-группы и так далее. Результаты практики, открытия, вопросы, сложности — все это необходимо уметь открыто и ясно выражать и обсуждать. Когда такая возможность есть, это невероятно помогает.

Подкаст «Радио-осознанность», выпуск 6: О секулярном буддизме, часть 2

«Радио-Осознанность: Дорожный подкаст для тех, кто в пути»

Шестой подкаст нашего совместного проекта с моим коллегой и товарищем Валерием Веряскиным, которого многие из вас знают как «Будда в городе».


Не прошло и полгода (а на самом деле, прошло ровно полгода) с выпуска предыдущей части подкаста «Радио-осознанность», как мы с Валерием Веряскиным продолжили наш разговор про то, что такое секулярный буддизм. И если в предыдущей части мы ходили немного вокруг да около, в этой мы уже непосредственно пытаемся разобраться в том

  • Что такое секулярный буддизм?
  • В чём его особенности?
  • Какие задачи он решает?
  • Чем он отличается, и отличается ли в принципе, от других буддизмов?

Приятного вам и полезного прослушивания!

Вы можете также скачать этот подкаст в mp3 здесь.

А здесь можно послушать все предыдущие выпуски подкаста, если вы их по какой-то причине пропустили.

P. S. Мы будем рады, если вы послушаете и поддержите нас лайками и репостами, а также оставите свой комментарий — нам важно понимать, нужно ли это кому-нибудь, полезно, интересно? И что мы можем улучшить, чтобы стало ещё лучше?

Если вы хотите скачать этот подкаст, кликните сюда.

Комментарий к практике: Затыкать внутренний монолог

В одной переписке прозвучало очень распространенное (и ошибочное) мнение про то, что нужно учиться «затыкать» неприятные мысли в голове. Делюсь этим фрагментом разговора здесь, поскольку он получился очень показательным, и дальше дополняю своим небольшим комментарием.

    ХХХ: Для того, чтобы избавиться от мыслей в голове (слушать безмолвие) необходимо смотреть на свечку или «зациклиться» на кончике носа, или наблюдать за своими мыслями, чего они не любят — они исчезнут. Тогда вы почувствуете настоящий отдых. Нужна практика.

    Виктор: Смотреть на свечку или нос — это решение хорошее, через чистую концентрацию на объекте (медитация называется «шаматха»).

    Но это временное, и довольно бессмысленное в долгосрочной перспективе решение. Поскольку не даёт метода работы с мыслями в потоке жизни (не будешь же каждый раз сдадиться и смотреть на свечку, когда одолевают мысли).

    Наблюдать за мыслями, не вовлекаясь — уже лучше (более долговременная стратегия), это медитация «випассана». Действительно, мысли часто при этом растворяются, но не обязательно. Тут важно понимать, что цели убрать мысли — нет. Цель, скорее — убрать дискомфорт от их бесконечного потока, или сделать так, чтобы они не мешали жить.

    ХХХ: А проще говоря надо заткнуть излишне болтливого «мыслителя».

    Виктор: С моей точки зрения, это не нужно! Вопрос, на который имеет смысл ответить: зачем затыкать излишне болтливого мыслителя? В чём проблема с ним?

    ХХХ: Если бы вы слышали о чём оно болтает фоном, вы бы поняли.

    Виктор: Ну, у меня оно тоже есть, так что понимаю. Но повторю вопрос, тем не менее: ну, болтает оно фоном о чём угодно, а в чём проблема? Как это мешает? Почему это напрягает? Вот ключевой вопрос.

    ХХХ: Если задаёте этот вопрос, значит вы не слышите. Что тут непонятного?

    Виктор: Ок, пусть так. Просто как человек я через это прошел несколько лет назад, а как инструктор медитации, сталкиваюсь с подобными вопросами почти ежедневно. И уверен, что никакой проблемы во внутреннем монологе нет, каким бы громким или неприятным он не был. Вся проблема в нашем к нему отношении. С помощью медитации с этим можно эффективно работать, не «затыкая» мысли, но позволяя им течь.

    ХХХ: Канализации по квартире, если вдруг прорвёт, вы тоже так скажете? Подойдёте философски к этой проблеме? всё, что ни делается, к лучшему?

    Виктор: Отличный вопрос! Именно в том и дело, что мы (ошибочно) относимся к нашему внутреннему — мыслям, эмоциям, состояниям — так, как относимся к внешнему. Думаем, что можем теми же методами с ним разобраться, как с внешним. Но работает наше внутреннее совсем иначе, не так, как канализация.


Стивен Хайес в книге «Перезагрузи мозг» отлично об этом пишет как раз, что подавление или избегание может хорошо работать с физическими ситуациями и объектами (просто не ходить по этой улице, просто не покупать этот кефир), но они плохо работают с нашими мыслями и состояниями — неприятными, болезненными, страшными.

Да, их хочется убрать, отключить, подавить, перестать слышать и чувствовать; в частности, появляется желание «отключить мысли» — но именно это и рождает проблему!

Прежде чем что-то подавлять или отключать, имеет смысл определить то, что, собственно, является проблемой? Поток мыслей сам по себе — это проблема? Или проблема — это дискомфорт от него? В чём заключается этот дискомфорт? Из-за чего он возникает? Слишком громко? Слишком страшно? Слишком глупо?

Избегание собственного опыта — это наш привычный способ работы с «раздражителями». Заболела голова — съесть таблетку. Неприятный человек — перестать общаться. Стало холодно — одеться. И мы естественным образом переносим эти стратегии на мысли и образы, состояния и эмоции. К сожалению, никто не учит нас тому, что с внутренними объектами эти стратегии не работают вообще, или же работают плохо. Что с мыслями и эмоциями можно и нужно взаимодействовать намного эффективнее, здоровее и целостнее, и конечно, куда менее энергозатратным образом.

К вопросу о жизненной необходимости раскрытия человечности

Оригинал текста был опубликован в журнале «Эрос и Космос» 2 февраля 2016 года.

Мы просто социальные животные, у которых — бог его знает, благодаря чему — начали с невероятной быстротой развиваться мышление, культура и технология, в то время как биология и базовая психология не претерпели никаких принципиальных изменений. Сможете представить себе, как люди жили несколько десятков тысяч лет назад? До всех великих цивилизаций, до фараонов, до земледелия, до использования металла в хозяйстве, до колеса? Лично мне крайне сложно обернуть свой мозг вокруг того факта, что ничего из того, что я вижу вокруг, чем пользуюсь, о чём думаю, что занимает мою жизнь сейчас, не существовало всего каких-то пару сотен поколений назад. Что вообще такое пара сотен поколений в эволюционном (читайте — биологическом) масштабе для таких сложных существ, как люди? Крайне короткий срок для каких-то серьезных изменений на уровне тела и мозга. И всё же, всё изменилось до неузнаваемости, поскольку, по дизайну ли, или по ошибке, но потенциалом того тела и сознания, которыми мы стали обладать ещё десятки тысяч назад, оказались ныне поэзия Лорки и картины Климта, оперы Верди и скульптуры Антокольского, фильмы Андерсона и книги Фолкнера, а также все те невероятные технологии, которые нас окружают и делают возможными коммуникацию на расстоянии и полеты в космосе, а также — удивительно! — создание машин, которые умнее нас самих.

artificial-intelligence-warfare

Со времени начала взрывного развития нашего технологического общества несколько сотен лет назад, появилось множество областей знания, делающих акцент на раскрытии человеческого потенциала, от гуманистической, трансперсональной и интегральной психологии и до критических философских школ, во главу угла ставящих эмансипацию и актуализацию индивида и общества. Всё более легальными и принимаемыми культурой становятся и созерцательные традиции, освобождаясь от своей древней мифической составляющей, и в один голос утверждающие о скрытых внутри нашего сознания невиданных потенциалах глубинной этики, сострадания, смысла и счастья. Наконец, на пересечении культуры, психологии и технологии рождаются трансгуманистические течения, также формирующие свою точку зрения на потенциалы развития человека и человечества.

Тем не менее, хотя все эти подходы, традиции и течения и существуют, активно развиваясь и функционируя, в силе своего влияния на социум и культуру они однозначно проигрывают (по крайней мере, на видимом уровне) технологическому прогрессу, снабжающему наше общество потребления всё более продвинутыми и удобными «помощниками жизни» — помощниками коммуникации, производства, перемещения в пространстве, медицинских операций, качества быта, и так далее. И чем дальше, тем быстрее происходит этот технологический прогресс, в геометрической прогрессии достигающий пика сингулярности — по прогнозам многих ведущих футурологов, уже при нашей жизни.

Для червяка наша способность расщеплять атомы и летать в космос — совершенно, принципиально, абсолютно непостижима. И настолько же непостижимыми будут для нас способности искусственного интеллекта, достигшего своего пика

Недавно был опубликован перевод невероятно увлекательной статьи, написанной лёгким и понятным языком, озаглавленной «Революция искусственного интеллекта«1. Статья рассказывает о самом современном понимании технологического прогресса в области искусственного интеллекта (устами наиболее квалифицированных в этой сфере людей — собственно, ведущих специалистов) и ставит крайне сложные вопросы, свести которые можно вот к чему:

Прогресс в области искусственного интеллекта всё ускоряется и достигнет пика, скорее всего, уже при нашей или наших детей жизни. При этом, искусственный интеллект на пике будет столь же более мощным во взаимодействии с окружающей средой, как мы — по сравнению с червяком. Для червяка наша способность расщеплять атомы и летать в космос — совершенно, принципиально, абсолютно непостижима. И настолько же непостижимыми будут для нас способности искусственного интеллекта, достигшего своего пика. Мы просто не сможем понять, принципиально и абсолютно, как он будет делать то, что сможет. И это ставит нас в удивительно незавидное положение. Важно осознать, что фактически никто из специалистов не сомневается, что это относительно скоро произойдёт (хотя отсюда нам и кажется это сказкой). Но к чему это приведёт? Учёные озвучивают два варианта развития событий — или человеческое процветание, такое, о каком мы не умеем мечтать даже в самых смелых фантазиях, или трагический финал. Прочитайте в статье, там обо всём этом рассказывается крайне подробным и понятным образом. И проблема заключается в том, что мы пока что не очень понимаем, как направить мощь искусственного суперинтеллекта к процветанию, а не к гибели. Технология развивается намного быстрее сознания и культуры. При существующей скорости технологического прогресса, продолжая тысячелетиями убивать друг друга за условные нефть и размеры счёта в банке — мы обречены. Современная технологическая ситуация прямо взывает к раскрытию потенциалов сознания человека, потенциалов единства, взаимосвязи и понимания, сострадания, счастья и глубинного смысла.

Современная технологическая ситуация прямо взывает к раскрытию потенциалов сознания человека, потенциалов единства, взаимосвязи и понимания, сострадания, счастья и глубинного смысла

Акцент на технологическое развитие должен уступить ставке на гигиену ума, практику осознанности и дружелюбия, интерес к исследованию позитивных потенциалов сознания. Я глубоко убеждён в том, что это наш единственный шанс и наша первоочередная задача как вида. Причём эта первоочередная задача лежит не на маргиналах, медитирующих в гималайских пещерах, и даже не на отдельных группах заинтересованных практикующих. Эту задачу можно решить только в том случае, когда достаточно большая часть просвещенного человечества примет, узнает это как фундаментальный стандарт жизни. Интегральный философ Кен Уилбер теоретизирует, что для качественных парадигматических сдвигов в культуре и обществе не требуется даже, чтобы новое понимание разделяло большинство — достаточно и меньшинства, когда оно превосходит 10% населения. По крайней мере, так произошло в недавнем прошлом, когда просвещенное меньшинство осознало равенство людей во всём, что касается пола, социального статуса, гендера, расы и цвета кожи. В результате, после многовекового подавления, женщины, негры, сексуальные меньшинства и гендерквиры получили равные гражданские права с «обычными людьми» (под которыми понимались белые мужчины-натуралы). По крайней мере, получили на нормативном, правовом уровне — я понимаю, что на бытовом уровне этот процесс крайне далёк от завершения даже в самых продвинутых в этом отношении странах. И тем не менее, как гласит крылатая фраза писателя-фантаста Уильяма Гибсона, будущее уже здесь, оно просто ещё не так широко распространено.

singularity2

Мне хочется верить, что и в отношении гигиены ума, практики осознанности и доброжелательности, практики раскрытия позитивных потенциалов сознания, будущее уже здесь, хотя оно и не слишком хорошо распространено. Чтобы всё это стало новым мощным трендом просвещенной части человечества, как я упомянул выше, отдельных йогинов в пещерах недостаточно, также как и недостаточно продвигать эти практики в религиозном контексте. По счастью, природа всё предусматривает наилучшим образом, и одновременно с технологическими прорывами второй половины XX века, с 1970-х годов началась постепенная интеграция практик осознанности, корнями уходящих в религиозный дискурс, в светскую реальность. Началось широкомасштабное научное изучение измененных состояний сознания, эффектов различных типов медитации, появились первые лонгитюдные исследования. Сейчас появляются тысячи новых исследований ежегодно, постепенно повышая и качество, и научную глубину подхода. Практики осознанности интегрируются с распространенными методами психотерапии. Они продвигаются в популярных медиа, от серьезных журналов типа «Time» и «Harvard Business Review» и до ток-шоу Опры Уинфри, которое смотрят сотни миллионов людей. Ими интересуются на Всемирном экономическом форуме в Давосе, в ООН, в британском парламенте, в сенате США.

В результате, происходит всесторонняя легализация и включение практик, раскрывающих позитивные потенциалы сознания человека, в мэйнстрим просвещенной культуры — снизу, через популярное и всё более массовое увлечение занятиями медитацией для успокоения, повышения работоспособности и снижения стресса, сверху, через правительственные и международные инициативы, и из центра, посредством роста профессионального интереса к этим темам, и их тщательного научного исследования.

Происходит всесторонняя легализация и включение практик, раскрывающих позитивные потенциалы сознания человека, в мэйнстрим просвещенной культуры

Только подобное всестороннее включение практик гигиены ума и раскрытия потенциалов сознания может позволить хотя бы немного сбалансировать гонку за техническим совершенствованием. Мы можем конструировать умные и сверхумные машины, но им совершенно недоступны чувства. Они, вопреки тому образу, который создают фантастические фильмы и мультфильмы, не могут любить, надеяться, верить, сопереживать и сорадоваться, быть доброжелательными или просто добрыми (как и злыми, впрочем, — это тоже лишь когнитивная иллюзия антропоморфности), не могут доверять, уважать и ценить, не могут находить смысл, не могут испытывать восторг и благоговение, благодарность и красоту, открывать в себе удивительные состояния сознания — состояния единства, безграничности, блаженства и счастья. Они могут только вычислять. И чем лучше они могут это делать, тем острее и насущнее встаёт вопрос о том, насколько мы сами, их создатели, можем всё это чувствовать, переживать и сознавать. Насколько мы сами умеем, несмотря на то (и благодаря тому), что биологически мы являемся разумными социальными животными возрастом в пару десятков тысяч лет, жить осмысленно и этично, любить и уважать, испытывать благодарность и благоговение, жить из счастья и покоя, жить каждое мгновение целиком и без остатка; насколько мы сами умеем не считать смерть и болезни проблемой и препятствием к счастливой жизни; насколько мы умеем слышать и слушать сознание и тело, соединяя их в едином акте жизни прямо сейчас, опираясь на глубинные доступные нам в это мгновение ценности; насколько панорамно и широко мы можем видеть контексты наших действий, мыслей, высказываний и чувств. Насколько мы можем становиться теми людьми, которыми все мы, я уверен, можем быть.

17o-tile

Я не верю в божественный замысел и то, что у нашего развития есть некая заданная заранее, предначертанная цель. Скорее, мы самонаводящиеся тела-сознания, имеющие возможность выбирать направление своего движения в каждом новом мгновении и каждом новом действии. Так пусть мы сможем этот выбор по-настоящему совершать, и пусть он будет соответствовать нашим смыслам и ценностям, в которых суперинтеллект машин соединяется с нашей всё возрастающей человечностью. В этом случае, вероятно, у нас ещё есть шанс.

Примечания

  1. «Революция искусственного интеллекта» — перевод на русский, оригинал часть 1, часть 2.

Москва, 20−21 февраля: «Воплощенное сознание: интеграция тела и ума»

Семинар состоится на выходных 20 и 21 февраля, с 11:00 до 18:00, в Москве, в студии «Воздух».
Заказать билет!


Тело — это проводник нашего выражения в мире. Это то, через что мы проявляем себя, взаимодействуем с другими, познаём мир. Насколько хорошо мы осознаём то, как связаны тело и сознание? Одни люди живут полностью «из головы», забывая про тело или даже активно отрицая его. Другие — пытаются бороться с умом, обвиняя его во всех бедах своей жизни. Для большинства из нас характерно ассоциировать себя с «видом сверху», с некой сознающей, контролирующей, принимающей решения, делающей выбор личностью, которая словно живёт внутри черепной коробки, управляя всем остальным телом. Я называю такое положение вещей — «синдромом крановщика», и искренне сомневаюсь, что этот «синдром» способствует целостной и здоровой жизни.

Что же делать?

Ответ, на самом деле, очень простой — исследовать, и чем раньше, тем лучше!
Связь тела и ума можно исследовать множеством различных способов, и мы будем использовать один из них — практику осознанности.

При помощи практики осознанности, на семинаре мы коснемся следующих тем:

  • Как поза тела связана с состояниями сознания? Тело всегда находится в какой-то позе — есть ли взаимосвязь у различных поз с состоянием ума?
  • Какие позы способствуют покою и ясности ума? Стабильности и гибкости ума?
  • Как в нужной ситуации быстро вернуть себе ощущение опоры, поддержки и центрирования?
  • Как связаны телесные ощущения, мысли и эмоции?
  • Как связаны приятные и дискомфортные телесные ощущения и состояния ума?
  • Как наши намерения управляют телом, и как тело создаёт намерения в нашем уме?

И наконец — возможна ли интеграция тела и ума? И если наше сознание — действительно воплощённое, то в чём заключается наше сознательное воплощение в этом мире?

Внимание: приходите в удобной, спортивно-домашней одежде.
Мы будем ходить, стоять, сидеть и лежать, важно, чтобы вам было
удобно в этой одежде при любых положениях тела!

Стоимость семинара:

При оплате до 14 февраля — 7500 руб
После 14 февраля — 10 000 руб

Заказать билет!