Архивы

Видеозаписи бесед из Карпат-2018

Летние интенсивные ретриты в Карпатах — уже добрая традиция, и вновь возвращающиеся участники (некоторые из которых приезжают издалека) — это добрая обратная связь. Надеюсь, что для ребят этот летний интенсив был таким же глубоким и красивым, как и для меня самого.

Спасибо за фотографии одной из участниц. Их можно листать в стороны, наведя курсор на картинку выше.

А ниже выкладываю записи трёх вечерних бесед и короткие текстовые описания к ним, из которых становится примерно понятно, чем мы там занимались.

Пусть эти беседы, как и сам ретрит для участников, пойдут на благо.

Новый способ обработки информации

Субъективное пространство внимания наполнено самой разной информацией. В нем могут возникать мысли, образы, эмоции и всё, что мы видим, слышим, ощущаем — всё это наша нервная система как-то преподносит и реконструирует. С точки зрения практики внимания всё, что мы можем делать — это замечать то, что возникает в пространстве внимания, замечать как оно возникает, как оно длится, как оно уходит и что остается после того, как что-то уходит.

Практикуя внимательность, мы учим свою нервную систему обрабатывать всю входящую информацию и возникающую внутреннюю информацию новым образом. Мы учимся взаимодействовать со всем, что возникает в пространстве внимания и для этого существует несколько навыков, с точки зрения работы внимания, которые мы можем освоить. Читать дальше

Видеозаписи бесед из Рогово-2018

Летние интенсивные ретриты недалеко от Москвы — уже добрая традиция, и вновь возвращающиеся участники (некоторые из которых приезжают издалека) — это добрая обратная связь. Надеюсь, что для ребят этот летний интенсив был таким же глубоким и красивым, как и для меня самого.

На ретрите делали мало фотографий, потому что это довольно сильно отвлекает. Но пару фотографий всё-таки можно посмотреть, наведя курсор на картинку выше, и листая в стороны.

А ниже выкладываю записи четырёх вечерних бесед и короткие текстовые описания к ним, из которых становится примерно понятно, чем мы там занимались.

Пусть эти беседы, как и сам ретрит для участников, пойдут на благо.

Как видеть вещи такими, как они есть. Что такое випассана?

Созерцательные традиции говорят о том, что невежество — это неспособность видеть вещи такими, как они есть. Мы не видим вещи такими, какие они есть, потому что невежественны. Обнаружение изменчивости преходящей природы всего, с чем мы сталкиваемся — фундаментальный принцип випассаны. Випассана — это медитация прозрения.

Что происходит, когда я прозреваю? Осыпаются слои, построенные на невежественном фундаменте. Происходит переход от эгоцентрической к мироцентрической перспективе. Не жизнь вращается вокруг меня, а я — часть всего этого.

Вся практика направлена на то, чтобы обнаруживать, что всё, с чем мы имеем дело — субъективная реальность, а такой сущности как «я» просто не существует отдельно от остального контекста.

Оказывается, что видеть вещи такими, как они есть — не такая тривиальная задача и для этого нужна практика.

Что такое практика осознанности и какие у неё необходимые условия?

Практика осознанности — умение воспринимать каждое мгновение как новое. Всё, с чем мы сталкиваемся происходит в первый раз. «Ум новичка» — ум, воспринимающий каждый раз все звуки, ощущения в теле, мысли как новые. Читать дальше

Семь дней тишины, или «чайный ретрит» в Грузино

Вы можете листать фотографии, наведя на них курсор.

Ярко и солнечно в первый день, затем на три дня дожди и холод как практика очищения, затем облачно и ураганный ветер, и в последний день вновь тепло, ясно и солнечно. В день отъезда — ливень. Всё как по учебнику.

Из трёх моих «семейных ретритов» под Петербургом, этот был самый глубокий и интимный, спасибо за это всем участникам, приютившему нас хозяину дома, и прежде всего — моей жене Маше.

Довольно подробно о том, как проходят наши ретриты, я рассказывал в отчёте о прошлогоднем «Черничном ретрите» здесь, и в отчёте про ретрит в Закарпатье здесь.

Если вас интересует система созерцательной практики, которую я преподаю, то с ней можно познакомиться вот здесь.

Ну, а сейчас просто начну с отзыва:

Ирина:

    Молчаливый ретрит казался вызовом себе, потому что я люблю общение и плохо справляюсь без него. Но я старалась не строить ожиданий. Молчать оказалось легко: наш день был устроен так, что говорение не требовалось, а медитационные сессии, йога и вечерние лекции давали ту энергию, которую я обычно получаю от общения.

    Расписание показалось мне идеально продуманным: когда тело уже не позволяло направить внимание ни на что, кроме физического дискомфорта, начиналась йога, после которой не оставалось ни физической, ни эмоциональной усталости. Еда — отдельный пункт. Она тоже очень вдохновляла ;) Семейный формат, жизнь в загородном доме на природе очень помогли замедлиться, расслабиться и позволить себе погрузиться в наблюдение.

    Оказалось, что вставать рано не страшно, а очень приятно — это первое, что я постаралась и буду дальше стараться не забывать, вернувшись домой. Когда начинаешь день не со спешки, а с йоги, медитации и дыхательных практик, день получается совсем иным. Буду учиться замедляться иногда и не делать несколько дел одновременно — это тоже один из главных уроков.

    На ретрите я приобрела много инструментов, которые действительно помогают мне в работе с эмоциями — пришло время завязывать с борьбой с негативными эмоциями (поняла пораньше, но не знала как), в продвижении на пути к пониманию и принятию себя. Самое приятное, что инструменты не волшебные (читай: понятные и заслужившие доверие). Читать дальше

Впечатления от конференции «Ясный ум»

На прошлых выходных состоялась долгожданная I Международная конференция «Ясный ум: Наука, практика и культура осознанности», в которой я принимал самое непосредственное участие. Что тут можно сказать? Событие совершенно феноменальное, и прошло оно на самом высшем уровне!

Около 600 посетителей, около 50 спикеров, большая команда организаторов, 3 параллельных программы в трёх залах на протяжении двух дней — у меня не хватало времени даже на перекус, настолько всё это было живым и насыщенным. Как всегда на таких мероприятиях, я посетил в лучшем случае 15% круглых столов и презентаций, потому что участвовал в своих собственных, а в перерывах между ними крайне плотно общался в коридорах и кулуарах, ведь как известно, львиная доля интересного происходит на таких конференциях именно во время общения в коридорах, и самое важное, для чего они проводятся — это нетворкинг, то есть возможность всем людям в теме перезнакомиться друг с другом, найти пересечения, и наметить планы на общие проекты.

Собственно, поэтому конференция и получилась именно такой — многогранной, ведь среди выступающих были профессора университетов и люди науки, бизнесмены, люди творчества, инженеры, философы, чиновники, психотерапевты с врачами, учителя и директора школ, преподаватели осознанности и медитации, люди из Сколково и ВШЭ, и кого там только не было! Один мой друг заметил в приватной беседе, что ему не хватило цельности происходящего, но я как со-организатор (пусть мой вклад в организацию был весьма скромным) вижу в этой эклектике происходившего, в мозаичности — важный этап формирования сообщества, ведь суть конференции — в том, что все эти люди, и все эти обсуждения и круглые столы, презентации и доклады, собираются вокруг общей темы — повышения уровня осознанности.

Я участвовал в нескольких обсуждениях: «Телесная осознанность», «Осознанное родительство», «Пре:образование человека», и немного в секции про интегральный подход Кена Уилбера, модерировал два круглых стола — «Ассоциация преподавателей осознанности» и «Психотерапия и осознанность», а также провёл практическое занятие по системе Базовой осознанности (Basic Mindfulness) Шинзена Янга.

Организация была действительно на высшем уровне, я на таких конференциях никогда не был. Начиная от прекрасной технической составляющей — трансляция в интернете с синхронным переводом на английский (!!), видео-съемка всех мероприятий, точность начала и окончания всех круглых столов и презентаций, объявление по громкой связи о начале каждого следующего события — и заканчивая тем, что все заявленные спикеры вышли на связь. Кто не смог приехать лично — общался с народом через скайп. Кто не мог через скайп — прислал запись видео. Учитывая, что программа последний раз корректировалась прямо накануне старта конференции, это просто невероятно удивительно, что всё прошло так чётко. Низкий поклон всем тем десяткам людей, кто помог этому событию состояться.

Что ещё было круто, так это музыкально-творческая составляющая. Концерт Далера Назарова (и пронзительное пение Шавкмамада Пулодова) и читка фрагмента пьесы «UFO» Ивана Вырыпаева, I-amness и Bahar Trio — всё это создавало атмосферу праздника не только для ума, но и для сердца!

Набор спикеров очень впечатляющий, достаточно посмотреть на сайте конференции, чтобы в этом убедиться. И да, она действительно была международная не только на словах.

Теперь ждём видеозаписи (они обязательно будут), заполняем форму обратной связи, и готовимся к следующей конференции!

Положили начало легализации дискурса осознанности в российском обществе, двигаемся дальше :)

Черничный ретрит в Громово

Фотографии можно листать, наведя на них курсор мыши.

На ретрите мы учились понимать с максимально возможной ясностью, как мы воспринимаем жизнь, что из этого следует, и как можно переучиться воспринимать её немного иначе так, чтобы из этого следовало что-то поприятнее — для себя, и для других. Делали мы это через интенсивную практику самонаблюдения во всех состояниях — сидя, лёжа, при ходьбе, во время еды и в ванной.

Формально, мы использовали буддийские техники — сатипаттхану, випассану, дзадзэн — и их современные вариации от Шинзена Янга, Кеннета Фолка, Махаси Саядо, Тхить Нят Ханя и других маленьких и больших учителей.

При этом, для одних этот ретрит оказался возможностью познакомиться и найти контакт с телом, для других — услышать и выйти из-под власти эмоций и мыслей, для третьих — научиться жить в пробуждённом состоянии, не выпадая из реальности, для четвёртых — духовным путём реализации Покоя и Прекращения.

Инструменты универсальные, а дальше всё зависит от запроса.

ret1

Вот распорядок каждого дня:

6:00 Подъем

6:30 Йога
7:00 Сидячая практика

8:00 Завтрак

9:00 Практика ходьбы
9:30 Сидячая практика
10:30 Практика ходьбы
11:00 Сидячая практика
12:00 Йога

13:00 Обед
14:30 Практика ходьбы
15:00 Сидячая практика
16:00 Практика ходьбы
16:30 Сидячая практика
17:00 Йога

18:00 Вечерний чай
19:00 Беседа по теме дня
20:00 Сидячая практика

И всё это — в полном молчании и сосредоточенной погруженности в индивидуальные переживания. Молчание прерывается только на время индивидуальных бесед — с каждым по десять минут, через день. Это необходимо, поскольку у каждого своя скорость, свои задачи, и свои сложности.

ret4

А что за практику мы делали, и чему в принципе посвятили каждый из этих дней?

День первый

Первые несколько дней ключевая задача — понять, что такое внимательный покой, и как переживается сосредоточение через расслабление, а не через напряжение (как мы привычно воспринимаем концентрацию). За эти дни учились сонастраивать позу тела и состояние сознания, расслабляться и работать с телесными блоками и зажимами, старались помнить и вспоминать себя во всех положениях — сидя, стоя и лёжа.

А грамотная, внимательная, мягкая йога, которой мы занимались по 3 раза в день, была не только для того, чтобы помогать участникам выдерживать тяготы неподвижной медитации, но и позволила развить телесную осознанность тем, кому это было необходимо. Спасибо большое Марии Терёхиной, замечательному инструктору (и нашей кормилице на ретрите!)

В первый вечер — познакомились с основными принципами подхода базовой осознанности. Читать дальше

Отчёт о ретрите в Закарпатье

(галерею можно листать в стороны)

Закончился очередной ретрит по практикам базовой осознанности, на этот раз — в совершенно волшебных местах Закарпатья. 14 участников, 6 полных дней практики, 4 дня молчания.

Ретрит нечасто оказывается временем расслабленного отдыха, хотя в этот раз мы достаточно гуляли по горам, собирали чернику, слушали колокольца коров и созерцали закаты. Чаще это время интенсивной работы, и как правило — именно за этим люди и едут на ретрит, чтобы за отведенный срок как можно лучше познакомиться со своим телом и умом, как можно лучше изучить принципы их работы.

Зачем для этого нужен именно такой специфический формат?

В обычной жизни у нас множество отвлечений и параллельных дел, и мы редко когда имеем возможность заняться телом и умом самими по себе.

Сторонники воплощенного подхода (эмбодимент) могут здесь возразить мне, что мы по определению проявляемся через тело-ум всегда в контексте жизненных ситуаций — и я с этим полностью согласен. Однако для изучения их функционирования нужны определенные навыки внимательности, и гораздо проще развивать эти навыки в максимально способствующих этому условиях.

Такими условиями прежде всего являются спокойный ум, однонаправленный фокус внимания и открытое присутствие в происходящем.

Внешнее молчание, плотный график практики, два полноценных занятия йогой в день для раскрытия тела, а также конкретные инструменты для наблюдения механизмов работы ума — всё это необходимо для того, чтобы мы могли успокоиться, раскрыться, прочистить сенсорные каналы восприятия, и начать видеть «четыре благородные истины» в действии:

Если где-то и есть проблема, то она не во внешней ситуации, а в наших привычках, тенденциях ума, шаблонах восприятия, мышления и поведения. Эти тенденции и шаблоны возникают неслучайно; они — следствие нашего неосознанного, бессознательного отношения к жизни.

Систематической тренировкой позитивных качеств ума возможно эту ситуацию поменять. Это сделает нас свободнее, счастливее и спокойнее, а нашу жизнь — более наполненной и осмысленной. Это проверено миллионами людей за последние несколько тысяч лет, и подтверждается современными исследованиями. Для этого даже не обязательно вступать в секту!

Благодаря такой систематической тренировке позитивных качеств ума мы меняем поведение и мышление — то есть привычки тела и ума; меняем то, как тело-ум воплощается в каждой новой ситуации.

Ключевое условие для этого — научиться направлять внимание туда, куда требуется, несмотря на любые отвлечения, чтобы осознать то, что там происходит.

Поэтому на внешнем уровне, уровне упражнений, в благословенном Закарпатье мы в основном занимались тем, что всё время или направляли внимание в те или иные сенсорные каналы — в визуальное пространство, в ощущения, звуки, вкусы и запахи, в пространство мыслей и образов, состояний и намерений, желаний и восприятий, — или полностью отпускали всякие намерения и учились просто быть, прежде всякого действия или восприятия.

На внутреннем уровне, уровне состояний, у многих участников случился эмоциональный «расколбас», и сколько бы я каждый день не предупреждал о том, что это нормально и естественно, и что это бывает почти у каждого первого, некоторым этот процесс дался довольно тяжело.

Всё дело в том, что как только мы перестаём забивать свою «оперативную память» множеством параллельных процессов, успокаиваемся и затихаем, то все эмоциональные и психологические зажимы начинают размягчаться и плавиться, подниматься на поверхность. Как тело компенсирует, скажем, перекосы в тазу обратными перекосами в плечах (все мы отклоняемся в другой бок, когда несём тяжелые сумки), психика компенсирует одни психологические «зажимы» — другими, тщательно маскируя все возникающие «перекосы».

Когда начинаешь слушать тело, успокаиваться, замедляться и сосредотачиваться, вся штукатурка начинает осыпаться и открывается реальное положение дел. На которое психика реагирует известным ей образом — эмоциональным сопротивлением. Это может проявляться как радость, гнев, печаль, подавленность, сомнение, спокойствие, эйфория, раздражение, усталость… Часто — комбинации из всего этого. Часто — маятник, когда состояния полярно меняются (депрессия ←→ эйфория, «что я здесь делаю?» ←→ «всё ясно, как божий день», и так далее).

Всё это предоставляет прекрасное поле для работы, и с грамотным инструктором возможно пройти через эти состояния качественно и результативно, подобно удачливому золотоискателю вынося с собой из них слитки инсайтов, пониманий и реализаций.

Благодаря этому ретриту я и правда стал более грамотным инструктором — он оказался непростым и обучающим. Ни на одном ретрите я столько не общался с участниками лично. Мало где требовалось находить настолько точные слова, уметь слышать, уметь обращаться прямо к сердцу, прямо к сути. Только в середине процесса я узнал, что несколько человек на ретрите были беженцами из Луганска, мама ещё одного участника и по сей день там, а у ещё одного участника случилось недавнее семейное горе. Всё это создавало довольно тонкий и очень чувствительный фон для всего, чем мы занимались.

Очень рад, что формат нашего погружения был не очень жестким, что вкупе с потрясающе красивой природой Закарпатья создало мягкий противовес происходящим эмоциональным «качелям». Я чувствую, что смог справиться с задачей, смог в каждом случае выслушать и найти именно те слова, которые выравнивали участников и давали им пространство большего покоя и ясности.

Для меня этот ретрит был именно про это. Про точность, покой и ясность. Именно таким я старался быть для участников — точным, спокойным и ясным — и именно этому и обучал, предлагая простые и конкретные инструменты. Надеюсь, участники смогут воспользоваться этими инструментами и полученными знаниями (прежде всего, знанием самих себя) за пределами ретрита, в обычной жизни. Сейчас всем это очень нужно!