25 января 2019

10 стадий медитации прозрения

Предлагаю ниже перевод фрагмента текста учителя медитации Шинзена Янга «What is mindfulness». В этом фрагменте Шинзен предлагает своё видение того, как развивается процесс наблюдения за сенсорными событиями в процессе медитации осознанности. В ней мы отслеживаем любые события, которые возникают в это мгновение внутри и вокруг нас — звуки и мысли, эмоции и телесные ощущения, воспоминания и желания, образы и планы… Любые события в какой-то момент возникают — например, за окном проезжает машина, или в голову приходит очередная мысль, — и заканчиваются. Машина уехала и звук её затих. Прошлая мысль сменилась очередной мыслью.

На протяжении тысячелетий люди, практикующие созерцательные техники, обнаруживали, что если начать уделять этому процессу возникновения и исчезновения событий самое пристальное внимание, то это приводит к глубоким прозрениям (санскр. випашьяна) в природу «я». И более того, что это прозрение разворачивается постадийно.

В различных школах описывается разное количество стадий: 10 стадий «выпаса быка» в дзэн-буддизме, 16 стадий прогресса прозрения в формулировке бирманского мастера Махаси Саядо, 4 уровня просветления в буддизме тхеравады, 9 стадий «усмирения слона» в тибетском буддизме, и так далее.

Шинзен Янг предлагает в этом тексте свой взгляд прогресса инсайта, и суммирует его в 10 стадий.

Танец в Источнике

Вот большая картина. Помните, что это просто предположение о том, как могут обстоять дела.

1. Только начиная

Вы стараетесь отслеживать всё то, что происходит, но тратите много времени на размышления о том, правильно ли вы практикуете и что вам требуется делать.

Вы теряетесь в мыслях и вас захватывает телесный дискомфорт. Вы думаете о том, что думаете о том, что думаете…

2. Понимая форму

Вам становится знакома форма техники. Вы можете укорениться и просто выполять её. Вы отслеживаете последовательности сенсорных переживаний так, как они происходят, не слишком рефлексируя на сам процесс.

3. Замечая грубое непостоянство

Вы начинаете замечать, что любые переживания приходят и уходят.

4. Замечая тонкое непостоянство

Индивидуальные сенсорные события тоже начинают распознаваться как вибрирующие и зыбкие.

5. Замечая подлежащую зыбь

Каждая вибрация и зыбь также возникает и уходит. Сенсорные события — это своего рода «синтез Фурье» из частотных компонент.

В последующих диаграммах мы сосредоточимся только на событии в красном круге, чтобы не усложнять объяснение.

6. Ритмичное возникновение и прекращение

Кружочки обозначают «Ноль» — Ничто, из которого возникает и куда возвращается каждый отдельный всплеск. Пунктирная линия обозначает границу между досознательным и сознательным переживанием. На этом этапе досознательная активность становится осознаваемой. W = всплеск.

7. Прекращения становятся яркими

Ничто, в которое возвращается каждый всплеск (О←), становится ярким, предоставляя:

  • Покой
  • Безопасность
  • Удовлетворение
  • Любовь

Заметьте, что переживаниям нужно всё меньше и меньше «рождаться», то есть возникать в виде событий на поверхности сознания. Обычные поверхностные переживания становятся менее значимыми и яркими. Тонкие досознательные переживания доминируют в сознании.

8. Возникновения становятся яркими

Стрелки в стороны (О→) указывают на распад, поляризацию Ничто в силы расширения и сжатия. Стрелки внутрь (О←) указывают на воссоединение (взаимообнуление) этих сил.

Переживания возникают из щели, которую создаёт Ничто, когда делится на будущее (расширение, ян) и прошлое (сжатие, инь). Они исчезают, когда эта щель схлопывается, воссоединяя будущее и прошлое в Абсолютном Настоящем Ничто. Это особое Ничто знакомо созерцательным традициям по всему свету:

  • латынь — nihil per excellantiam (западное христианство)
  • греческий — kenosis (Православие)
  • иврит — ayn (Каббала)
  • арабский — fana' (суфизм)
  • испанский — nada (св. Иоанн Креста)
  • немецкий — nichts (Мейстер Экхарт)
  • китайский — (даосизм)
  • санскрит — nirodha (индуизм, буддизм)
  • санскрит — śunyatā (буддизм)

9. Время начинает искривляться

Все возникновения имеют тенденцию соединяться в единую поляризацию. Все прекращения имеют тенденцию собираться в единую нейтрализацию. Субъективное время начинает всё меньше ощущаться растянутым в линию. Очень мало что происходит, и всё происходит.

10. Танец в Источнике

Вы пребываете в метафорической «чёрной дыре» за пределами времени и пространства, участвуя в чистом потоке Источника. Одно Ничто, образно говоря, это гравитационная сингулярность. Граница между поверхностью и глубиной сознания (обозначенная пунктирной линией) — это метафорический «горизонт событий».

Как сказал поэт 16 века св. Иоанн Креста:

    Que bien se yo La Fonte
    Que mana y corre
    Aun que es de Noche.

    Как сладостно мне знать источник,
    бегущий во тьме этой ночи!

    (перевод Л. Винаровой)

Или как описал это британский поэт Т. С. Элиот на 300 лет позже:

    At the still point, there the dance is,
    But neither arrest nor movement.
    And do not call it fixity,
    Where past and future are gathered.

    В спокойной точке ритм,
    Но не задержка и не движенье.
    И не зови остановкой
    Место встречи прошлого с будущим.

    (перевод А. Сергеева)

Завершающий комментарий

Эти последние два примера «Абсолютного Сейчас» показывают, что центрированность в настоящем не такое уж безобидное дело как можно подумать. Доведённое до предела, оно может сотрясти вещественность себя и мира.

Вы можете скачать этот перевод в виде pdf-файла (6Мб).

Все доступные переводы текстов и инструкций Шинзена Янга находятся здесь.

Комментировать