Простые сложные эмоции: семинар в Петербурге 31.01

Хотя говорят, что эмоциями занимается скорее психотерапия, чем медитация, это не совсем верно.

Точнее, совсем не верно, поскольку работа с эмоциями находится в центре всех созерцательных традиций, и сводится к простому вопросу:

Что делать с негативными эмоциями и как культивировать позитивные?

На семинаре мы коснёмся и поработаем со следующими вопросами:

    • Как жить в балансе?
    • Как не «залипать» в негативных эмоциях надолго?
    • Как использовать широту сознания как ресурс для адекватного проявления в мире?
    • Как распознавать и переживать спектр позитивных эмоций?
    • Как «удержать» пиковые состояния и сильные позитивные переживания, и интегрировать их в свою жизнь?
    • Как «на лету» трансформировать негативные эмоции в позитивные?

Все эти вопросы можно исследовать с помощью техник внимательности, и культивировать такие навыки, которые позволят всё это реализовывать в полной мере.

На семинаре вы получите конкретные рабочие инструменты по «обесточиванию» и трансформации негативных эмоций, и по расширению спектра распознавания и культивации позитивных эмоций.

Длительность: 4 часа
Стоимость: 800 рублей

Место: Йога 108
Время: 31.01 с 12:00 до 16:00

Ссылка на страницу события в Контакте

Подкаст «Радио-осознанность», выпуск 2, Жизнь в эпоху перемен

«Радио-Осознанность: Дорожный подкаст для тех, кто в пути»

Второй подкаст нашего совместного проекта с моим коллегой и товарищем Валерием Веряскиным, которого многие из вас знают как «Будда в городе».

Выпуск 002. Жизнь в эпоху перемен.

В этом выпуске мы с Валерой обсуждаем, как жить в эпоху перемен, что такое кризис, что может нас в моменты перемен поддержать, и на что мы можем опереться в постоянно ускользающем из-под ног мире.

В каждом подкасте мы раскрываем очередную тему со стороны психологии, духовности, практики медитации и повседневной внимательности.

Стараемся не только умничать, но и предлагать конкретные способы взаимодействия с ситуациями.

Каждый подкаст начинается и заканчивается медитацией от ведущих.

Или вы можете скачать подкаст в mp3.

Приятного прослушивания!

Новогоднее: Начинать с себя

Дорогие старые друзья и новые знакомые, близкие и далёкие, самые разные!

Скажу честно, для меня новый год не несёт какого-то особого смысла, поскольку новый год происходит каждый день, много раз в день — новая жизнь, новый шанс, новая возможность выбора, новые планы, новые воплощения.

Тем не менее, это хороший повод напомнить о чём-то важном. Особенно потому, что год этот сложился очень неоднозначным.

Очень хочется в будущем году пожелать всем больше мира, больше добра друг к другу. Меньше разделённости, меньше вражды: народов, власти и народа, людей друг к другу.

Хорошо желать всего этого в абстрактном смысле, но важнее, наверное, желать в конкретном — потому что только начиная с себя, мы можем постепенно хотя бы пусть и мечтать об изменении мира.

А что значит — начать с себя? Как это делать?

Короткая версия давно изложена на всех языках мира: возлюби ближнего, как самого себя.

Но что кто понимает под «ближними»? Умеем ли мы любить себя? Как вообще делать всё это?

Для тех, кто (как и я) считает все эти вопросы закономерными и непростыми, есть развёрнутая версия.

Привожу её здесь словами буддийского философа 8 века Камалашилы:


Сначала, осваивая равностность и таким образом избавляясь от привязанности и неприязни ко всем существам, следует достичь равного отношения к ним.

Размышляйте: «Все желают счастья и не хотят страдать. И нет такого существа, которое в безначальной Круговерти сотни раз не становилось бы моим родственником; так к кому же привязываться и кого ненавидеть? Поэтому буду равно относиться ко всем», — и культивируйте, равное отношение, начиная с посторонних и кончая друзьями и врагами.

Затем, достигнув равного отношения ко всем существам, осваивайте любовь. Увлажнить душу любовью — словно подготовить почву, содержащую золото. Если затем бросить туда семя сострадания, оно легко даст сильный росток.

Затем, проникнувшись любовью, следует культивировать сострадание. Сострадание — это желание, чтобы все страдающие существа избавились от страданий. А поскольку все существа Трех Сфер испытывают три аспекта страдания, то сострадание следует культивировать по отношению ко всем существам, созерцая:

…Людям не везет в нескончаемом поиске желанного, и они ненавидят друг друга, причиняют друг другу вред; расстаются с приятным и встречаются с неприятным; терпят бедность и прочие неисчислимые страдания. Те, чей ум обуян страстной привязанностью и разными прочими омрачениями, и те, кого смущают разные ложные воззрения, тоже очень страдают, как будто вот-вот упадут с обрыва, ибо всё то — причины страдания.

…Затем думайте: «Как я не желаю страдать, так и все другие», — а также: «Ох! Все эти милые мне существа страдают. Как же их спасти от страдания?»

Такое сострадание, при котором осознаешь, что другие страдают, как ты сам, и желаешь их избавить от этого страдания, следует культивировать по отношению ко всем существам все время — и в сосредоточении, и при всех обыденных занятиях.

Сначала его осваивайте относительно родных и близких, видя, как они испытывают разные страдания, о которых, говорилось.

Затем, осознав, что все существа равны, думайте: «Все существа — мои родственники», — и осваивайте сострадание относительно посторонних.

Когда сострадание к ним станет таким же, как к родным и близким, осваивайте его по отношению ко всем существам десяти сторон света.

Когда сострадание в форме сильного желания избавить всех от страдания — будто любимого ребенка от несчастья — начинает течь естественно и равно ко всем существам, оно становится совершенным, обретает имя великого сострадания.

И любовь — желание, чтобы существа обрели счастье, сначала следует осваивать относительно родных и близких, а затем — относительно посторонних и врагов.

Когда таким образом свыкаются с состраданием, постепенно возникает естественное желание спасти всех существ. Поэтому, свыкнувшись с основой — состраданием, следует осваивать устремленность к Пробуждению (бодхичитту).

Бодхичитта есть двух видов: относительная и абсолютная.

Относительная — это устремленность в форме желания достичь высшего, истинно совершенного Пробуждения:

«Чтобы помочь существам, да стану Буддой!» — впервые порожденная вслед за сострадательной клятвой спасти всех существ.

…Таким образом породив относительную устремленность к Пробуждению, старайтесь затем взрастить абсолютную.

Абсолютная бодхичитта — это внемирское, свободное от всех измышлений, совершенно ясное, высшее поле опыта, чистое, неколебимое, как пламя светильника в безветрии.

Она осуществляется при постоянном и длительном освоении йоги покоя и прозрения (саматха и випассана).


С новым годом, друзья! Будьте счастливы! Пусть всё будет хорошо.

Мастерская внимательности: Семь дней практики

Мастерская внимательности — это замечательная возможность провести первые 7 дней нового года с пользой для себя, развивая важные навыки осознанности, внимательности и присутствия.

Внимательное присутствие во всём, что с нами происходит, даёт возможность жить по-настоящему, чувствовать по-полной, и быть открытыми, чуткими и восприимчивыми.

Каждый новый день мы будем делать акцент на одном из органов чувств, будем исследовать и впитывать тот мир, который он нам раскрывает. Мы пройдём через пять традиционных органов чувств — тело, слух, вкусы и запахи, визуальное восприятие, и затем добавим к ним сознание — шестой «орган» восприятия, согласно буддийской традиции. Точно так же, как уши дают нам возможность воспринимать звуки, сознание даёт нам возможность воспринимать свои чувства, мысли и состояния, а это — ключ к счастливой и наполненной жизни.

В последний седьмой день мы соберём все наши раскрытые «сенсорные каналы» в единое целостное присутствие.
Каждый новый день на сайте будет выкладываться новая запись с теорией и практикой — конкретными упражнениями по теме этого дня.

Вы можете подписаться на рассылку, и тогда вам на почту в течение 7 дней каждый день будет приходить новый текст с теорией и упражнениями. Или же просто заходить на сайт после 10 утра по московскому времени.

Участие бесплатное.

Будьте счастливы, и спасибо вам большое за внимание!

Заходить — сюда!

В поисках счастья: относительное и абсолютное решение

Оригинал текста был опубликован в журнале «Эрос и Космос» 29 декабря 2014 года.

Многие клиенты обращаются ко мне с такими запросами: хочется чуть больше покоя, центрирования, целостности, чуть больше счастья, баланса в жизни. И это действительно всё то, что даёт, согласно современным исследованиям и тысячелетней традиции, практика медитации mindfulness (медитации внимательности). Помогать людям находить чуть больше покоя и гармонии в жизни — я вижу в этом огромный смысл и радость, и знаю, что техники внимательности действительно работают1. Тем не менее, я стараюсь не забывать о том, что покой, центрирование и счастье в современной нерелигиозной практике медитации означают нечто совсем иное, чем в религиозных созерцательных традициях.

В этой статье я хочу затронуть тему разницы между подходами западного mindfulness-движения и духовных традиций Востока к практике внимательности.

Скажу сразу, что в современной мирской традиции медитации (которая заявляет, что выкинула весь «мифический багаж» традиционных религий) происходит подмена понятий, когда свойства и эффекты медитации подменяют собой её цели — то, для чего она была разработана около 2500 лет назад. А разработана она была только для одного — полной и радикальной трансформации нашего сознания таким образом, чтобы достичь освобождения от фундаментального беспокойства, вызванного мнимой ограниченностью нашего «я». В одних традициях это достигается через прозрение в иллюзорность «я», в других — через реализацию тождественности этого «я» и Бога, и так далее. На протяжении тысяч лет никто не практиковал медитацию для снижения риска сердечно-сосудистых заболеваний или оптимизации своих рабочих процессов.

Медитация была разработана только для одного — полной и радикальной трансформации нашего сознания

Я ни в коем случае не утверждаю, что одни цели лучше других. Уже давно в терапии и коучинге утвердился принцип работы от запроса клиента, когда направление движения задаётся целями клиента, а в том случае, когда клиент не понимает свои цели и ценности, терапевт/коуч помогает эти цели клиенту прояснить. Медитация, как и любой другой инструмент самоисследования, может служить разным целям.

Тем не менее, многие нейропсихологи (и присоединившиеся к ним учителя духовных традиций) высказывают в последнее время опасения, связанные с тем, что десятки книг и тысячи исследований (про)дают сейчас излишне позитивный и упрощённый взгляд на медитацию. Например, что простое упражнение по концентрации на дыхании может помочь вам получить больше покоя и собранности в жизни, больше яркости ощущений, меньше «радио» в голове… И действительно, практики медитации получают подобные эффекты. Собственно, многим клиентам я именно это и рекомендую! И тем не менее, часть этих эффектов, вероятно, можно получить и от регулярных поездок за город или смены диеты.

Чем отличается практика формальной медитации (скажем, когда мы спокойной сидим с закрытыми глазами) от поездки за город? По большому счёту, только целью. За город мы едем для чего-то: развеяться, подышать свежим воздухом, посмотреть на что-то новое и интересное. Возможно, для наполнения жизни новыми впечатлениями (для чего?), или для переключения от рутины (для чего?), или для бὸльшего здоровья (для чего?).

Для чего? В конечном итоге, полагаю, для того, чтобы в жизни было больше удовольствия, интереса и счастья2. Из общения с людьми, из чтения, из своего опыта я вижу, что мотивация любой деятельности, любой жизни вообще сводится, в конечном итоге, к желанию удовольствия, покоя, интереса или счастья (оставим за скобками мотивацию «потому что так надо/принято» или неспособность в принципе к саморефлексии). И если это так, то желания счастья, удовольствия, покоя — это на самом деле наши фундаментальные желания, самые глубинные желания. Есть ещё мотивации эффективности и самореализации, но если и их деконструировать простым «зачем?», то окажется, что желание эффективности и реализации связано с дискомфортом из-за их отсутствия. Другими словами, субъективное ощущение эффективности и реализации (а эти штуки всегда субъективны) всё так же даёт состояние удовлетворённости, счастья и покоя.

Однако наша человеческая ситуация заключается в том, что любые вещи, дающие нам радость, удовольствие и покой — временны. Как бы вкусно я не поел, через пару часов мне снова захочется есть; как бы качественно не съездил в отпуск, меня снова засасывает рутина; каким бы потрясающим не был мой только что завершенный проект, я уже снова ищу, чем заняться; каким бы хорошим не был вчерашний день, сегодня я снова ругаюсь с любимой… Всё это — относительные, временные меры, толкающие нас снова и снова к поиску временных же средств, дающих относительное удовольствие и покой. И это само по себе не плохо и не хорошо; это просто наша человеческая ситуация, в которой единственное абсолютное — это то, что в какой-то момент наша жизнь закончится смертью. И перед лицом этого абсолютного, какая разница, сколько раз я вкусно поел? Насколько я радостно или грустно жил? Сколько денег я скопил на счету?

Именно здесь на сцену человеческой истории выходит духовная созерцательная практика. Потому что она заявляет о чём-то совершенно удивительном: что возможна реализация абсолютного счастья, удовольствия и покоя. Возможно не просто «примириться» со своей смертностью с позиции ограниченного маленького человека, но реализовать смерть частью жизни, осознать себя неотъемлемой частью жизни и смерти, осознать себя их полным и абсолютным воплощением, узнать себя не только в жизни и смерти, но и вовне их.

И вот этим для меня отличается духовность от любых других направлений человеческой разумной деятельности. Тем, что её целью, в отличие от любых «мирских» дел, является абсолютное, а не относительное. Вневременное, а не временное. А практика внимательности, практика медитации была всегда простым инструментом на службе у такой духовности.

В истории человечества было сформировано множество духовных традиций, которые выбирали абсолютное, отрицая мирское, отрицая жизнь с её временными удовольствиями и личными смыслами; которые превозносили аскетизм и «уход в пещеры»3. И разумеется, это не то, к чему я всё это пишу.

В нашей человеческой природе, как я вижу, сводить всё к простым, но временным радостям. В том числе и потому, что горизонты нашего планирования как правило не учитывают скорую и такую абсолютную смерть (она гораздо абстрактнее реального чувства сытости или радости от нового плазменного телевизора). И духовность и медитация не избежали, весьма естественно, такого же упрощения. Подмены абсолютного — относительным. И в результате, медитация помогает повысить иммунитет и снизить нервозность, забывая о своём основном вопросе: «Зачем?». Перед лицом абсолютной смерти, по какой черте проходит субъективная грань между моим счастьем и страданием? Насколько эта черта удовлетворительна? Может ли она вообще быть удовлетворительной, пока я не решу основную загадку — как я рождаюсь и умираю в каждую новую секунду? И можно ли это вообще решить?

Практика внимательности даёт ответы на эти вопросы.

Она не даёт уйти только лишь в абсолютное, поскольку её единственная задача — непрестанно наблюдать за относительным. Непрестанно наблюдать за всем, что высвечивает наше внимание: звуки и запахи, телесные ощущения и эмоции, мысли и образы, состояния и суждения… И да, она даёт возможность переживать больше радости и счастья, воспринимать жизнь ярче и полнее.

Медитация помогает повысить иммунитет и снизить нервозность, забывая о своём основном вопросе: «Зачем?»

Но все эти временные переживания радости и счастья, пусть и более «чистые», чем удовольствие от вкусного гамбургера или веганской пиццы, обретают свой относительный смысл только в контексте абсолютного — и это также то, чему способствует непрестанная практика внимательности. Она начинает показывать любые явления так, какими они на самом деле предстают нашему сознанию до того, как мы навязываем им наши личные смыслы. И она начинает открывать источник всех явлений — то, откуда всё рождается и куда уходит. Делает нас сперва свидетелями ежесекундной жизнесмерти, затем участниками и частью этой жизнесмерти, а затем и самой этой жизнесмертью, которая воплощается и умирает нашим телом и сознанием сотни раз каждый миг.

Без раскрытия и реализации абсолютного в относительном ничто не имеет смысла. То есть имеет, конечно, но смыслы временные и неудовлетворительные в конечном итоге. Именно в этом суть духовности (в моём понимании), и именно это — то, что не понимают современные «воинствующие атеисты». Духовность — это не набор мифических верований и ненаучных убеждений. Это практика обнаружения абсолютного и реализации его в относительном. Практика наполнения прогулок в лесу, поедания пиццы и любви к ближнему абсолютным смыслом, когда каждое такое действие становится максимально полным и совершенным выражением жизнесмерти во всей её красоте.

Духовность — это не набор мифических верований и ненаучных убеждений. Это практика обнаружения абсолютного и реализации его в относительном

А то, что при этом (или — на пути к этому) мы находим в жизни чуть больше радости, чуть больше спокойствия, чуть больше красоты — это приятный побочный эффект. Как и то, что медитация помогает лучше спать, меньше ссориться с любимыми, и меньше переедать.

Ещё один важный момент, о котором я упомянул вначале: многие современные исследования практик внимательности выставляют их в исключительно позитивном свете; ещё бы, так много позитивных эффектов! Однако эти эффекты, как правило, измеряются после стандартной 8-недельной программы MBSR 4 — её исследуют больше всего. И да, если практиковать медитацию для снижения уровня холестерина (а я ничего не имею против этого!), то возможно, что вы будете отмечать линейные позитивные изменения. Но если вы практикуете ежедневно и регулярно, то вы знаете, что динамика изменений вовсе не такая линейная и позитивная, как хотелось бы (и об этом пишут не так часто, как хотелось бы). Действительно, с каждой неделей вы можете обнаруживать всё больше счастья и больше покоя, но можете обнаружить и сильные спады, сложности и застои в практике, низкие и тяжелые эмоциональные состояния. В современном языке это то, что называется «Тёмная ночь души», и об этом — в следующей статье.

Примечания

  1. В своей работе и своей практике я использую преимущественно методики бирманских и тайских традиций буддизма тхеравады (саматха и випассана), а также методы Гурджиева (вспоминание себя), Адьяшанти и других современных учителей. В частности, я практикую и преподаю базовую внимательность — системный подход Шинзена Янга к эффективному самоисследованию с помощью созерцательных практик.
  2. Когда Далай-ламу XIV спросили, в чём смысл жизни, он сказал: «Конечно, для того, чтобы быть счастливыми. Но это элементарный вопрос. Гораздо сложнее другой вопрос — как, собственно, это сделать?» (цитирую по памяти).
  3. Наиболее крайними примерами этому могут служить джайнизм и другие аскетические традиции Индии, философии киников и стоиков Древней Греции, практики «усмирения плоти» у средневековых христианских столпников и затворников, самомумификация японских монахов, и так далее.
  4. Mindfulness-based Stress Reduction — подход, разработанный американским учёным Джоном Кабат-Зинном, и успешно применяемый в школах, больницах, университетах и хосписах уже более 30 лет.

Про магию повседневного

Я много пишу всякого рационального, про то, как наши намерения влияют на наши поступки, а поступки — на действия. И это всё так, конечно, но вдобавок ко всему рациональному, есть ещё и магическое. Возможно, магия существует не где-то там в объективном мире, но она точно есть в нашем восприятии. И это именно эта магия, которая всегда делала нас людьми.

    Та магия, которая даёт ощущение близости, которая заставляет улыбнуться, глядя на простые движения или какие-то особые знакомые выражения лица любимого человека («даже когда я опухлик после сна?», уточняет любимая в этот момент, заглядывая через плечо).
    Та магия, которая даёт ощущение красоты, которая заставляет поразиться удивительной лаконичности ветви рябины под снегом, или абсолютному совершенству лягушки, выпрыгивающей у меня из-под ног на остановке автобуса по пути в Прагу.
    Та магия, которая позволяет почувствовать связь со всем мирозданием, с самыми далёкими галактиками. Узнать родство с этим строгим кипарисом или той зеркальной форелью. Узнать, что мы все нераздельно взаимозависимы в этом лучшем из миров.
    Та магия, которая даёт чувство «беспричинной» благодарности, восхищения, наполненности, смысла.
    Та магия, для которой канун католического Рождества — отличный повод, хотя она никак не привязана к сегодняшнему вечеру. И хотя некоторые говорят, что эту магию невозможно почувствовать специально, я всё же не совсем с этим согласен. Да, я опять про свою тему, но если быть более внимательными к этой магии или её возможности, быть более на неё настроенными, то и замечать её в жизни можно гораздо больше. А не замечать её — одна из самых больших трагедий, которые только могут случиться с человеком (и человечеством).

Если вам хочется больше почувствовать эту магию, просто составьте небольшой список благодарностей. Всем и всему, что всплывает. За всё, что хотите. Природе за этот дождь или снег за окном… Родителям за то, что дали вам жизнь… Жизни за то, что позволила вам узнать вкус клубники… Учителю по математики за то, что научил вас считать площадь круга… Это может быть всё, что угодно, всё, что приходит в этот момент.

Не думайте, что вы и так это знаете. Просто начните писать, и не останавливайтесь, пока не почувствуете, что выразили благодарность всем и всему, кому хотели.

(Старайтесь делать это не механистично, но вчувствоваться. Вы же действительно благодарны этому человеку, этому событию, этому дереву. Как это — чувствовать благодарность, записывая очередную строчку?)

Всех, кому близка христианская традиция и культура, поздравляю с католическим Рождеством, и пусть в нашей жизни будет больше магии.

P. S. А ещё, только что закончилась еврейская Ханука, праздник, напрямую связанный с магией. И ещё с верой, мужеством и смелыми действиями.

Подкаст «Радио-осознанность», выпуск 1, Делает ли медитация нас лучше?

«Радио-Осознанность: Дорожный подкаст для тех, кто в пути»

Этим первым подкастом мы начинаем новый проект с моим коллегой и товарищем Валерием Веряскиным, которого многие из вас знают как «Будда в городе».

Выпуск 001. Делает ли медитация нас лучше?

Собственно, именно об этом и пойдёт разговор в первом нашем выпуске. Делает ли медитация нас лучше, и что это вообще значит — «лучше»? В каком контексте? Если делает, то каким образом?

В каждом подкасте мы раскрываем очередную тему со стороны психологии, духовности, практики медитации и повседневной внимательности.

Стараемся не только умничать, но и предлагать конкретные способы взаимодействия с ситуациями.

Каждый подкаст начинается и заканчивается медитацией от ведущих.

Или вы можете скачать подкаст в mp3.

Мы с Валерой надеемся, что эта серия наших разговоров будет всем на благо!

Приятного прослушивания!

P. S. В перспективе мы хотели бы сделать для этого проекта отдельный сайт и постепенно развивать, записывая не только подкасты, но наполняя и другими полезными материалами. Однако это дело будущего, пока же мы будем использовать наши с Валерием Веряскиным сайты для публикации и продвижения наших подкастов.

Что такое медитация и зачем она нужна? Видео-лекция.

На этой встрече мы обсудили наиболее распространенные стереотипы о медитации, разобрали её принципы и определили цели.

Как можно управлять вниманием, что такое бдительный покой, зачем нужна практика прозрения, и где найти безусловное счастье — такое счастье, которое не зависит от условий?

Деятельное присутствие. Предновогоднее

Знаете, я раньше вообще не думал, а потом думал, что достаточно быть просто умным и прекрасным во всех отношениях человеком, с глубокой духовной реализацией и идеальной позой лотоса. А потом понял, что это всё не имеет никакого значения без действия. Действия, выражающего мысль, намерение, понимание, ощущение, состояние. Какого угодно, но действия. Пусть не идеального, но действия.

А потом я понял, что в основе любого действия — намерение. И что не бывает действия без намерения, явного или подспудного. И что если я хочу что-то прояснить про то, что мне делать с этой жизнью, я должен обратить внимание на намерения, стоящие за всеми моими действиями. И когда я стал наблюдать за намерениями, стоящими за моими действиями, постепенно начали уходить иллюзии. О моей духовности, о моей продвинутости. О том, какой я руководствуюсь мотивацией (если вообще какой-то).


Тогда я увидел, что намерения абсолютного большинства моих действий сводятся или к невежеству (глупости и незнанию), или к зависти и жадности, или к злости. И что в корне зависти или злости нахожусь «ограниченный я», пытающийся сохранить свою мнимую целостность.

И вот примерно тогда я начал глубокую практику медитации. Начал исследовать, как намерения переходят в действия. Как намерения и действия связаны с внимательностью. Как они связаны с моими ценностями и целями. Начал учиться менять намерения действий. Действовать, учитывая свою потребность в реализации и актуализации, и свою потребность в служении. И да, я хочу признания и известности. Хочу, чтобы моя работа была на благо десяткам и сотням тысяч человек. И начинаю со своих ближних.

Я не специалист в медицине, я не специалист в науке. Но я всю свою сознательную жизнь изучаю то, как злые намерения рождают злые действия, а добрые намерения — добрые действия. Каждый день я изучаю то, откуда происходят добрые и злые намерения. И я изучаю инструменты, с помощью которых можно менять намерения и мотивацию, сознавать свои ценности и цели, видеть глубоко в суть себя и суть всех явлений. Я знаю, как это трансформирует к лучшему.

Я верю в то, что мир будет намного лучше, если все люди будут заниматься «гигиеной ума», в том или ином виде. Пусть для себя и своих личных желаний и интересов. Пусть для других, из надличностных пониманий потребности в служении. Я могу только воображать о таком мире, полном адекватных, любящих друг друга людей, и я готов делать всё, от меня зависящее, чтобы такой мир приблизить.

А что от меня зависит? Ровно то, что я делаю. Что я сделал, и что не сделал. Насколько я могу сам продолжать своё очищение и духовный путь с любовью, смирением, адекватностью и мудростью. Насколько я смогу поделиться этим с как можно более широким кругом людей.


Я во многом завистливый, мелочный, трусливый, эгоистичный, маленький, раздражительный и депрессивный. Слава богу, я ежедневно могу взаимодействовать со всеми этими качествами моих намерений и действий! Я учусь узнавать их лучше, учусь трансформировать их в добро и служение, учусь менять и искоренять их в себе, и обучать этому других.

В эту осень я стал более активным, и радуюсь этому. И хотя это, субъективно, где-то только 20% от того, что я мог сделать, я радуюсь. Радуюсь тому, что это на 20% больше, чем в прошлом году. Для меня это на самом деле большое достижение. Мне очень сложно переводить свои идеи в реальность. Даже если это то, что я считаю самым важным на свете, и своим основным предназначением.

Друзья, если вас как-то коснулось то, что я делал в этом или прошлом году, и тем более, если вам стало от этого лучше, я буду счастлив прочитать от вас любой комментарий. Спасибо вам за то, что уделили внимание этому тексту!

Аудио-запись семинара «Практика внимательности для наполненной и счастливой жизни»

Друзья, выкладываю аудио-записи с семинара в Петербурге: «Практика внимательности для наполненной и счастливой жизни».

Сейчас всем нужно быть как никогда внимательными, адекватными и трезвыми. Как никогда спокойными и разумными.

Часть первая (124 Мб)
Часть вторая (70 Мб)

На психическое и духовное здоровье!