27 и 28 мая, Москва, «Интегральный подход к созерцательной практике»

Внимание, Москва!

27 мая в пятницу проведу интересное занятие «Интегральный подход к созерцательной практике», а в субботу 28 мая — шестичасовой практический семинар-интенсив по этой теме: «Интегральный подход к медитации».

27 мая, 19:00, «Интегральный подход к созерцательной практике»

Что такое созерцательная практика и какие бывают виды такой практики? Может ли она обойтись без религии и эзотерики? Насколько это то же самое, что и медитация? Зачем вообще могут быть нужны созерцательные практики в 21 веке, когда мы давно уже не сидим в позе лотоса в пещерах? Какие навыки мы развиваем при помощи этих практик? Как может выглядеть современный научный подход к созерцательным практикам, обогащенный данными нейрофизиологии, нейропсихологии и когнитивистики? И что будет, если мы соединим все основные виды этих практик в единой непротиворечивой системе?

Система базовой осознанности, которую создал и продолжает развивать Шинзен Янг, один из старейших американских преподавателей медитации, соединяет в себе все основные типы созерцательной практики. Это позволяет всем желающим качественно расти и развиваться, постепенно повышая уровень навыков внимательности, осознанности и присутствия.

На занятии вы узнаете:

    — какие существуют подходы к созерцательной практике,
    — как может выглядеть система целостной практики, объединяющая разные подходы,
    — попробуете конкретные упражнения из каждой части такой системы,
    — и сможете сформировать собственную версию системной созерцательной практики, подходящую именно вам.

Стоимость участия 600 руб.

Ссылка на страницу мероприятия в Facebook

Необходима регистрация => тут!


28 мая, с 11 до 18, практический семинар-интенсив «Интегральный подход к медитации»

На теоретическом занятии мы разбирались с тем, как может выглядеть система целостной практики, объединяющая разные созерцательные подходы, и с тем, как может выглядеть современный научный подход к созерцательным практикам, обогащенный данными нейрофизиологии, нейропсихологии и когнитивистики.

На субботнем интенсиве (мини-ретрите по медитации) мы последовательно пройдём по разным аспектам интегральной созерцательной практики, используя систему базовой осознанности, которую создал и продолжает развивать Шинзен Янг, один из старейших американских учителей.

За 6 часов семинара-интенсива мы научимся ценить, улучшать и превосходить наш сенсорный опыт — всё то, что мы видим, слышим и чувствуем внутри и снаружи, — и изучим конкретные техники для каждого из этих трёх подходов.

Этот семинар-интенсив для вас, если вы хотите:

    — узнать о том, как может выглядеть интегральный подход к созерцательной практике,
    — разобраться в том, как соединяются различные системы и способы медитации,
    — изучить подход Базовой осознанности Шинзена Янга на практике,
    — обогатить и поднять на новый уровень свою практику медитации,
    — отдохнуть от городской суеты и предаться глубокому субботнему созерцанию.
    — побывать на настоящем ретрите, но боитесь ехать на многодневный требовательный интенсив.

Семинар подходит как для начинающих, так и для опытных практикующих.

Стоимость участия 2000 руб.

Необходима регистрация => тут!

Ссылка на страницу мероприятия в Facebook

Как пройти сквозь сложный период жизни: способ випассаны

Это очень важный для меня текст. Друзья уже смеются надо мной, что все мои статьи похожи на инструкции — и это правда так, потому что я не вижу большого смысла писать о таких вещах как-то иначе. И да, мне бы очень хотелось, чтобы кто-то показал эту инструкцию тому Вите семилетней давности, который рыдал под ночным дождём и весьма кинематографично кричал в небо: «За что?!»

Не знаю, воспринял ли бы я эту инструкцию в том состоянии. Этот подход требует регулярной практики, по мере которой те три базовых действия, о которых я расскажу дальше, становятся новой естественной привычкой поведения. Вот тогда эта привычка поведения продолжает работать и в сложные периоды жизни (и теперь я это знаю). Если же этой привычки, навыка выполнения этих трёх действий нет, то в сложные периоды жизни вспомнить про них и заставить себя им следовать — намного тяжелее.

С другой стороны, я убеждён, что эти три действия будут одинаково работать с абсолютно любыми тяжелыми ситуациями, от весеннего ринита или вечерней усталости, и до потери близких. Правда, потребуется совершенно разный уровень владения этими навыками, но сами принципы останутся неизменными. Как любят говорить учителя випассаны, хотя физическая и эмоциональная боль в жизни неизбежны, страдание — опционально.

Вообще-то, вначале я хотел отдать дань моде и написать в названии «нейрофеноменологический способ», но потом решил, что будет вполне правильно упомянуть випассану. Слишком часто под випассаной понимают десятидневные курсы или ощущение мурашек по телу, тогда как випассана как практика — это способность разделять единый ком переживаний на составляющие его психофизические процессы в режиме реального времени. И в этой статье речь пойдёт только об одном аспекте этих переживаний: о восприятии приятного, неприятного и нейтрального.

Сразу оговорюсь, прежде чем перейду собственно к «инструкции», что это вовсе не единственный способ навигации через сложные периоды жизни. Возможно, вам помогут друзья и близкие, поможет хороший терапевт, помогут антидепрессанты, поможет поездка в отпуск, и так далее. Но работа с восприятием приятного, неприятного и нейтрального поможет в любом случае, и как самостоятельный метод, и как дополнение к другим.


Подход випассаны основан на осознанности — на нашей способности замечать то, что с нами происходит в этот момент, с ясностью, открытостью и принятием. И то, что вы переживаете прямо сейчас, может быть скорее приятным, скорее неприятным, или скорее нейтральным. Как правило, нам могут быть доступны все три этих аспекта одновременно, но всё же, с точки зрения естественного обычного восприятия, наши переживания в течение дня много раз сменяются от приятных к неприятным и обратно. Как и что имеет смысл замечать в каждый из этих периодов?

1. С приятным крайне важно замечать даже самое маленькое из того, что правда воспринимается как приятное.

Например, кусочек синего неба в окне, приятное ощущение в ноге, удовольствие от вдоха или выдоха, мягкая ткань футболки… Да, на фоне сплошного мрачняка и чернухи это может казаться абсолютно несущественным, незначительным и бессмысленным, но как любит говорить учитель медитации Шинзен Янг, «незначительное важно» (subtle is significant). Регулярное, каждый час, замечание приятного и позитивного, пусть сколь угодно крохотного, даст свой результат!

Рик Хэнсон, известный нейропсихолог, часто повторяет, что большинство позитивных аспектов, которые мы хотим ощущать — таких как благодарность, доброта, мужество, уверенность в себе, сострадание, счастье, внутренний покой и так далее — могут стать реальными постоянными качествами нашей жизни только тогда, когда подобные мимолётные состояния окажутся «прошиты» в наш мозг в качестве новых структур. Проблема в том, что мозг обрабатывает негативные переживания гораздо глубже и дольше позитивных. Когда-то это было эволюционно оправдано (важнее спастись от саблезубого тигра, чем насладиться сладким плодом), но теперь эта особенность сильно затрудняет нам превращение временных позитивных состояний и прозрений в постоянные структуры психики. И наоборот, регулярное беспокойство, волнения, раздражение, стресс и боль всё сильнее закрепляются на нейронном уровне, и склоняют наше сознание к большему пессимизму, реактивности и тревожности.

Когда мы проходим сквозь сложные периоды жизни, мы неизбежно замечаем множество негативного и неприятного и снаружи, и внутри — в собственных мыслях и состояниях. Замечая и погружаясь в состояние волнения или напряжения, мы обуславливаем себя на то, чтобы в следующий раз это произошло ещё быстрее.

Поэтому крайне важно замечать приятное, даже самое маленькое и незначительное. Как это делать? Просто давать приятному переживанию 10 секунд на то, чтобы «просочиться в мозг». То есть не просто заметить что-то и сразу же перевести внимание дальше, а заметить — и немного «посмаковать» эту приятность. Даже в самые жуткие и тяжелые моменты жизни такое приятное обязательно есть каждый день, и чем тяжелее ситуация — тем важнее это замечать!

2. С негативным очень важно разбирать переживание на составляющие процессы-потоки.

Применять «ножницы випассаны», так сказать. Любое негативное переживание приходит как что-то, что вы можете воспринять внутри или снаружи:

  • Как ощущения в теле,
  • Как мысли,
  • Как-то, что вы видите или слышите,
  • Или как какая-то комбинация из всего этого.

Негативное радикально теряет силу, когда начинает переживаться как параллельные сенсорные процессы, а не как единый «ком негатива». Вот простой математический образ: 3 потока по 10 единиц негатива переживаются без випассаны как 10*10*10, то есть 1000 единиц, а с випассаной — как 30 единиц.

stonesЕщё один образ: один камень весом в сто килограмм вас может раздавить, но пять камней по двадцать килограмм вы уже сможете выдержать, пусть и с трудом.

Если это негативные эмоции, то работает тот же самый принцип: делите их вниманием на составные части столько, сколько потребуется. Что в теле? Что в мыслях?

Делить переживания вниманием — значит отслеживать их по-отдельности, на протяжении некоторого времени (уделяя хотя бы несколько минут каждому сенсорному каналу), из состояния открытого, принимающего, тёплого сознавания. Просто мягко свидетельствовать их, без желания как-то их изменить, убрать или задавить. Нам не нужно заставлять эти «10+10+10» исчезнуть, достаточно просто научиться видеть их за «тысячей» настолько ясно, насколько получается.

Другими словами, если неприятное проявляется, скажем, как эмоция в теле и неприятные мысли, то мы вначале тратим некоторое время на то, чтобы насытить сосредоточением, сенсорной ясностью и принятием любые появляющиеся неприятные мысли (просто «слушая» где-то в центре головы), а затем наблюдаем за телесными эмоциональными ощущениями, также насыщая их вниманием, ясностью и принятием. И если при этом в мыслях и эмоциях будет что-то происходить, они будут как-то меняться, то следует сознавать это, и продолжать наблюдать.

3. С нейтральным очень важно замечать моменты покоя и пауз в переживаниях.

У каждого из нас в течение дня есть множество мгновений, когда тело находится в покое, когда в голове тихо, когда нет особых эмоций. Возможно, это минутные или даже секундные состояния, но они точно есть, и их точно немало. И когда вы начинаете замечать эти состояния в теле и уме, то это невероятно помогает найти баланс, центрироваться и заземлиться. Да, такое нейтральное в тяжелые времена может быть сложно обнаружить, но оно обязательно есть. И как и с отмечанием приятного, незначительное — имеет большое значение!

Как отмечание нейтрального помогает найти баланс? Тут снова пригодится математическая метафора. Если приятные переживания это плюс, а неприятные — минус, то нейтральные — это условный ноль. В сложные моменты недостаточно отмечать только позитивное, потому что это может поддерживать и усиливать «маятник эмоций», когда вас кидает из позитива в негатив, из высокого в низкое. Такая ситуация подобна тому, как приходилось вытягивать себя из болота за волосы барону Мюнхгаузену: на несколько секунд показалось солнце и окружающие деревья, — и вот вы снова с головой под водой.

Нейтральное — это моменты естественного покоя. Не приятное, и не неприятное. Не плюс, и не минус. Не пики синусоиды, а моменты пересечения «оси Х». Когда вы перестаёте идентифицировать себя с «пиками», то естественным образом начинаете обнаруживать себя как покой и баланс, из которого возникают любые приятные и неприятные переживания, любые эмоции со знаками «плюс» или «минус», и которым вы вновь становитесь в тот момент, когда очередная эмоция, очередное позитивно или негативно окрашенное переживание угасает (как свойственно любым переживаниям).

Такой покой и баланс вы можете обнаружить в состояниях покоя и расслабления (темнота за закрытыми глазами, ощущение выдоха и так далее), а также в абсолютно любых нейтральных переживаниях и ощущениях. Например, найдите прямо сейчас среди всех ощущений тела любое, которое не воспринимается вами ни как приятное, ни как неприятное — «просто ощущение», «никакое». Если вы можете обнаружить такое физическое ощущение, и сфокусироваться на нём на протяжении некоторого времени, то это и будет вашей практикой созерцания нейтрального.

Итого,

В течение любого дня мы попеременно попадаем в приятные, неприятные и нейтральные зоны — в такие периоды, когда в нашем внимании доминируют переживания одного из этих «вкусов». Важно уметь распознавать их и понимать, что с ними делать в каждом из этих трёх случаев. В самом общем виде, имеет смысл:

    1. Регулярно замечать приятное и позитивное в теле и уме, звуках и визуальных объектах, сколь бы незначительным это не казалось.

    2. Регулярно замечать нейтральное и пустое, тишину в мыслях, расслабление в теле, отсутствие эмоций.

    3. Регулярно дробить вниманием всё неприятное и дискомфортное на составляющие сенсорные потоки, чтобы они «не перемножались».

Если вы начнете работать с приятным, неприятным и нейтральным по этому алгоритму, то ваша жизнь может измениться к лучшему в течение нескольких месяцев. Возможно, лишь субъективно. Но думаю — не только, ведь субъективное и объективное связаны намного сильнее, чем нам кажется.

Как не просрать жизнь в погоне за новыми знаниями: Инструкция

Недавно на своей странице в Facebook я в шутку написал, что хочу провести семинар на тему «Как не просрать жизнь в погоне за новыми знаниями». Поскольку эта публикация собрала огромное количество лайков и комментариев, больше, чем другие мои обновления статуса в соцсетях или любые статьи, то видно — тема актуальная! Что же, для семинара пока что всё же рановато (понимаю иронию!), но мне, как и многим, очень даже знаком этот постоянно неудовлетворённый, жадный и голодный ум. Так что хочу поделиться здесь своими соображениями по этому поводу и теми рабочими способами, которыми сам я уравновешиваю стремление ума постоянно хотеть чего-то нового, скользить по верхам, и скучать от «старого и понятного».

Итак, вот несколько простых пунктов:

1. Балансируйте неизбежную гонку — моментами сознательного отдыха и покоя. Замедляйтесь и учитесь больше чувствовать мгновение как оно есть. Как наполненное, как преходящее. Как сенсорное событие, в котором вы воплощаетесь через то, что чувствуете, видите и слышите.

    Существует много конкретных способов так замедляться или останавливаться. Например, можно тихо побыть какое-то время с закрытыми глазами, словно в центре циклона, позволяя любым событиям закручиваться в это время вокруг вас. Можно понаблюдать за дыханием, за секундной стрелкой, за потоком окружающих звуков… Можно просто посидеть, замечая любую суету в теле и уме, позволяя этой суете возникать и уходить, не поддаваясь на её провокации.

2. Отделяйте желания ума от себя. Мало ли какие мысли приходят в голову! Всем им следовать невозможно и глупо (и мы, слава богу, этого и не делаем). При этом, одним мыслям мы верим больше, чем другим. Одни мысли цепляют нас больше других. Желание нового — это желание ума, которому всегда мало. Его функция — обработка поступающей информации, и значит новая информация — это его пища. Более того, когда новой информации нет, ум создаёт её сам из себя, переваривает сам себя, включает всем нам знакомое «радио» в голове, генерирует бесконечный поток несвязных мыслей.

    Учитесь слышать мысли как предложения и суждения, видеть как образы, чувствовать как желания и побуждения, которые возникают внутри вас, ничем вас не ограничивая. Опавший лист, который несёт река, ничем её не ограничивает и ни к чему её не принуждает.

3. Цените радость движения. Многим знакомо то чувство удовольствия, когда мы стараемся понять, ухватить новую информацию, встроить её в нашу картину мира. В этот момент есть незнание, радость открывающихся горизонтов, принятие всего того, чего я не знаю. Многим знакома радость работы над интересным проектом. Результата в этот момент ещё нет, а радость движения — есть. Цените моменты незнания — они наполняют нас больше, чем биты информации. Ценностно-ориентированное движение наполняет больше, чем результат.

    Когда мы работаем, полностью фокусируясь на цели, то можем упустить процесс, то есть собственно проживание движения к цели. Более того, иногда так бывает (и довольно часто, надо сказать!), что мы и вовсе не достигаем поставленной цели. Значит ли это, что время прошло впустую? Конечно нет, если вы занимались тем, что вам важно и интересно!

    Разумеется, приятно достичь хорошего результата — было бы действительно странно, если бы мы занимались чем-то, что нам важно и интересно, и при этом нам было бы всё равно, получится у нас или нет. Но я предлагаю полагаться не столько на отложенное вознаграждение в будущем (одноразовое, пусть и большое), а получать реальное ежемоментное вознаграждение и удовлетворение от того, что я занимаюсь чем-то действительно для себя значимым прямо сейчас.

4. Опирайтесь на глубокие личные отношения с теми, кто вам близок. Бегая за новыми знаниями и впечатлениями, вы каждый день «возвращаетесь домой», даже если вы неисправимый бегун. Они вас любят и ценят не за это, ну или — не только за это. Драгоценные моменты общения с близкими могут включать обмен какими-то знаниями, но самое важное в общении всегда остаётся за пределами слов.

5. Наконец, к вопросу о пределах, учитесь узнавать себя за пределами личного и персонального. Вы — не только ваша личность, характер, история, желания, мысли, чувства и поступки. Вы включаете в себя, но превосходите всё это. Вы — сама жизнь. Я понимаю, что такие слова могут звучать довольно мистически, но на самом деле вы переживаете это сотни раз в день, не замечая этого — а это невероятно важный опыт, на который стоит обратить внимание!

    Когда вы распознаёте себя как-то, что превосходит (и включает) личность, характер, мысли и чувства, то начинаете видеть со всей определённостью, что ничего невозможно «просрать», что никуда не нужно гнаться, и что всё, что требуется, уже и так здесь.

И это, в моём опыте, самый надёжный способ.

FAQ по медитации: Что делать, если вы постоянно «улетаете» в мысли

При медитации, как и вообще всегда, я нахожусь вне текущего момента. Часть моих мыслей и эмоций всегда или в будущем, или в фантазиях и проигрывании сцен из жизни и диалогов, или в прошлом, или в ассоциативных размышлениях.

    • Да, это ведь функция ума — всё обдумывать, так что совершенно не удивительно, что ум постоянно производит мысли и образы из будущего или прошлого! Однако, важно понимать, что сами эти мысли и фантазии сенсорно всегда сами находятся в настоящем.

То есть содержимое их про прошлое или будущее, рассказывают они про прошлое или будущее, но звучат они как мой голос (или показывают картинки) всегда в настоящем. Зная это, мы можем учиться распознавать их сенсорно. И тогда не важно, про что мысли, про прошлое или будущее; если вы слышите их, то вы по определению слышите их в настоящем.

Например, вы можете провести такой эксперимент:

Поместите внимание в центр головы или в районе ушей, там, где вы можете услышать собственные мысли. Послушайте, сейчас в голове тихо, или звучат какие-то мысли? Если в голове тихо, отметьте про себя — «тишина». Если звучат мысли, отметьте «мысли». Продолжайте слушать некоторое время, спокойно отмечая каждые 5−6 секунд или «мысли», или «тишина».

Возможно, вы обнаружили, что мысли и эмоции не могут быть в будущем, если вы их слышите и чувствуете — то по определению делаете это в настоящем. В будущем или прошлом может быть только их содержимое.

Я замечаю, что ушел в мыслях далеко и уже не выполняю медитативное упражнение иногда через несколько минут после ухода. Ухожу и могу залипнуть на каком-то вопросе, а на каком-то остановиться ненадолго и пройти по ассоциациям далее.

    • Это совершенно естественная функция нашего ума, это его задача — влезать в размышления, и начинать их обдумывать! Поэтому, когда в медитации вы отвлекаетесь на размышления, не нужно себя за это ругать, ведь это то, что от вас не зависит.

Когда вы себя ругаете, вы тем самым создаёте подкрепляемый с каждым новым циклом порочный круг:

отвлекаюсь → ругаю → отвлекаюсь → ругаю → отвлекаюсь

И чем больше вы прикладываете усилий, чтобы не отвлекаться, тем сильнее ругаете себя в те моменты, когда это происходит.

Что же можно сделать, чтобы помочь себе?

Есть очень простой способ, от которого созерцательная практика начинает быстро идти в гору: нужно радоваться каждый раз, когда ваше внимание после отвлечения возвращается обратно к объекту для наблюдения.

То есть вместо цикла «отвлекаюсь-ругаю-отвлекаюсь-ругаю-отвлекаюсь», постарайтесь сознательно закрепить другой цикл:

возвращаюсь → радуюсь этому → возвращаюсь → радуюсь этому

То, что вы отвлеклись, от вас не зависело. Если вы «улетели» в мысли — значит в тот момент, когда это произошло, у вас не было власти не отвлечься. То, что вы вернулись — тоже, судя по всему, происходит без какого-то сознательного контроля, мы просто сознаём это постфактум. Однако замечая и выделяя позитивное событие — возвращение — вы закрепляете новый способ восприятия происходящего и создаёте позитивную петлю обратной связи, в результате чего ваша практика углубляется.

Одно из упражнений на внимание — рассмотреть предмет в течение нескольких минут. Это тоже проблема, т.к. увидев предмет (например, скрепку) я ухожу опять в дебри и думаю (предполагаю, представляю) как производятся скрепки, чем нарезают проволоку перед тем как согнуть, когда они придуманы. Опять меня уносит из настоящего.

    • Попробуйте добавить в рассматривание — довольно абстрактную задачу саму по себе — больше конкретного действия. Например, в случае с визуальным объектом, вы можете фокусироваться на контуре предмета, обводя его взглядом по периметру. Вы заметите, что на более конкретных задачах сохранять фокус получится намного легче.

Скажем, поднимите перед собой ладонь, и найдите левую точку, где кисть переходит в запястье. И начиная от этой точки, обведите взглядом контур кисти по часовой стрелке, по всем пальцам, до правой точки, где кисть уже справа переходит в запястье. Когда «улетаете» в мысли — это совершенно нормально! — то возвращайтесь, радуйтесь, что вернулись, и продолжайте обводить взглядом с того места, откуда «улетели».

Понятно, что это можно делать с любым объектом, в т. ч. и со скрепкой, но лучше начинать с более крупных объектов.

Мысли идут в основном в виде текста + визуальные представления. Причем открытые глаза ничуть не мешают вертеть в голове образы предметов, ситуаций. При концентрации на дыхании счет на вдохе-выдохе несколько затрудняет мыслительный поток, но не избавляет от него.

    • В той практике медитации, которую я преподаю и выполняю, нет задачи избавиться от мыслительного потока как такового. Задача в подобной практике — «отклеиться» от него и сохранять способность слушать этот поток «ментальных звуков» как бы со стороны, продолжая удерживать основной фокус на выбранном объекте для медитации.

Как это сделать проще всего?

Опять на помощь приходит техника отмечания и называния. Прошу вас посмотреть вот эту статью с 8 страницы и до конца, про технику называния разной интенсивности. С дыханием это не очень получится, скорее всего, но с любым другим объектом вы можете использовать отмечание даже вслух. Например, наблюдая за ощущениями в руке, вы можете каждые 5−6 секунд вслух ровным голосом говорить: «рука», «рука». Фокусируясь на скрепке из вопроса выше, мы можете каждые 5−6 секунд проговаривать вслух «смотрю», «смотрю». Или даже «смотрю на скрепку», «смотрю на скрепку». Отмечание — это очень хороший способ удерживать внимание.

Я стараюсь делать все правильно. И чем тщательнее стараюсь медитировать, тем сложнее это делать. Возможно потому, что старания связаны с общим напряжением. Без стараний не получится — я не могу позволить себе расслабиться. Состояние управляет мной, не я здесь хозяин.

    • Это очень тонкая тема, про усилия в практике. Скажешь, что они не нужны — соврёшь. Скажешь, что нужны — тоже есть вероятность, что поймут неправильно.

Да, для медитации нужно учиться расслаблению. Точнее, прикладывать усилия нужно для культивации совершенно особого, медитативного состояния «бдительного покоя». Мы привыкли, что в нашем обыденном пространстве смыслов концентрация связана с напряжением, а покой — с блуждающим умом или сном. В практике медитации всё наоборот, мы уходим от напряжения, и развиваем концентрацию через расслабление.

Критерий правильной практики: расслабление всё глубже, внимание всё острее.

В качестве одной из возможностей для наработки навыков внимательного покоя, предлагаю вам исследовать собственно техники внимательного покоя.

Также, вы можете ознакомиться с двумя видеозаписями моих занятий по этой теме:

Москва, 21 апреля: Какие решения может предложить ранний буддизм современному человеку в работе с обидой и раздражением

Ранний буддизм оставил нам в наследство крайне эффективные техники управления эмоциями (а точнее, управление собой и своим поведением вне зависимости от эмоций), а современная нейрофизиология мозга даёт нам ответ на то, как именно они работают. На этом семинаре мы рассмотрим основные принципы работы с эмоциями на примере раздражения и обиды — эти дискомфортные переживания знакомы и понятны многим.

Каждый раздражается по-своему. Кто-то злится на своего супруга за то, что он никак не научится класть вещи на правильную полку. Кто-то бесят сотрудники за то, что они постоянно подходят и отвлекают по мелочам. Кто-то раздражается сам на себя за то, что никак не приучится вести учёт расходов и доходов. В любом случае, мы раздражаемся оттого, что ситуация, наше поведение или поведение других людей не соответствует тому, что мы хотим.

Каждый обижается по-своему. Кто-то демонстративно хлопает дверями, кто-то молчит и не вступает в общение, кто-то начинает долго и занудно выяснять «кто что на самом деле имел в виду». В любом случае, мы обижаемся оттого, что кто-то не учёл наше мнение, наши интересы, наши желания и чувства.

И обида, и раздражение довольно сильно понижают качество нашей жизни — мы можем часами, и даже днями ощущать обиду и раздражение, и непрерывно прокручивать в голове соответствующие мысли.

Как мы можем «зависать» в подобных переживаниях меньше? Как мы можем сделать так, чтобы эти эмоции не влияли на наше поведение? Причём тут ранний буддизм, и как он может помочь?

На этом семинаре мы познакомимся с одним фундаментальным принципом работы со своими переживаниями, пришедшим из раннего буддизма, который условно можно обозначить как «разделяй и властвуй».

Если мы откроем ранние буддийские тексты, то увидим, что в своих речах Будда часто прибегает к классификациям: ум и тело, четыре основы памятования, шесть каналов восприятия, пять групп привязанностей (скандх).

Но всё это — не только классификации, придуманные для удобства запоминания, сохранения и передачи учения. Если посмотреть глубже, то это ещё и прямые указания для созерцательной практики, то есть для непосредственного наблюдения за происходящим внутри нас.

Когда мы начинаем разделять и отслеживать различные процессы, из которых в режиме реального времени складываются эмоции раздражения или обиды, то снижается и степень нашего страдания от них, и то, насколько мы зависим от них в своём поведении.

На семинаре вы узнаете:

    • Почему эмоции столь сильно захватывают нас и как это происходит,
    • Почему мы вновь и вновь попадаемся на их крючок и не имеем свободы с него соскочить,
    • Из чего складываются все эмоции с точки зрения нашего восприятия, и как мы можем узнать их лучше,
    • Как выйти из-под власти эмоций и научиться управлять собой.

Вы научитесь:

    • Понимать любые эмоции как непосредственно переживаемые, моментальные составные явления психики.
    • Эффективно работать с любыми эмоциями при помощи созерцательных техник, разделяя их на сенсорные потоки.
    • Развивать навыки сосредоточения, сенсорной ясности и уравновешенности, необходимые для этой работы.

Где: Центр «Рипа», Москва, Аптекарский переулок, дом 9 (м.Бауманская, она снова открыта!).

Когда: 21 апреля, четверг, 19:00 — 21:00.

Цена занятия — 600 рублей.

Петербург, 13 апреля: Основные принципы ACT для наполненной и осмысленной жизни

В знаменитой молитве говорится: «Боже, дай мне душевный покой принять то, что я не в силах изменить, дай мне мужество изменить то, что могу, и дай мудрость — отличить одно от другого.»

Всем нам ясна простая идея, лежащая за этими красивыми словами:

В каждой ситуации есть что-то, что не в моей власти; что-то, над чем я не имею никакого контроля; что-то, чего я не могу изменить. И значит, если это на самом деле так, то сопротивляться и бороться с этими сторонами жизни — совершенно бессмысленно, и требуется лишь принять это. И наоборот, в каждой ситуации есть что-то, что находится в моей власти, и требуется лишь понять, что именно я могу в той или иной ситуации сделать, и решиться следовать этому.

Вроде, всё понятно! Но как же это сложно!

Почему-то мы часто не можем принять происходящее и тратим все силы на то, чтобы сопротивляться реальности, раз за разом вкладывая всю энергию в действия, которые не приводят к долгосрочному позитивному результату.

Почему-то нам не просто в каждой отдельной ситуации определить то, на что мы можем повлиять, над чем у нас есть власть, а над чем — нет.

Почему-то мы часто избегаем следовать даже тому, что считаем поистине важным, и выбираем занимать время бессмысленной ерундой, уводящей нас от всех тех смыслов, которые радуют нас и делают нашу жизнь наполненной и счастливой.

Современный подход ACT (читается «экт»), или Терапия методом принятия и последовательного действия, не только даёт ответы на эти вопросы, но и предлагает простые и работающие техники, благодаря которым мы можем начать жить более наполненной, богатой и осмысленной жизнью уже сегодня. На данный момент существуют уже сотни научных публикаций, посвященных исследованиям эффективности подхода ACT, и тысячи профессионалов, работающих в рамках этого подхода.

На занятии вы:

  • Узнаете о принципах подхода ACT к жизни и работе со сложными мыслями и эмоциями,
  • Избавитесь от идеи о том, что есть плохие и хорошие, позитивные и негативные мысли и эмоции, и научитесь рассматривать их с позиции функционального контекстуализма (звучит сложно, но это очень просто!),
  • Научитесь выстраивать свои действия в любой ситуации наиболее эффективным образом, опираясь на собственные ценности,
  • Получите несколько простых и конкретных инструментов для самостоятельной практики.

Где: Принт-кафе, Гагаринская 19.

Когда: 13 апреля, среда, 19:30—21:30.

Цена занятия — 500 рублей.

Как жить в двух масштабах: Содержание и контекст этого мгновения

В последнее время ко мне часто возвращается мысль о том, что практика осознанности — это на самом деле практика осознанного отношения. Отношения к жизни, к телу, к отношениям с людьми, к собственным мыслям и эмоциям. А отношение, и тем более — отношение любящее, изучающее, принимающее — возможно только при соблюдении двух условий:

  • Когда я не поглощён происходящим без остатка настолько, что не могу адекватно понять, что происходит.

    Например, когда меня охватило раздражение, и это уже не я действую, но само это раздражение диктует моё поведение. Когда я настолько слипаюсь с мыслью, которая мной руководит, что попросту не могу заметить, что моя жизнь выстраивается в соответствии с этой мыслью, этой последовательностью звуков-смыслов в голове. Если я так поглощён происходящим, что не замечаю его, не распознаю его как мысль или эмоцию, возникающую внутри меня, то просто по определению не могу как-то внимательно отнестись к этому.

  • Когда я не отрицаю и не сопротивляюсь происходящему настолько, что не могу адекватно понять, что происходит.

    Конечно, в этом случае мы формируем определённое отношение к происходящему, но готов утверждать с уверенностью — из собственного опыта и опыта миллионов людей на протяжении нескольких тысячелетий, — что это не самый оптимальный и прагматически верный способ взаимодействия с происходящим. Кроме того, зачастую мы настолько сильно отрицаем что-то или сопротивляемся этому, что и вовсе перестаём это замечать и признавать, и тем самым — полностью теряем возможность какого-либо отношения. Например, когда накатывает депрессия, а я раз за разом отрицаю её наличие (перед другими и перед самим собой), то моё восприятие собственных регулярных депрессивных состояний неизбежно искажается. Когда приходит тревожная мысль за близкого человека («Надеюсь, она спокойно доберётся домой!»), но вместо того, чтобы отнестись к этой мысли как к проявлению и подтверждению моих ценностей — я искренне волнуюсь за свою жену, — я начинаю страшиться самой мысли о том, что с моей женой может что-то дурное произойти, и стараюсь не думать об этом, стараюсь изгнать эту мысль за пределы сознания. В такой момент адекватное отношение к этой мысли вряд ли возможно.

Какие мысли и эмоции вас регулярно захватывают? Если бы я мог подслушать монолог в вашей голове в сложные моменты жизни, что бы я мог услышать? И наоборот, каким мыслям и эмоциям вы сопротивляетесь и стараетесь их искоренить?


Но эта статья — не об этом. Она не о том, что практика осознанности — это практика осознанного отношения к происходящему внутри меня и снаружи, когда вместо того, чтобы оставаться поглощённым ситуацией без остатка или сопротивляться ей, я начинаю изучать, признавать, открываться и доверять ей.

Эта статья о том, что происходит в результате такого поворота — о том, что мы можем начать обнаруживать на микро- и макроуровне в результате практики осознанного отношения.

Любое событие можно воспринимать и рассматривать на разных уровнях. На обыденном, «среднем» уровне восприятия, мы имеем дело с собственно событиями, вещами, людьми, ситуациями, мыслями и историями. Но когда мы начинаем смотреть на любое такое событие словно под микроскопом, воспринимая его как череду моментальных мгновений — что мы видим в каждое новое мгновение?

Например, если вы направите сейчас внимание на дыхание, то заметите, что ощущение вдоха сменяется ощущением выдоха, и что каждый из них длится какое-то время. На среднем уровне восприятия есть «вдох» и «выдох» как процессы и явления, но на микроуровне дыхание распадается на последовательность моментальных «кадров». Сколько таких «кадров» вы можете ощутить?

ocean-jasper-8-880x584

Итак, на микроуровне мы начинаем видеть всё то моментальное, мимолётное, временное, секундное содержание нашего восприятия, из которого складываются любые вещи и явления обыденного сознания. Из всех известных мне созерцательных техник целенаправленно исследует подобные моментальные феномены восприятия такая буддийская медитация как випассана/випашьяна, и косвенно сюда же приводят сикантадза (дзэнское «просто сидеть») и техники безобъектной медитации. Благодаря подобным техникам, мы развиваем навыки внимательного присутствия в мелькающей с невероятной скоростью жизни, свидетельствуя ежемоментное возникновение и исчезновение любого содержимого этой самой жизни. В какой-то момент прекращение феноменов становится намного очевиднее появления, и смерть тогда оказывается не просто финалом жизни, ожидающим нас в отдалённом будущем, но постоянным спутником каждого мгновения, в котором всё одновременно рождается и умирает, и даже больше — она оказывается Источником и Потенциалом всего, что вообще происходит и может произойти.

В заголовке этой статьи сказано о двух масштабах практики осознанного отношения к нашей жизни — уровне содержания, и уровне контекста. Парадоксальным образом, когда мы привыкаем наблюдать за бесконечной чередой моментального содержания жизни, мы совсем иначе начинаем относиться к более широкому контексту — контексту нашего человеческого существования во времени и пространстве. Можно назвать это макроуровнем.

В моём личном опыте макроуровнем в отношении времени оказался масштаб поколений и цивилизаций, жизни и смерти, начинающийся задолго до моего рождения, и заканчивающийся намного позже моей смерти. В какой момент я появился?

  • Когда я начался как тело? В момент рождения? В момент зачатия? А до того, как я существовал, как часть матери и часть отца? Я начинаюсь от Большого Взрыва, я правнук и отец всей Вселенной.
  • Когда я начался как сознание? В момент появления думающего я-ума в возрасте около трёх лет? А до того меня не было, а малыш-Витя уже был? А протосознание яйцеклетки и протосознание сперматозоида — как они соединились в единое сознание?
  • Когда я начался как русский? Когда меня научили думать и говорить на русском? Когда моих родителей научили думать на русском? Моё культурное измерение протянулось от новгородских и киевских земель, от Плодородного полумесяца, от кроманьонских пещер? Где я начинаюсь в этом смысле?

Кажется, любой логический ответ будет здесь искусственным, кроме: я неразрывно связан со всем, я и есть всё. Я начался с началом Вселенной, и я заканчиваюсь с её окончанием. Или нет.

И конечно, ещё одним контекстом для любого изменчивого содержимого сознания является само сознание. В результате осознанного отношения к самому себе, сознание может обнаружить собственную безграничность, неизменность и вневременье. Но это уже тема для другой статьи.


Для меня практика осознанного отношения к жизни заключается во внимании к нескольким масштабам восприятия, когда вселенский, поколенческий, цивилизационный, эволюционный масштаб (доступ к которому даёт абстрактное визионерское мышление) задаёт контекст для моментального содержимого сознания (доступ к которому дают созерцательные техники сосредоточения и прозрения).

И когда оба этих масштаба становятся в равной мере доступными вниманию, то отношение к среднему (мезо-) масштабу жизни — то есть собственно миру обычных жизненных категорий, таких как работа, родительство, образование, увлечения, отношения с людьми, самоидентификация, политическая и социальная жизнь — неизбежно меняется. Хотел было написать — в лучшую сторону, но нет, это напрямую зависит от тех ценностей, которыми вы живёте.

Страшные страхи: бороться или принять?

Во мне очень долго жила идея о том, что нужно бороться с неприятными мыслями, эмоциями и телесными ощущениями для того, чтобы жить наполненной, счастливой и осмысленной жизнью. Самым сложным для меня сейчас остаётся, пожалуй, принятие телесных дискомфортов, тогда как с мыслями и эмоциями на этом жизненном этапе я по большей части разобрался.

Это не значит, что неприятные мысли и эмоции больше не возникают. Это значит просто, что замечаю я их намного ярче, чем раньше, но завишу от них намного меньше, то есть их «негативность» практически не влияет на качество жизни и поведения. Конечно, сила мыслей и эмоций очень зависит от сложности и «заряда» ситуации, так что всё ещё может много раз проявиться. Но в целом ситуация с ними стала качественно лучше, и основной акцент практики переместился на принятие телесных дискомфортов.

Поскольку за последние полгода вопрос борьбы с неприятными мыслями и эмоциями возникает практически с каждым клиентом, я хочу поделиться очередным таким характерным диалогом. В данном случае речь идёт про страх, но на его месте может быть любая мысль или эмоция, вызывающие дискомфорт.

Вопрос:

Правильно ли я понимаю, что способ бороться с любым страхом такой:

    1. Обнаружить страх («мне страшно»),
    2. Отцепиться («я чувствую страх» — найти, как он выражается в теле и мыслях),
    3. Принять (осознаю всё то, что чувствую в качестве страха в данный момент, и принимаю это),
    4. Заметить окружающий контекст (травка зеленеет, солнышко блестит, мои руки напряжены, а грудная клетка расслаблена),
    5. Вспомнить свою задачу (желание) и действовать.

Комментарий:

Я бы уточнил здесь, что при всём этом происходит не столько «борьба со страхом» — ведь мы с ним по факту ничего не делаем — а скорее борьба со своей неспособностью делать то, что действительно хочешь, в те моменты, когда тебя охватывает страх (и не только страх). Все эти эмоции и мысли возникают внутри меня, поэтому выкинуть их не так-то просто, и борясь с ними, мы, получается, начинаем бороться сами с собой, чем только усложняем ситуацию. Тогда как достаточно просто сделать так, чтобы не зависеть от этих мыслей и эмоций в своём поведении. Мне страшно, и при этом я делаю то, что делаю, а страх мне просто сообщает, что да, я занимаюсь чем-то непростым. Но ведь если всегда идти простой дорогой, то можно никуда не прийти.

Вопрос:

А правильно ли будет бороться силой воли, прессингом?

Комментарий:

Я бы тут вообще не говорил про правильно или неправильно. Скорее, про полезно и не полезно. То есть основной вопрос: насколько такой способ помогает? Как по мне, «задавить» неприятные мысли и эмоции сложнее гораздо, чем принять и отпустить, и гораздо хуже работает в конечном итоге.

Даже если ненадолго остановишь мысли и чувства «давлением», в долгосрочной перспективе это всё равно не получится, ведь они продолжат возникать в жизни. Наш ум и тело так устроены, что напрягаются, в прямом и переносном смысле, в ответ на разные сложные ситуации. Это первое.

Далее, чтобы «задавить», нужно прикладывать много энергии и внимания, на это требуется постоянное усилие. Вместо того, чтобы эти силы, энергию и внимание направить на что-то созидательное, в ценные действия, я их трачу на бесперспективную борьбу, в которой могу только увязнуть всё сильнее (так как окончательно выиграть в ней всё равно не получится, см. выше).

Далее, чтобы «задавить», нужно себя разделить, начать гражданскую войну. Одна часть меня борется с другой частью меня. Это, как мне кажется, уже само по себе не сильно полезно.

Ну и наконец, для чего всё это? Изначальная задача — сделать так, чтобы эти мысли и эмоции не мешали в том, как я живу, верно? Конечно, хочется их просто убрать. Но проблема ведь не столько в них самих, сколько в том, что они ограничивают моё поведение? Страх мешает мне действовать. Смущение мешает мне общаться с людьми. И так далее. То есть задача — сделать так, чтобы они не мешали. Очевидное решение, как сделать так, чтобы они не мешали — убрать их. Но как убрать мысли и эмоции, которые внутри? Да ещё парадокс в том, что чем больше я стараюсь их убрать, тем больше места они занимают в моей жизни…

Как работает принятие? Это просто способность сказать этим мыслям и эмоциям «да», и дать им пространство быть. И тогда, магическим образом, оказывается, что если с ними не бороться, то они перестают мешать. Если не рассматривать их как препятствие к действию, то они перестают им, этим препятствием, быть.

Вебинар про осознанность на курсе Willding

Вебинар по введению в тему осознанности, который я провел в рамках онлайн-программы Полины Рычаловой Willding35.

Мне очень нравится то, что делает Полина, вот её прекрасный блог про психологию, выстраивание привычек, волю, осознанное родительство, и многое другое по общей теме саморазвития.

Что касается программы Willding (от Will + Building = Воля + Строительство), то это мощная дистанционная программа обучения, где за 35 дней можно качественно прокачать свои волевые навыки.

Новый поток Willding’a стартует с 28 марта!

Впечатления от конференции «Ясный ум»

На прошлых выходных состоялась долгожданная I Международная конференция «Ясный ум: Наука, практика и культура осознанности», в которой я принимал самое непосредственное участие. Что тут можно сказать? Событие совершенно феноменальное, и прошло оно на самом высшем уровне!

Около 600 посетителей, около 50 спикеров, большая команда организаторов, 3 параллельных программы в трёх залах на протяжении двух дней — у меня не хватало времени даже на перекус, настолько всё это было живым и насыщенным. Как всегда на таких мероприятиях, я посетил в лучшем случае 15% круглых столов и презентаций, потому что участвовал в своих собственных, а в перерывах между ними крайне плотно общался в коридорах и кулуарах, ведь как известно, львиная доля интересного происходит на таких конференциях именно во время общения в коридорах, и самое важное, для чего они проводятся — это нетворкинг, то есть возможность всем людям в теме перезнакомиться друг с другом, найти пересечения, и наметить планы на общие проекты.

Собственно, поэтому конференция и получилась именно такой — многогранной, ведь среди выступающих были профессора университетов и люди науки, бизнесмены, люди творчества, инженеры, философы, чиновники, психотерапевты с врачами, учителя и директора школ, преподаватели осознанности и медитации, люди из Сколково и ВШЭ, и кого там только не было! Один мой друг заметил в приватной беседе, что ему не хватило цельности происходящего, но я как со-организатор (пусть мой вклад в организацию был весьма скромным) вижу в этой эклектике происходившего, в мозаичности — важный этап формирования сообщества, ведь суть конференции — в том, что все эти люди, и все эти обсуждения и круглые столы, презентации и доклады, собираются вокруг общей темы — повышения уровня осознанности.

Я участвовал в нескольких обсуждениях: «Телесная осознанность», «Осознанное родительство», «Пре:образование человека», и немного в секции про интегральный подход Кена Уилбера, модерировал два круглых стола — «Ассоциация преподавателей осознанности» и «Психотерапия и осознанность», а также провёл практическое занятие по системе Базовой осознанности (Basic Mindfulness) Шинзена Янга.

Организация была действительно на высшем уровне, я на таких конференциях никогда не был. Начиная от прекрасной технической составляющей — трансляция в интернете с синхронным переводом на английский (!!), видео-съемка всех мероприятий, точность начала и окончания всех круглых столов и презентаций, объявление по громкой связи о начале каждого следующего события — и заканчивая тем, что все заявленные спикеры вышли на связь. Кто не смог приехать лично — общался с народом через скайп. Кто не мог через скайп — прислал запись видео. Учитывая, что программа последний раз корректировалась прямо накануне старта конференции, это просто невероятно удивительно, что всё прошло так чётко. Низкий поклон всем тем десяткам людей, кто помог этому событию состояться.

Что ещё было круто, так это музыкально-творческая составляющая. Концерт Далера Назарова (и пронзительное пение Шавкмамада Пулодова) и читка фрагмента пьесы «UFO» Ивана Вырыпаева, I-amness и Bahar Trio — всё это создавало атмосферу праздника не только для ума, но и для сердца!

Набор спикеров очень впечатляющий, достаточно посмотреть на сайте конференции, чтобы в этом убедиться. И да, она действительно была международная не только на словах.

Теперь ждём видеозаписи (они обязательно будут), заполняем форму обратной связи, и готовимся к следующей конференции!

Положили начало легализации дискурса осознанности в российском обществе, двигаемся дальше :)