Мастер-классы и семинар в Киеве 10−13 сентября

На фестивале «День счастья» в Киеве 10 и 11 сентября проведу 2 мастер класса:

Я как сенсорная система: Техники свободы и потока

Будда говорил, что просветление — это когда в видимом остаётся только видимое, в слышимом — только слышимое, и в ощущаемом — только ощущаемое. Или, в другом знаменитом тексте, предложил медитацию, в которой поставил задачу чувствовать тело как тело и слышать звуки как звуки. А известный учитель дзэн утверждал, что просветление — это когда просто носишь воду, подметаешь двор и готовишь еду.

Очевидно, простые сенсорные ощущения играют в буддийской практике весьма центральную роль. На мастер-классе Виктора Ширяева вы познакомитесь с современным научным пониманием учения Будды о скандхах, или взаимозависимых процессах восприятия, создающих ощущение «я», и научитесь базовым техникам инсайт-медитации, которая исследует и деконструирует сенсорные потоки сознания, освобождая нас от самих себя.

Периодическая таблица счастья: обыденный и глубинный уровни

Все мы хотим счастливой, наполненной, осмысленной жизни. И все мы понимаем это по-разному: кто-то убеждён, что для счастья ему не хватает миллиона на счету в банке, а кто-то доказывает, что деньги никогда и никого не сделают счастливыми. Кто-то полагает, что счастье похоже на удачу, и некоторым оно просто не суждено, а другие считают, что счастливым можно стать, выполняя определенные действия. Так что же такое счастье? Возможно, это внутреннее состояние? Или отношение? Или любовь? Или служение? Или совокупность каких-то объективных факторов (здоровье, дело, семья)? А может быть, всё это вместе?

На мастер-классе Виктора Ширяева мы будем разбираться в этом непростом, но важном для каждого из нас вопросе, при помощи современного буддийского подхода учителя медитации Шинзена Янга, и исследуем 12 элементов «периодической таблицы счастья», каждый из которых дополняет общую картину в тот момент, когда оказывается на своём месте.

Контакты центра «Новый век»


12 и 13 сентября в Киеве в центре «Новый век» проведу вечерний семинар по теме, о которой давно хотел поговорить:

Практика пробуждения согласно буддийскому тексту «Маха-сатипаттханы»: Целостный и последовательный путь

Почти все современные учения буддийской випассаны и не религиозной практики осознанности — от знаменитых бесплатных десятидневных курсов по системе С. Н. Гоенки, и до медицински-доказанных курсов MBSR Джона Кабат-Зинна в ведущих ВУЗах и топовых мировых компаниях — происходят из текста «Маха-сатипаттхана сутты», то есть Сутры, раскрывающей принципы практики по четырем основаниям осознанности.

Можно сказать, что этот текст на самом деле лежит в основе всей современной волны увлечения практиками осознанности и медитации. Но что будет, если мы действительно попробуем его прочитать и исследовать современным взглядом заинтересованного практикующего?

В течение двух вечеров 12 и 13 сентября в центре «Новый век» мы будем читать, обсуждать и практиковать техники, изложенные в этом фундаментальном тексте:

    — 6 принципов созерцания тела и телесности,
    — созерцание чувств,
    — созерцание ума,
    — изучение препятствий и помощников к практике.

На этом семинаре с Виктором Ширяевым вы сможете изучить основы буддийской практики в секулярном (подходящем для любых людей) контексте, и проверить на собственном опыте то,

    — насколько может быть актуальным современному не религиозному человеку текст, написанный около 2500 лет назад,
    — и насколько чтение первоисточника может прояснить нашу практику и сделать её более целостной, наполненной и результативной.

Контакты центра «Новый век»

Моя мотивация

Моя мотивация заниматься тем, чем я занимаюсь, складывается из нескольких базовых принципов:

1. Огромное количество страдания в мире — совершенно опционально, не обязательно.

Вряд ли есть хоть один человек, который избежал физической и эмоциональной боли. Но мало кто умеет испытывать их такими, как они происходят, и не накручивать на них тонны лишнего страдания; мало кто действительно может умело взаимодействовать с неизбежностью физической и эмоциональной боли, не усиливая её и не увеличивая её количество.

2. Это страдание в долгосрочной перспективе искореняется не на уровне следствий, но на уровне причин.

3. Причина абсолютного большинства ненужного страдания — человеческое невежество,

непонимание себя, непонимание своих мотиваций, незнание того, что нас по-настоящему наполняет и делает счастливыми, неумение быть в теле, быть с эмоциями, работать с мыслями и так далее.

4. Невежество искореняется знанием, умением, пониманием, которое начинает приходить по мере изучения себя.

Как себя эффективно изучать, как поменять отношение к телу, эмоциям, мыслям — всему этому можно научить. Не знанию самому по себе (иначе опять попадаем в модель «вкладывать информацию»), но инструментам по его получению. Можно научить и способствовать эффективному формированию навыка.

Это должно стать нормой массовой культуры, на всех этапах:

    — Родители
    — Детские сады
    — Школы
    — Университеты
    — Организации

5. Искореняя невежество, мы не просто убираем ненужное страдание, но открываем возможность более полным образом реализовывать те потенциалы, на которые мы способны, индивидуально и коллективно.

Эти проявленные потенциалы нам с регулярностью показывают вот уже несколько тысяч лет, но на уровне социокультурных привычек они так и не закрепляются.

То, какие ценности я хочу воплощать, то, что составит моё максимально осмысленное существование, то, как я хочу общаться с другими людьми, то, что я могу нести в мир своими действиями, то, что останется после — всё это находится в потенциале, редко достигая даже и десятой части возможного проявления.

Снижение невежества, снижение ненужного страдания — словно бы открывают возможность, смазывают путь к такому воплощению, на которое мы способны. И положа руку на сердце, которое реально необходимо этому миру.


А это я написал 3 года назад в Facebook, и мне показалось, что имеет смысл сохранить это здесь, как обратную сторону работы с ценностями и смыслами.

После каждых нескольких очередных записей меня тянет, нет, не объясниться, а выразить свою позицию максимально глубоко и чётко. Я много ошибаюсь, и много пишу глупостей. Кажется, это ерунда, что умные учатся на чужих ошибках. На чужих ошибках невозможно учиться по-настоящему. Поэтому теперь каждый раз, когда я как-то выражаю себя — на следующий день я ошибаюсь в этом уже чуть лучше, чем вчера. Позволяю себе видеть развитие и движение. Чувствовать динамику и контекст этой динамики. И каждый раз ошибаться всё лучше, всё более сообразно своему чувству и вИдению.

Собственно, само по себе выражение — это всё, что реально требуется. Выражение, как чистейшее отглагольное существительное (мне очень нравится словосочетание «отглагольное существительное» — это лучшее описание мира в 3-ем лице!).

Мы не можем не выражать себя. Пространство небытия и неопределенности — это пространство бесконечной возможности; выраженное — конечно. Оно оформлено, проявлено, частично. Выраженное всегда предлагает перспективу, потому что рождается из бесконечности через перспективу. И эта перспектива может тяготеть к внешнему или внутреннему индивидуального и коллективного разного охвата и разного состояния.

В пространстве индивидуальных внутренних смыслов частичность видна, но бесспорна. «Я чувствую боль», «я чувствую восторг», «я чувствую невыносимую легкость бытия» — здесь нет предмета конфликта, потому что моё чувство бесспорно. Возможно только верить мне или не верить, возможно чувствовать мою аутентичность или фальшь.

В пространстве индивидуальных внешних проявлений оформленность значит присутствие формы (или её отсутствие). Дождь или идёт, или не идёт, и это всегда лишь одно из бесконечных [частичных] проявлений природы.

Конфликт появляется, когда мы переходим границу коллективного. Выражение коллективного смысла индивидуумом всегда частично по определению. Если я заявляю, что действую в своих интересах — как это оценивается? Если я заявляю, что действую в интересах социума — как это оценивается?

История всегда происходила (перспектива 3-го лица) и свершалась (перспектива 1-го лица). Если я делаю что-то, я неизбежно выражаю себя и в контексте социокультурных смыслов. Для одного таким социокультурным смыслом (идеологией) будет: «Мир не нужно излечивать, с миром всё в порядке». Для другого: «Мир стоит на пороге катастрофы, и я должен действовать».

Но в любом случае, степень воплощения в мире — это степень выражения. Присваивая себе это выражение — т. е. действуя из перспективы 1-го лица — мы становимся историческими агентами. Позволяя истории «происходить без нас», мы отрекаемся от нашего выражения, отрицаем наше проявление, обесцениваем себя.

Я много ошибаюсь, и много пишу глупостей. И с каждым разом я ошибаюсь чуть лучше, чуть точнее. С каждым разом я выражаю себя чуть полнее, занимаю чуть более аутентичную позицию. Я больше не согласен на самоотрицание. И я чувствую невероятную радость и благодарность за то, что с каждым разом открываю миру чуть больше себя, переводя очередное возможное будущее в актуальное настоящее.

Пять целей, четыре способа, четыре ускорителя, три навыка, две грани, одна любовь

Красивые завершающие слова с недавнего ретрита Шинзена Янга:

У нас есть пять целей: снижение страдания, повышение удовлетворения, знание себя на всех уровнях, развитие умелого поведения, служение из любви.

Четыре основных способа тренировки: ценить себя и мир, превосходить себя и мир, выражать спонтанность, культивировать позитивное.

Три навыка: сила концентрации, сенсорная ясность, эмоциональное равновесие.

Две грани: совершенство, которое мы создаём, и обнаружение того совершенства, которое всегда уже здесь.

С этой концептуальной картой в кармане вы можете начать понимать, что во всём мире, сквозь пространство и века, всегда была одна задача, идущая из одной любви, и в конечном итоге — выражающая эту одну любовь.


А четыре «ускорителя» продвижения в созерцательной практике таковы:

    1. триггерная практика,
    2. челлендж в движении,
    3. тренировка выносливости,
    4. нетворкинг.

Нетворкинг — это просто общение с близкими вам по ценностям людьми, использующими сходные методы практики. Ещё сам Будда говорил, согласно Палийскому канону, что такое общение может сильно способствовать движению по пути освобождения.

Тренировка выносливости — постепенное удлинение продолжительности сессий неподвижного сидения. Чем дольше вы сидите, тем глубже продвигаетесь в работе с тем физическим, эмоциональным и психологическим материалом (часто — дискомфортным), который всплывает. За десять минут ничего серьезного может не подняться, за час — более чем вероятно.

Челлендж в движении — постепенный перенос медитативного состояния сосредоточения, сенсорной ясности и равностности на всё более комплексные дела вашего дня. От сидячей практики — к медленному медитативному хождению. Дальше — к простым физическим действиям типа мытья посуды. Дальше — ко всё более сложным действиям (работа, общение с семьей и т. п.)

Наконец, триггерная практика — это намеренное провоцирование сильных эмоций посредством определённых триггеров. В принципе, это может быть что угодно. Например, вы используете только звук — включаете Первый канал, и слушаете новости с Екатериной Андреевой с закрытыми глазами, или наоборот, выключаете звук, и используете только визуальный канал восприятия — и затем наблюдаете с равностностью любые возникающие эмоции. Отличие от практики в обычной жизни заключается в том, что вы сами контролируете длину и интенсивность триггера.


Любой из этих четырёх «ускорителей» можно использовать себе на благо. Главное — любите себя, будьте себе добрым другом, не насилуйте себя серьезными эмоциональными триггерами, экстремальной длительностью практики или сложными повседневными действиями в медитации. Практика будет продвигаться максимально эффективно только в том случае, когда вам уже не очень просто, но ещё не слишком сложно.

18 научных причин попробовать медитацию доброжелательности уже сегодня

Когда говорят про то, какие эффекты медитация оказывает на наше благополучие, мозг, здоровье и отношения, чаще всего имеется в виду или практика осознанности (скажем, сканирование тела), или практика сосредоточения (скажем, наблюдение за дыханием). Тем не менее, если мы понимаем, как работает медитация, то с этой точки зрения не столь важно, что именно вы берёте в качестве объекта для наблюдения: это может быть как-то, что происходит в этот момент само по себе — тело и дыхание, внешние звуки, внутренний монолог, — так и то, что вы намеренно создаёте — например, визуализация образов и повторение про себя определенных фраз.

В медитации доброжелательности (её ещё называют практикой «любящей доброты», метты и т. п.), в отличие от практик осознанности или сосредоточения, чаще всего используется или проговаривание определённых фраз — скажем, «Пусть имярек будет счастлив и свободен от страданий», — или визуализация определённых позитивных образов: например, практикующий может представлять, как лучи света и любви распространяются от него ко всем людям, охватывать весь земной шар.

Почему я написал, что с точки зрения эффектов практики не столь важно, создаём ли мы намеренные мысли и образы, или удерживаем внимание на том, что возникает спонтанно? Дело в том, что при выполнении любой медитации мы развиваем несколько ключевых навыков:

1. Навык сосредоточения, то есть направления и удерживания внимания. Так, мы можем направить внимание на естественные ощущения дыхания, и не терять их из фокуса, а можем направить внимание на фразы, которые намеренно генерируем в уме. В обоих случаях нам необходимо уметь сосредотачиваться.

2. Навык сенсорной ясности, то есть чёткость распознавания и отделения мыслей от физических ощущений, телесных эмоций от визуальных образов, и так далее. Очевидно, что этот навык при намеренной культивации мыслей и образов может развиваться ещё более эффективно, чем при отмечании спонтанно возникающих мимолётных мыслей.

3. Навык равностности, то есть способность отделения себя от своих эмоциональных реакций на происходящее таким образом, что вы всё лучше начинаете воспринимать происходящее как оно есть. Говоря проще, вы всё легче отпускаете то, что проходит, не привязываясь к приятному, и не сопротивляясь неприятному. Этот ключевой навык позволяет, в совокупности с сосредоточением и сенсорной ясностью, действительно проживать каждое мгновение на 100%.

Именно поэтому для меня не так удивительно было узнать, что исследователи обнаружили все те же эффекты от практики доброжелательности, как и от практики осознанности.

Это важно ещё и потому, что разным людям подходят разные практики, и кто-то может видеть гораздо больше смысла в визуализации свечения доброго сердца, чем, скажем, в наблюдении за дыханием.

Итак, что же говорит нам наука про медитацию доброжелательности?

Эмма Сеппала, PhD, научный директор Центра исследований сострадания и альтруизма университета Стэнфорда (Stanford University’s Center for Compassion and Altruism Research and Education), частый автор Harvard Business Review, Psychology Today, Huffington Post и Scientific American Mind, у себя в блоге составила хорошую подборку из 18 научных исследований эффектов практики доброжелательности.

Благополучие

    1. Повышает количество позитивных эмоций и снижает количество негативных

    В важном исследовании, Барбара Фредериксон с коллегами (Fredrickson, Cohn, Coffey, Pek, & Finkel, 2008) обнаружила, что практика медитации дружелюбия в течение 7 недель повышала ощущения любви, радости, цельности, благодарности, гордости, надежды, интереса и благоговения. Эти позитивные эмоции впоследствии влияли на широкий спектр персональных ресурсов (таких как осознанность, цель и смысл жизни, социальная поддержка, снижение болезненных симптомов и т. п.), что, в свою очередь, предсказывало повышение удовлетворения от жизни и снижение симптомов депрессии.

    2. Повышает тонус вагуса (блуждающего нерва), что приводит к усилению позитивных эмоций и чувства социальной связи

    Исследование, которое провели Кок с коллегами (Kok et al (2013)) показало, что у группы людей, практикующих медитацию доброжелательности, количество позитивных эмоций было больше, и этот эффект исследователи связали с базовым уровнем тонуса блуждающего нерва — физиологического маркера чувства благополучия.

Здоровье

    3. Снижает силу мигреней

    Недавнее исследование Тонелли с коллегами (Tonelli et al, 2014) продемонстрировало быстрый эффект короткой интервенции с помощью медитации доброжелательности по снижению боли при мигрени, и растворению эмоционального напряжения, связанного с хроническими мигренями.

    4. Снижает симптомы хронической боли

    Провели пилотное исследование пациентов с хронической болью в пояснице. Пациентов разделили случайным образом на тех, кому прописали медитацию доброжелательности, и тех, кому прописали стандартные методы лечения. Группа практикующих медитацию доброжелательности показала большее снижение боли, гнева и психологического дистресса, чем контрольная группа (Carson et al., 2005).

    5. Снижает симптомы ПТСР (посттравматического стрессового расстройства)

    Кирни с коллегами провели исследование (Kearney et al, 2013), в котором обнаружили, что курс из 12 недель медитации доброжелательности существенно снизил симптомы ПТСР и депрессии у ветеранов, диагностированных ПТСР.

    6. Снижает симптомы расстройств шизофренического спектра

    Также, пилотное исследование Джонсона с коллегами (Johnson et al., 2011) проверяло эффективность медитации доброжелательности с людьми, страдающими от расстройств шизофренического спектра. Обнаружили, что практика медитации доброжелательности вела к снижению негативных симптомов и усилению позитивных эмоций и психологического восстановления.

Эмоциональный интеллект

Мы знаем, что-то, что мы делаем в жизни, формирует наш мозг. Не удивительно поэтому, что регулярная практика доброжелательности активирует и укрепляет те области мозга, которые отвечают за эмпатию и эмоциональный интеллект.

    7. Активирует эмпатия и эмоциональный процессинг в мозге

    Связь медитации доброжелательности и этих процессов в мозге была показана в исследовании самой Эммы Сеппалы с коллегами (Hutcherson, Seppala & Gross, 2014) а также независимо в работе другой группы учёных (Hoffmann, Grossman & Hinton, 2011).

    8. Повышает количество серого вещества в тех областях мозга, которые связаны с регуляцией эмоций:

    Leung et al (2013); Lutz et al (2008); Lee et al (2012).

Регуляция стрессового отклика

    9. Усиливает дыхательную синусовую аритмию

    Всего 10 минут медитации доброжелательности оказывают быстрый расслабляющий эффект, что видно по повышению синусовой аритмии дыхания и замедленному ритму дыхания. Респираторная синусовая аритмия является показателем качества работы парасимпатической нервной системы (то есть вашей способности входить в состояния расслабления и восстановления сил) (Law, 2011).

    10. Снижает скорость сокращения длины теломеров — биологического маркера старения

    Учёные открыли, что стресс снижает длину теломеров (защитных «колпачков» на концах наших хромосом). Длина теломеров ассоциируется с биологическим старением организма — чем они короче, тем организм старше. Так вот, стресс «изнашивает» организм, тогда как у женщин, практикующих медитацию доброжелательности, как обнаружили Hoge et al (2013), длина теломеров была больше, чем у контрольной группы соответствующей им возрастной категории!

Улучшение социальных связей

    11. Делает практикующих более помогающими

    Медитация доброжелательности усиливает позитивные межличностные отношения и эмоции. Например, в одном исследовании (Leiberg, Klimecki and Singer, 2011) изучали эффекты медитации доброжелательности на про-социальное поведение и обнаружили, что в игровом контексте группа практикующих показала более помогающее отношение, чем контрольная группа.

    12. Повышает сострадание

    В недавнем мета-анализе интервенций на основе осознанности (MBIs), исследователи пришли к заключению, что медитация доброжелательности — возможно, наиболее эффективная практика развития эмпатии (Boellinghaus, Jones & Hutton, 2012)

    13. Повышает эмпатию

    Похожим образом, Klimecki, Leiberg, Lamm and Singer (2013) обнаружили, что тренировка в практике медитации доброжелательности повышает эмпатический отклик участников на трудности других людей. Интересным образом, также усиливались и позитивные эмоциональные переживания, не смотря на свидетельствование трудностей других людей.

    14. Снижает предубеждения по отношению к другим

    Недавнее исследование (Kang, Gray & Dovido, 2014) показало, что после шестинедельного курса медитации доброжелательности у участников понизились скрытые предубеждения по отношению к меньшинствам, по сравнению с контрольной группой.

    15. Усиливает ощущение социальной связи

    Кок и коллеги обнаружили, что те участники интервенций с использованием медитации доброжелательности, которые рассказывали о росте переживания позитивных эмоций, также сообщали и об усилении восприятия социальной связанности (Kok et al, 2013).

Развивает любовь к себе

Скольким из нас знакома самокритика и низкая самооценка? Сколько из нас не заботится о себе так хорошо, как следовало бы?

    16. Снижает самокритику

    Шахар с коллегами обнаружил (Shahar et al, 2014), что практика медитации доброжелательности оказалась эффективной для самокритичных людей: они сообщили об ослаблении самокритики и снижении депрессивных симптомов, а также о росте сострадания по отношению к себе и усилении позитивных эмоций. Эти изменения сохранялись и через 3 месяца после окончания тренинга.

Имеет быстрый и долгосрочный эффект

Важно, что медитация доброжелательности имеет быстрый удовлетворяющий эффект, но также влияет и на самоощущение человека в долгосрочной перспективе.

    17. Оказывает позитивный эффект даже в малых дозах

    Ещё в одном исследовании Эмма Сеппала с коллегами увидели эффект от короткой интервенции — от менее чем 10-минутной практики медитации доброжелательности (Hutcherson, Seppala and Gross, 2008). По сравнению с близкой по всем параметрам контрольной группой, всего несколько минут медитации доброжелательности повысили ощущение социальной связи и позитивного отношения к незнакомым людям.

    18. Обладает длительным эффектом

    Кон с коллегами обнаружили (Cohn et al, 2011), что 35% участников интервенции с использованием медитации доброжелательности, которые продолжили ежедневную медитацию, ощущали более сильные позитивные эмоции и через 15 месяцев после интервенции, причём сила эмоций оказалась прямо пропорциональна длительности ежедневных медитаций.

Вот такие исследования и открытия перечисляет Эмма Сеппала в своём блоге, и возможно, что это станет для вас достойной причиной попробовать медитацию доброжелательности, или метты, или любящей доброты, — уже сегодня!

В конце концов, даже безо всяких исследований, пожелать счастья и здоровья окружающим вас людям — просто приятно!

33 вопроса для определения своего призвания

Очень часто к коучу обращаются за помощью в определении своего дела в жизни. Иногда сложности с обнаружением дела жизни связаны с традиционной семейностью, когда детей «отдают» получать ту или иную профессию, часто — без учёта их индивидуальных склонностей и предпочтений. А иногда наоборот, это происходит из-за того, что в современном мире, кажется, можно заниматься просто чем угодно. И хотя сейчас существуют мнения, что тема поиска призвания не только переоценена, но даже усложняет ситуацию тем, что создаёт ложные ожидания и стремления, мне всё же кажется, что у каждого человека действительно есть что-то, в чём он особенно хорош и может преуспеть в мире.

Недавно Марк Уолш, преподаватель эмбодимент-подхода, у которого я сейчас учусь, выложил для своего нового онлайн-курса Purpose Black Belt (курс будет полностью дублирован на русском, очень рекомендую!) список отличных вопросов для «триангуляции» жизненного призвания. С его разрешения, публикую здесь перевод списка — возможно, вам будет полезно ответить на них. Ну, а если какие-то из них покажутся вам непонятными или не интересными — не отвечайте!

Вопросы про сильные стороны:

  • Что вы делаете, что у вас получается по-настоящему хорошо?
  • Есть ли что-то, что даётся вам легко, тогда как другие считают это сложным?
  • О чём с вами советуются?
  • За прошедший день/неделю, какие пять минут вы были по-настоящему «на высоте»?
  • Что вы больше всего практиковали в жизни (чему посвятили больше всего времени)?
  • Что вы делаете лучше всего?

Вопросы про то, чем вы «горите», к чему испытываете страсть

  • При занятии чем вы можете войти в состояние «потока»?
  • Что вы любите?
  • В какие моменты вы чувствуете себя наиболее живыми?
  • За прошедший день/неделю, какие пять минут были круче всего?
  • В вашей работе, чего вы больше всего ждёте от каждого дня? Каких дел или ситуаций?
  • Есть ли что-то конструктивное, что вы постоянно делаете?
  • Если бы вы встретили более взрослую версию себя, какой карьерный совет он/она дали бы вам?

Вопросы про ценности

  • О чём вы мечтаете (о себе, мире и т. п.)?
  • Чем бы вы занимались в жизни, если бы вам не нужно было думать о деньгах?
  • Что вас злит, что разбивает вам сердце?
  • Что заставляет вас не спать ночами? Что вас будит ночами?
  • Что вы больше всего не любили на предыдущих работах?
  • Сколько времени вы готовы уделять работе, по сравнению с семьей, увлечениями и т. п.
  • Что в ваших прошлых работах было лучше всего и хуже всего?
  • К чему вы стремитесь?

Убедите меня, что не тратите драгоценное время жизни на своей работе впустую

  • Кем вы восхищаетесь? Кому завидуете?
  • Если я сейчас убью вас, о чём вы будете сожалеть, что не успели сделать?
  • Где вам нравится работать (например, дома, в офисе, в странствиях по миру и т. п.)?
  • С кем вам нравится работать (или одним)?
  • Когда вам нравится работать, в какое время?
  • Что для вас значит слово «успешность»? Когда можно сказать, что человек успешный и состоявшийся?

Вопросы про вклад и служение

  • Чем вы можете помочь другим?
  • За что люди готовы вам платить?
  • Что вы хотите изменить в мире?
  • Как вы можете лучше служить значимой для вас группе людей?
  • Что вы можете делать такого, что приносит людям наибольшую пользу?
  • Вы не умрёте счастливыми, пока не сделаете что?

Внимание к изменениям: Инструкция к медитации

Предлагаю вам перевод двух инструкций Шинзена Янга по медитации сосредоточения на изменениях: обычной и расширенной версии. В обычной версии практикующий учится замечать и соединяться с любыми изменениями в целом, тогда как в расширенной версии практикующий сознательно замечает качества расширения и сокращения, и соединяется с ними.

Мне доставляет большое удовольствие исследовать различные алгоритмы, протоколы и способы медитации, понимая, как все они соотносятся друг с другом. Сосредоточение на изменениях — это очень сильная техника, напрямую «включающая» вас в поток жизни вплоть до полного растворения субъектности переживающего «я», когда вы в самом прямом смысле обнаруживаете, что вы и есть этот поток жизни, поток бесконечного становления и прекращения всех ощущаемых, мыслимых и немыслимых, видимых и слышимых явлений.

Это именно инструкция, то есть для того, чтобы получить соответствующее переживание, а тем более — чтобы сделать его устойчивой частью вашей повседневной реальности, её нужно регулярно выполнять. Навык внимания к изменениям нарабатывается точно так же, как и любой другой навык, и в перспективе — может радикальным образом изменить вашу жизнь к лучшему.

Успешной практики!

Открыть и скачать pdf «Внимание к изменениям»

_____________
В этой практике используется метод отмечания, о том, что это такое, и как его применять в медитации, можно прочитать здесь.

Все переводы статей и инструкций Шинзена Янга на русский язык можно найти здесь.

Книга Шинзена Янга «Наука просветления», предисловие редактора

С 1 сентября 2016 года начинается продажа новой книги Шинзена Янга «Science Of Enlightenment: How Meditation Works» («Наука просветления: Как работает медитация»). Она основывается на аудиокурсе «Наука просветления», который Шинзен записал для издательства Sounds True в начале 90-х.

Я буду переводить эту книгу и постепенно выкладывать её на сайт. Отзывы о книге можно прочитать здесь (в числе прочих — отзывы Джона Кабат-Зинна, Рика Хансона и Чарльза Тарта). А ниже — самое начало книги, черновой перевод предисловия редактора.


С Шинзеном Янгом я познакомился впервые, когда работал редактором в издательстве Sounds True почти двадцать пять лет назад. Мы записали для него несколько аудиопрограмм, и в частности, я помог создать буклет с текстом, который прилагался к кассете с курсом «Пройти сквозь боль». Это предполагало довольно много совместной работы, связанной с редактурой текста.

Благодаря таким моментам, работа в Sounds True была для меня настоящей работой мечты. Иметь возможность глядеть на мир глазами продвинутых практикующих, общаться с ними один на один про то, как они понимают свои учения и духовные традиции, наблюдать за тем, как они справляются с возникающими проблемами — всё это было бесценным. В то время я был фанатичным духовным ищущим: вернулся из нескольких поездок в Индию, часто тратил большие деньги на покупку книг, аудиозаписи и возможность оказаться у ног очередного духовного учителя. Это было просто невероятно, что мне ещё и оплачивали возможность работы с ними. Это было похоже на учёбу в Хогвартсе, только наяву, или посещение университета медитации. И поскольку медитация и духовная практика были не только моим всепоглощающим интересом, но и работой, то я думал, что видел уже всё, что только возможно. Но Шинзен оказался чем-то совсем иным.

Это впечатление подтвердилось спустя год или два, когда мне дали задание отредактировать намного более крупный аудиокурс Шинзена Янга, чем раньше. В течение целой недели он приходил ежедневно в нашу новую просторную студию с пятью или шестью своими студентами, они усаживались перед ним на пол, и он весь день читал лекции и медитировал с ними. Несколько раз я сидел с ними во время записи, и был весьма заинтригован тем, что слышал. Тами Саймон попросила Шинзена «выгрузить всё, что он знает о медитации», и это было потрясающе. Когда пришло время редактировать этот magnum opus, на диске компьютера (а мы редактировали всё в цифровом виде, хотя распространяли затем курсы на кассетах) хранилось около пятидесяти часов его монологов! Моей работой стало затем сидеть в маленькой, тёмной и очень тихой комнате, и редактировать это жуткое количество материала, в результате превратившегося в курс аудиокассет из двенадцати частей под названием «Наука просветления». Процесс редактуры напомнил мне некоторые из ретритов, которые я посещал.

Следующие несколько недель стали для меня откровением. Я чувствовал, что такие учителя медитации как Шинзен должны где-то существовать — то, как он преподаёт материал, его идеи, его способ смотреть на мир. Он хорошо владеет восточными языками — родными языками тех книг, писаний и терминов, которые лежат в основе многих созерцательных традиций. Его понимание философии духовной практики — это понимание учёного, и он может с одинаковой лёгкостью, ясностью и знанием говорить не только о сильных сторонах различных воззрений, но и об их потенциальных опасностях.

Но он не просто какой-то сухой теоретик. Шинзен интенсивно практиковал медитацию во всех трёх основных буддийских «колесницах» (основных направлениях буддизма), включая три года в качестве монаха школы Шингон в Японии, и несколько десятилетий участвуя в традиционных дзэнских ретритах в Азии и Америке. Он практиковал с учителями випассаны в Индии. И он прошел через множество очистительных бань и «плясок солнца» индейцев лакота сиу в полностью традиционном формате. Он даже готов был говорить о просветлении — в отличие от многих других американских учителей Дхармы — как о серьезной цели практики медитации, и как о чём-то, к чему может стремиться и что может реализовать обычный человек.

Но и это ещё не всё. Шинзен классический «технарь», он готов говорить о загадочных тонкостях этимологии слов, и хорошо разбирается в точных науках и математике. Его лекции в равной степени могут включать как обсуждения тензорного исчисления, гидродинамическую физику или рассказ о том, что японское слово «дзэн» и греческое слово «теория» происходят из одного индоевропейского корня, так и объяснение практики медитации или каких-то аспектов духовного пути. Более того, он соединяет все эти темы в единую нить повествования, переплетает их, и показывает то, как все они являются взаимосвязанными гранями более высоких и глубоких идей и учений.

Наконец, Шинзен — прекрасный рассказчик. У него всегда есть в запасе удивительные истории, от зачастую экстремальных монастырских практик в Азии, и до забавных и показательных анекдотов из жизни американских центров медитации.

maxresdefault

В общем, я был заинтригован. Шинзен оказался ровно таким учителем, которого я долго искал: ярким, с хорошим чувством юмора, настоящим учёным, и погруженным в серьезную практику длиною в жизнь. Мне потребовалось около двух недель плотной работы, чтобы отредактировать курс на аудиокассетах до его финального состояния. Самым сложным было то, что из-за ограничения на количество кассет в курсе, мне пришлось оставить на полу монтажной комнаты (виртуальной) множество обрезков крайне ценного материала.

Десять лет спустя, к тому времени, как я ушёл из Sounds True, этот курс из двенадцати кассет стал по-настоящему культовым. Хотя он никогда не был хитом продаж, он оставил свой след. «Наука просветления» была той редкой программой, о которой слушатели часто говорили, что она изменила их жизнь. В частности, в ней находили пользу те опытные медитаторы, чья практика потеряла импульс, или которые чувствовали, что где-то застряли. Эта непритязательная и незаметная программа от учителя медитации-«ботаника», о котором на тот момент особо никто не слышал, обладала секретным ингредиентом, способным трансформировать качественную, но тусклую практику во что-то по-настоящему живое, мощное и изменяющее жизнь. Примерно в то время Тами и предложила мне создать книгу из этого курса.

Конечно, я с радостью согласился. Мы предположили, что понадобится несколько месяцев на то, чтобы реализовать этот план (слышите, как где-то хихикают Мойры?). Шинзен, Тами и я были очень воодушевлены перспективой публикации книги, и я сразу взялся за работу. Вначале я просто собирался транскрибировать аудиоверсию — в книжную, но потом решил, что это отличный шанс спасти весь тот прекрасный материал, который мне пришлось вырезать из курса на аудиокассетах. Так что я добыл расшифровку всех оригинальных записей целиком, и работал уже с этим. Создать гладкий читаемый текст из устной речи гораздо сложнее, чем может показаться. Есть много различий между устной речью и печатным текстом, и часто происходит так, что слова на бумаге становятся не совсем понятными, когда теряются контекст, смысловые акценты и эмоциональный тон, присущие живому голосу рассказчика. Кроме того, спонтанные отступления от основной темы, часто присущие устной речи, довольно плохо перекладываются на линейную логику книги. В общем, это был непростой и напряженный процесс, но мне было очень интересно. Через несколько месяцев, как мы и предсказывали, я подготовил первый черновик большой части книги.

81+zDNtUf3LЭто был неплохой черновой вариант, но несколько вещей мне не нравились. Во-первых, со времени записи аудиокурса я провёл много часов в медитационных ретритах с Шинзеном, и осознал, что хотя «Наука просветления» была качественной и цельной программой, она не включала в себя большую часть того знания, которым обладал Шинзен. Кроме того, сам Шинзен тоже не стоял на месте, и его учение за эти десять лет также эволюционировало и изменилось. Он подходит к обучению весьма творчески, постоянно уточняя и перерабатывая свои уроки. Так что я чувствовал, что мне нужно дополнить оригинальный материал и переформулировать какие-то его части для того, чтобы включить самые свежие идеи.

Я и не подозревал, в какую «кроличью нору» приведёт меня эта затея. У Шинзена имеется много других аудиопрограмм, и я подумал, что будет полезным что-то из них добавить в книгу. Я стал тщательно расшифровывать их и переводить в текст. Также, я бесконечно разговаривал с Шинзеном по телефону, и просил его разъяснений по множеству тем и вопросов. В результате, появилось большое количество замечательного нового материала, но его тоже нужно было транскрибировать. Конечно, вдобавок к этому, были сотни часов лекций, а со временем появились и десятки часов видео. По своему размаху, проект оказался фактически невыполнимым, и был похож на задания помощника колдуна из сказки: казалось, что чем больше вопросов я задавал Шинзену, тем глубже и охватнее становились его ответы, и так задача продолжала расти и расти. Всегда находилась ещё одна грань, ещё одна история, ещё один неожиданный бриллиант.

В конечном итоге, количество необработанного материала стало таким огромным и запутанным, что возникла необходимость порезать все эти бесконечные часы аудиозаписей на фрагменты, и распространить их среди целой армии надёжных волонтёров, которые переводили затем эти аудиофрагменты в текстовый формат (сердечное спасибо всем вам!). Стопка с распечатками стала высотой в метр. И всё это я читал, оценивал с точки зрения включения в книгу, организовывал, отвергал, сортировал, и затем редактировал в что-то, уже похожее на книгу. Этот процесс занял не месяцы, как предполагалось изначально, но годы.

Но и это было ещё не всё. Пока я сражался с книгой, сам Шинзен продолжал меняться, расти и улучшать свои учения. Его обобщающие метафоры, темы, организующие принципы, обозначения, и даже то, как он говорил о самых основах медитации, во многих отношениях поменялись, где-то больше, где-то меньше. И хотя эти изменения и дополнения были очень ценными, процесс написания книги превратился в то, что программисты называют «расползанием проекта» (feature creep), что означает ситуацию, когда свойства той вещи, которую вам нужно сконструировать, изменяются ещё до того, как вы её завершили. Многие главы, уже написанные, устаревали по мере того, как добавлялись более поздние главы, и требовали переписывания заново. Это создавало много напряжения, и мы пропускали дедлайн за дедлайном. В общем, вместо нескольких месяцев, создание книги растянулось почти на десять лет.

1416259423631

Пока шли эти годы, происходило ещё что-то важное. Я посещал десятки длительных медитативных ретритов с Шинзеном Янгом, и очень много получил от этого лично для себя. Моя практика стала глубже, а моя жизнь — радикально улучшилась. Стало намного яснее и точнее моё понимание его учений, историй, которые он любит рассказывать, и тех идей, которые лежат в основе всей его работы. В течение лекций («бесед дхармы») на ретритах, я делал заметки о наиболее интересных или проясняющих темах, часто замечая то, как эти темы связаны друг с другом способами, не очевидными на поверхности. Постепенно, я собрал список различных тем, историй и концепций, к которым Шинзен обращался чаще всего, которые обладали наибольшей силой, и которые были действительно его уникальным материалом. Эти «лучшие хиты», как я назвал этот список, и стали основой и организующим принципом той книги, которую вы держите сейчас в руках.

Этот текст уникален по многим параметрам. Прежде всего, он не является руководством по медитации для начинающих. Вероятно, он лучше всего подойдёт тем из вас, у кого уже есть регулярная практика и некоторый уровень созерцательного понимания. Шинзен — это учитель, который может хорошо преподавать и детям, но лучше всего он проявляется (по крайней мере, на мой взгляд) в те моменты, когда раскрывает глубокие аспекты серьезной практики.

Далее, многие из глав этой книги являются переложениями лекций, прочитанных в контексте длительных ретритов, и часто — в ответ на вопрос ученика, практикующего с Шинзеном на протяжении многих лет. Как редактор, я организовал эти лекции в таком порядке, где каждая следующая глава опирается на материал из предыдущих. Также, поскольку в своих ответах Шинзен предполагал, что слушатели уже понимают многие из его основных концепций, в помощь читателю я вставил в текст расширенные объяснения некоторых идей.

Редактировать этот текст было одной из самых сложных задач моей жизни, но и великой честью. Благодаря работе над этой книгой, мне пришлось погрузиться в такие глубинные аспекты учения, до которых я, возможно, не добрался бы в ином случае. Шинзен проявлял бесконечное терпение, добродушие и широту, и был готов делиться всем, что знал, сверх всякой меры. Любые ошибки, которые вы можете найти в этой книге, целиком на моей совести, и не имеют отношения к Шинзену Янгу. И наоборот, вся магия текста и те блестящие идеи, которыми он напитан, принадлежат исключительно автору. Моё самое искреннее желание заключается в том, чтобы материал, представленный здесь, дал вам столь же много радости, глубины и знания жизни, себя, других людей и мира, сколько дал он мне.

Майкл У. Тафт
Беркли, Калифорния, 2014

Отзывы на новую книгу Шинзена Янга и несколько первых абзацев

С 1 сентября 2016 года начинается продажа новой книги Шинзена Янга Science Of Enlightenment: How Meditation Works («Наука просветления: Как работает медитация»), а со вчерашнего дня на Amazon стал доступен предзаказ этой книги. Майкл Тафт, редактор книги, готовил её в общей сложности около десяти лет. Она основывается на аудио-курсе «Наука просветления», который Шинзен записал для Sounds True в начале 90-х. Обязательно буду переводить её на русский язык, а если получится, то и публиковать.

На сайте Amazon выложены отзывы на эту книгу многих известных в мире медитации и осознанности людей. Я предлагаю здесь всего несколько, от наиболее знакомых русскоязычному читателю имён, и затем прикладываю перевод первых абзацев книги.

Отзывы на книгу


С теплом, мудростью и невероятной точностью Шинзен Янг обрисовывает свой уникальный путь через мир страданий и за его пределы. Выдающаяся работа одного из больших учителей нашего века.

    — Леонард Коэн, поэт и певец.

Я не являюсь большим любителем языка, в котором используются слова вроде «специальных медитативных состояний» и «просветления», поскольку не считаю такой язык наиболее эффективным для размышлений о наших врождённых мудрости и тепле сердца, или для культивации широкого доступа к этим качествам. Тем не менее, блестящий подход Шинзена, крайне ясный, затрагивающий широкие области, глубоко любящий, и основанный на принципах постепенного развития, предлагает любому человеку, который заботится о мудрости и сострадании, точный и убедительный взгляд — одновременно по-научному тщательный, и охватывающий широкие культурные основания — на то, что это может значить: быть теми, кем мы уже и так являемся?

Другими словами, этот подход раскрывает способы того, как быть полностью человечными, как это постигнуть, и как позволить этому постижению делать нас всё более зрелыми, через систематическую культивацию и применение навыков осознанности и сердечности на протяжении всей жизни, иногда в небольших аспектах, и с направлением внутрь, а иногда — в больших, направленных в мир.

Судьба этого мира покоится на балансе, так что имеет смысл, с одной стороны, изучать послание Шинзена и его отточенные методы крайне серьезно, а с другой стороны, подходить к ним с некоторой легкостью и чувством юмора, как подчёркивает и сам Шинзен, чтобы не воспринимать себя и возможность достижения «особых состояний» слишком серьезно, поскольку, во-первых, они и сейчас уже здесь с нами в это самое мгновение, а во-вторых, здесь в любом случае нет никого, кто мог бы их серьезно воспринять. Серьезно.

    — Джон Кабат-Зинн, автор таких книг, изданных на русском языке, как «Куда бы ты ни шел — ты уже там: Медитация полноты осознания в повседневной жизни» и «Практика медитации: В любое время, в любом месте».

Попадая прямо в сердце, эта книга исследует самую суть медитации, общую для всех духовных традиций. Она делает это удивительно умело, показывая читателю способы пожинать практические плоды осознанности, концентрации и эмоционального баланса. Шинзен глубоко тренирован и мудр, и я лично получил пользу от его инструктажа. Его книга основывается на научном подходе, легко читается, ясная, беспощадно полезная — и я её крайне рекомендую.

    — Рик Хансон, автор таких книг, изданных на русском языке, как «Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии», и «50 практик для развития мозга. Получи ключ к счастью и мудрости».

Шинзен Янг делает медитацию более понятной и практичной для современного человека, и гениально пишет об этом из широчайшего и глубокого интеллектуального понимания, а также глубокого личного опыта и постижения. Я очень рекомендую эту книгу всем, и только начинающим медитировать, и экспертам в этой практике.

    — Чарльз Тарт, автор таких книг, изданных на русском языке, как «Измененные состояния сознания» и «Практика внимательности в повседневной жизни».

Это прекрасная, богатая, интегративная работа для всех студентов медитации нашего времени. Шинзен Янг говорит с ясностью и авторитетом, глубоко укорененными в созерцательном переживании, и на основе современного серьезного научного подхода. Эта книга завлечёт и проведёт любого интересующегося по территории изучения, практики и науки медитации.

    — Диана Хамильтон, учитель дзэн, известный интегральный практик, одна из основных преподавателей процесса «Большой Ум, Большое Сердце» (книга издана на русском языке).

Шинзен Янг — один из лучших учителей медитации из всех, с кем мне приходилось работать. Свойственные ему открытость к обратной связи и постоянное улучшение воплощают суть науки: точность, глубину, силу, простоту и универсальность. Эта книга — подарок от уникального визионера, блестящий пример соединения древней мудрости и духа нашего времени.

    — Чед-Менг Тан, знаменитый сотрудник Google, ведущий курсов медитации в Google, автор книги «Search Inside Yourself».

Вступление к книге

Вот уже почти пятьдесят лет я практикую, исследую и обучаю медитации. Если вы спросите меня о том, какой отпечаток этот процесс оставил в моей душе, я бы сказал, что этот путь был горько-сладким. Не поймите меня превратно: сладкая часть намного превосходит горькую. Медитация была ко мне очень добра. Она невероятным образом углубила моё чувственное удовлетворение и позволила узнать, что счастье может не зависеть от каких-либо условий. Она дала мне новый способ самовосприятия и предоставила набор инструментов для того, чтобы уточнять моё поведение и улучшать отношения. Да, уже неплохо. Но самое сладкое во всём этом то, что у меня каждый день есть возможность видеть, как жизни людей меняются к лучшему в результате тех вещей, которыми я с ними делюсь.

Часто это действительно радикальные изменения. Людям открывается возможность жить в двойном или тройном размере относительно того, как бы они жили без этого. Я понимаю, что это звучит как спорное утверждение, но за этим стоит довольно простой механизм: медитация поднимает базовый уровень силы вашего сосредоточения. Под сосредоточением я подразумеваю способность направить и удерживать внимание на том, что имеет значение в данной ситуации. Под базовым уровнем я подразумеваю то, насколько вы автоматически сосредоточены в повседневной жизни, не прикладывая к этому дополнительных усилий. И если вы последовательно и неизменно оказываетесь вдвое или втрое более сосредоточенными в каждое новое мгновение, то вы живёте в двойном или тройном размере, то есть намного более богатой и наполненной жизнью. Пять десятилетий назад, добрые люди в Японии открыли мне один секрет: вы можете радикальным образом увеличить свою жизнь не через продление её лет, но через расширение полноты её мгновений. Знание о том, что я жил столь полно и насыщенно, делает перспективу моей неминуемой смерти намного менее грустной. И это сладкая часть.

В чём же горечь? Она в том, что большинство людей, в конечном итоге, не будет уделять всему этому то скромное количество времени и энергии, которое необходимо. Я живу, сознавая, что у большинства людей никогда не будет всего того, что они столь легко могли бы получить. Я также сознаю, что ежедневные жизненные задачи будут убеждать людей в том, что у них нет времени потратить и несколько минут на развитие того самого навыка, благодаря которому они смогли бы наиболее оптимально эти задачи решить. В голове крутится мысль: «Здесь что-то не так!» Но опять же, не поймите меня превратно. Я не грущу. Наоборот, я достаточно оптимистично смотрю в будущее. В последней главе этой книги я расскажу, почему.

Хотя мы, вполне возможно, никогда не встречались лично, я чувствую тонкую связь с вами через все эти строки. Вне зависимости от того, практикуете ли вы регулярную медитацию или нет, сам тот факт, что вас интересует книга, подобная этой, означает, что вы прошли долгий путь. Добро пожаловать.

16 и 29 июня, Москва, «Справляемся с тревожными мыслями» и «Как медитировать неправильно»

16 июня, 19:00, центр «Рипа»

«Справляемся с тревожными и негативными мыслями: методы випассаны и терапии ACT»

Случалось ли с вами когда-либо что-то подобное:

  • Вас одолевают негативные, неприятные и тревожные мысли, от которых сложно избавиться;
  • Вы устали от бесконечного «радио» в голове и попыток его заглушить;
  • Вы часами проговариваете по кругу одни и те же диалоги, сценарии прошлого и будущего, лишь усиливая неприятные эмоции по этому поводу;
  • Вы начинаете думать о чём-то страшном или негативном, пугаетесь собственных мыслей, но это лишь делает их громче?
  • Вы пробуете заглушить, подавить, избежать подобных мыслей, но вновь и вновь сталкиваетесь с тем, что это не очень-то работает?

Подавление или избегание может хорошо работать с физическими ситуациями и объектами: заболела голова — съесть таблетку. Неприятный человек — перестать общаться. Стало холодно — одеться. Но они плохо работают с нашим внутренним миром, нашими мыслями и состояниями. Сложно избавиться от чего-то, что находится внутри нас, да ещё и плохо подчиняется нашему контролю. Да, негативные и страшные мысли хочется убрать, отключить, подавить, перестать слышать и чувствовать — но именно это, зачастую, и порождает основную проблему. Так считает и древняя созерцательная традиция, и современный психологический подход ACT — терапия принятия и приверженности.

Что же делать?

Возвращаться в настоящий момент, отцепляться от мыслей и эмоций, принимать их, и получатьсвободу действовать так, как нам действительно хочется!

Известный психолог Расс Хэррис, один из ведущих специалистов терапии принятия и приверженности, пишет, что в состоянии слияния с мыслями, мысль может казаться:

  • абсолютной истиной;
  • приказом, которому вы должны подчиниться, или правилом, которому вам нужно следовать;
  • угрозой, от которой нужно избавиться как можно скорее;
  • чем-то, что происходит прямо сейчас, хотя сама мысль может быть про прошлые или будущие события;
  • чем-то крайне важным, что требует всего вашего внимания;
  • чем-то, что вы не готовы отпустить, даже если оно ухудшает вашу жизнь.

Когда же вы «отлепляетесь» от своих мыслей, то начинаете понимать, каждый раз, когда они возникают, что они

  • могут быть правдой, а могут не быть;
  • точно не приказ, которому вы должны подчиниться, или правило, которому вам нужно следовать;
  • точно не угроза для вас;
  • не что-то, что происходит во внешнем, физическом мире. Помните, это всего лишь набор звуков и картинок в голове!
  • могут быть важными, а могут и не быть. Это всегда ваш выбор, сколько внимания им уделить;
  • могут приходить и уходить сами по себе, и вы можете им это позволить, без необходимости как-то их задерживать, «обдумывать» или подавлять.

То же самое справедливо и для визуальных образов, и для телесных ощущений: когда мы сознаём их ровно такими, какими они приходят в это мгновение в нашу жизнь, мы выходит из-под их власти. У нас появляется свобода действий.

Существуют десятки способов радикально снизить негативное влияние тревожных и неприятных мыслей на нашу жизнь, и на семинаре мы познакомимся и поработаем с самыми эффективными из них:

  • «Спасибо, ум»
  • «У меня появилась мысль, что…»
  • «Железнодорожное депо»
  • «Плохое радио»
  • «Караоке»

В результате этого семинара вы научитесь простым и эффективным стратегиям снижения негативного влияния тревожных и неприятных мыслей на свою жизнь, начнёте меньше сражаться с ними, и откроете доступ к наполненной и качественной жизни, не зависящей от того, какие мысли приходят в голову.

Стоимость семинара — 600 рублей.

страница события
страница события в Facebook

29 июня, 19:00, центр «Рипа»

Как медитировать неправильно: Распространенные ошибки в практике и способы их исправить

Самоё частое препятствие в созерцательной практике — это убежденность в том, что вы практикуете неправильно. Конечно, есть ещё более непреодолимое препятствие — когда вы не медитируете вовсе! Но всё же, как можно медитировать неправильно? Есть ли вообще критерии правильной практики и неправильной? Как построить свою ежедневную медитацию так, чтобы она гарантировала «созерцательный результат»?

Этот семинар подходит вам, если вы:

  • Хотите начать регулярную практику медитации, но не знаете точно, какую технику выбрать;
  • Прочитали десятки книг по теме, но сомнения только увеличились, и вы так и не перешли к делу;
  • Уже практикуете, но не чувствуете никакого прогресса, или чувствуете, что топчетесь на одном месте;
  • Практикуете, но сомневаетесь в том, что делаете это правильно.

В результате этого семинара, у вас

  • не останется сомнений в том, что такое неправильная медитация, и вы сможете легко понять в любой момент, насколько правильно вы практикуете.
  • появятся конкретные критерии прогресса в медитации.

Семинар подходит как новичкам, так и опытным созерцателям.

Стоимость семинара — 600 рублей.

страница события
страница события в Facebook

Потенциалы, гигиена ума и «здоровая нормальность»

Меня глубоко трогает и задевает то предубеждение, которое существует в нашем обществе по отношению к психотерапии, самоисследованию и созерцательной практике. Эта проблема уже намного менее свойственна западным и восточным обществам, а вот нашему «центральному» — более чем. Общественный консенсус здесь пока что таков, что если ты занимаешься чем-то подобным, то тебе или нечего делать, или ты придумываешь себе лишние сложности, или с тобой не всё в порядке. Уничижительно это всё называется самокопанием, избыточной рефлексией и горем от ума: если ты нормальный человек, который живёт активной жизнью, то тебе и в голову не должно приходить заниматься «самокопанием» (примерно так же, кстати, у нас относятся и к депрессии — просто соберись, и займись делом).

Я считаю такого рода позицию крайне невежественной и ошибочной. В этом смысле мне намного ближе буддийское понимание о том, что страдание «вшито» в нашу жизнь, поскольку является неизбежным свойством омраченного ума. Терапия принятия и приверженности, или ACT (читается «экт»), также утверждает, что наши предположения о некой «здоровой нормальности» — не более чем иллюзия. Достаточно посмотреть вокруг, если уж не хочется смотреть честно в себя, чтобы увидеть, что нормальность у нас явно какая-то ущербная. Нормальное — значит соответствующее норме. Я не хочу, чтобы жадность, вражда, ненависть, злоба, отвращение, аддикции, насилие, эксплуатация были нормой. Я не хочу, чтобы алкоголизм, стресс, наркомания, суицид и депрессия были нормой. А если трезво посмотреть статистику, то она действительно опровергает любые предположения о том, что «здоровая нормальность» существует.

Я верю, что нормой может быть такой потенциал нашего развития, индивидуального и коллективного, когда текущее положение дел справедливо будет расцениваться как абсолютно не нормальное. Опора на потенциал означает, что нам есть, куда двигаться, к чему развиваться. Это динамическая точка притяжения, хаотический аттрактор, если угодно. Я глубоко убеждён, что в нашей природе заложена способность к самосовершенствованию, становлению лучше, чище и пробуждённее. Как говорит Далай-лама, природа нашего ума — свет, ясность и знание, а не невежество. Если бы природой ума было невежество, как бы мы могли учиться и узнавать новое?

Если появится общественный консенсус в отношении того, что текущее положение дел не нормально, то психотерапия, самоисследование и созерцательная практика естественным образом окажутся демаргинализированы и войдут в социокультурный дискурс, поскольку именно они предоставляют возможность раскрывать и развивать, помимо формального образования, наши потенциалы к здоровью, смыслу, добру и красоте.

Возможно, на этом поле они станут соперничать с «научными» решениями — вырезать ген страдания, вывести фермент антиалкоголизма, съесть таблетку бытового ненасилия, стимулировать электродом мозговую зону экзистенциальной нетревоги… Но это уже другая история.