19 марта 2023

Шинзен Янг: биографическая справка

Биография Шинзена собрана и оформлена в качестве вводного материала к трёхступенчатой программе Active Presence по обучению его методам и освоению навыков осознанности.


Шинзен (Стивен) Янг

Родился 7 августа 1944 года в Лос-Анджелесе, Калифорния, в семье еврейских эмигрантов из Российской империи в третьем поколении.

В 1958—1962 гг. учился в средней школе Венис Хай (Venice High), где благодаря однокласснику-японцу влюбился в фильмы про самураев и сильно заинтересовался древней Японией. Настолько сильно, что поступил в этническую японскую вечернюю школу Сотэл (Sawtell), был там единственным не-японцем на всю школу, и с отличием закончил её параллельно с Венис.

В старших классах школы Стивен осознал, что для того, чтобы понять Японию, ему нужно понять и культуры тех основных стран, которые оказали влияние на Японию, и попросил родителей нанять частных репетиторов по китайскому языку и санскриту.

В 1962—1966 учился восточным языкам на бакалавриате Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA). Лето 1964 провёл в Гавайском университете, изучая корейский язык.

Выпускной год провёл в Токио в качестве студента по обмену, и там увлёкся буддизмом — после того, как провёл месяц в дзэнском храме Обакусан в Киото.

Вернувшись в Америку, поступил в докторантуру UCLA, отучившись два триместра на факультете восточных языков, изучая вьетнамский язык, и параллельно с этим — погружаясь всё глубже в китайские и японские буддийские тексты (особенно тексты школ Тяньтай, Хуаянь и Йогачары).

Поскольку буддийские исследования Стивена интересовали намного больше филологии, то он перешёл в Университет Висконсина, Мэдисон, где Ричард Робинсон (один из ключевых учёных-буддологов того времени) только что открыл первую в Америке докторантуру по буддийским исследованиям.

Лето 1969 г. провёл в Университете Койя (Koyasan University), Япония, изучая тантрический буддизм школы Сингон.

В 1969—1970 гг. изучал корейский язык в Институте Мёндовон (Myongdowon Institute) в Сеуле. Исследовал корейский буддизм под руководством доктора Чо Мёнги (Cho Myonggi) в университете Тонгук.

Весной 1970 г. вернулся в Японию на гору Коя, где был рукоположен в монахи тантрической буддийской школы Сингон, получив имя Шинзен (真善), что переводится как «Истина и Благо», или «Настоящая Доброта».

Шинзен стал монахом школы Сингон из академического интереса — его увлекала идея стать первым западным исследователем японского тантризма, а монахи не раскрывали свои секреты чужакам — но как раз в то время он узнал о трагической смерти своего ментора, Ричарда Робинсона, был крайне потрясён этим, и обратился к дзэнской медитации.

Примерно в то же время, на медитациях в дзэнском храме он познакомился с отцом Уильямом Джонстоном (Father William Johnston). Отец Джонстон, ирландский иезуит с интересом к дзэн, стал впоследствии значимой фигурой в мире межрелигиозного диалога. Он поведал Шинзену о еврейском мистицизме (про который тот ничего не знал), а также открыл глаза на начинающиеся на Западе научные исследования медитации и просветления.

С тех пор одна из главных ценностей Шинзена: «Поженить то лучшее, чего достиг Запад — то есть вершину научной мысли — и то лучшее, чего достиг Восток — то есть глубину трансформирующих созерцательных практик».

В августе 1970 года Шинзен сдал предварительный экзамен на докторскую степень по буддийским исследованиям в Университете Висконсина, а в следующем году — завершил кегё, базовый курс обучения сингонскому ритуалу и медитации под руководством мастера Дзэнкё Накагавы в храме Синно-ин (Shinno-in) на горе Коя.

Летом 1971 проживал в храме Сёкокудзи, Киото, в качестве унсуй (монаха в обучении), практикующего риндзай-дзэн под руководством Сонина Кадзитани Роши.

Получил статус адзяри (ajari, то есть ачарья, учитель) в японской тантрической традиции.

По возвращении в США заинтересовался научным изучением физиологических изменений, связанных с состоянием медитации. Работал ассистентом доктора Эдварда Вортца (Dr. Edward Wortz) из корпорации аэрокосмических исследований «Гарретт» (Garrett Corporation), собирая данные о волнах электромагнитной активности мозга медитирующих.

Вортц был гештальт-терапевтом и доктором наук в области психофизиологии, работавшим в NASA, где исследовал переживание потери чувства веса и другие необычные состояния у первых астронавтов и в лунных программах. Он также увлекался исследованием состояний мозга медитаторов, усилением альфа-активности мозга через звуки и свет, и стал первым западным практикующим, удостоенным стать фап-су (pháp sư, учитель дхармы) во вьетнамской традиции дзэн.


С дост. Тхить Тхиен-Анем, известным вьетнамским учителем дзэн (тхиен) основателем Международного центра буддийской медитации, и Бхиккху Бодхи, одним из главных переводчиков сутр Палийского канона на английский язык, а также с д-ром Давидом Ноулзом (Dr. David Nowles), психологом из Гарварда.

В 1974 году Шинзен готовил готовил диссертацию в Университете Висконсина по теме гома, тантрического ритуала священного огня в школе Сингон, но в конечном итоге потерял к этому интерес, и посвятил всё время собственной практике и исследованиям в области электрофизиологии медитации, продолжая работу с Вортцем, а также с доктором Лестером Фехми из Центра биологической обратной связи в Принстонском университете.

В 1974—1975 Шинзен Янг жил на Тайване, изучая даосскую и тибетскую медитацию под руководством мастера Чэн Угуа́на. Чэн Угуа́н — тайваньский монах в традиции чань-буддизма, священник школы Сингон и возродитель китайского тантрического буддизма Чжэньянь, знаменитый учитель и целитель.

Вернувшись в Америку, служил буддийским священником в общине вьетнамских беженцев в Лос-Анджелесе, и в 1979 стал фап-су, учителем дхармы во вьетнамской традиции дзэн.

С 1977 года работал переводчиком Джошу Сасаки Роши, знаменитого учителя риндзай дзэн, основателя монастыря Маунт Болди в Калифорнии, вплоть до его смерти в возрасте в возрасте 107 лет в 2014 году. Шинзен Янг более 35 лет переводил его ежегодно на учениях, при этом не являясь его формальным учеником, и был дружен с самым известным учеником Сасаки Роши — Леонардом Коэном.

В 1980-х годах он был учителем медитации в Международном буддийском медитационном центре в Лос-Анджелесе (IBMC), а также очень сблизился с Биллом Хэмильтоном (Bill Hamilton), основателем архива Dharma Seed, крупнейшего ресурса с записями бесед и ретритов сотен буддийских учителей с 1983 года. Помимо этого, Билл был учителем випассаны в традиции южного буддизма тхеравады (среди его известных учеников — Кеннет Фолк и Дэниел Ингрэм), и приобщил к этому и Шинзена.

В 80-х Шинзен прошёл несколько ретритов с Сатьей Нараяном Гоенкой, а благодаря знакомству с випассаной в традиции Махаси Саядо начал вырабатывать свой уникальный подход к практике медитации, получивший называние «Система базовой осознанности» (Basic Mindfulness).

Шинзен долгое время не делал записей своих учений, так что «Наука Просветления», запись многодневного семинара (16 часов на 14 CD-дисках), состоявшегося в 1997 в небольшой комнате в помещении издательства Sounds True, быстро стала культовой.

Тогда же в 1997 году вышла первая печатная книга Шинзена «Пройти сквозь боль» (Break Through Pain), позже переизданная под заголовком «Естественное избавление от боли» (Natural Pain Relief). В 2015 году эта книга по инициативе и в переводе Виктора Ширяева вышла на русском языке в серии «Самадхи» издательства «Ганга», при неоценимой поддержке Артёма Агабекова.

Шинзен стал, вероятно, первым учителем медитации, с начала 2000-х годов проводящим ежемесячные домашние ретриты дистанционно, когда практикующие могли подключаться по единому телефонному номеру к телеконференции. Эти ретриты, известные как Home Practice Program, проходят каждый месяц до сих пор.

В 2016 году вышла вторая, и на данный момент — основная, книга Шинзена Янга «Наука Просветления: Как работает медитация» (The Science of Enlightenment: How Meditation Works). Отчасти основываясь на материалах аудиозаписей под тем же названием, в «Науке Просветления» — другое содержание, и она больше соответствует Шинзену образца 2016 года, когда его система Базовой осознанности (Basic Mindfulness) начала превращаться в Объединённую систему методов осознанности (Unified Mindfulness).

Помимо книги, основной его метод и конкретные техники описаны Шинзеном в большей степени в методических пособиях, бесплатно выложенных в интернете, а также в записях на ютюбе в двух каналах: Shinzen Videos Стефани Неш и Shinzen Young Teachings Хар-Пракаша Хальсы.

Ученики Шинзена есть и среди новой волны исследователей медитации. В 2000-х и 2010-х годах на основе его подхода проводились исследования в Гарварде, Йельском университете и Карнеги-Меллон такими учёными как Дэвид Ваго, Эмили Линдси, Дэвид Кресвел и другими.

В 2017 году в Центре исследований сознания при Университете Аризоны Шинзен вместе с учёным Джеем Сангвинетти (Jay Sanguinetti) соосновал SEMA Lab — лабораторию, изучающую то, как узконаправленное ультразвуковое воздействие может усиливать состояния осознанности (Sonically Enhanced Mindful Awareness), — где и работает до сих пор.

Ресурсы Шинзена Янга на английском

Проекты учеников Шинзена Янга на основе его подхода

  • Учебная программа Unified Mindfulness и программа подготовки инструкторов, основанная Джулианой Рэй,
  • Приложение для смартфона Brightmind, созданное учителем медитации и дизайнером Тоби Сола.
  • Англоязычное сообщество практикующих Shinzen Young Mindfulness Community в Фейсбуке.

На русском языке

19 марта 2023
  1. Неожиданно открылся учёный Шинзен. Я много чего испытал в жизни, в смысле негативных эмоций и соответственно плохого состояния тела и постоянные боли. Я думал что боль — это нечно свойственное телу и мы тут ничего не можем сделать, пока не излечим тело. А излечить тело… мы можем только «излечив» душу. Короче — безнадёжное дело, остаётся только просто терпеть, «заливаясь» таблетками и кофеином. Но теперь оказывается что физическая боль — это вполне себе такой же «материал» для работы, как и ментальные состояния. Я ещё ничего не сделал по методике Шинзена, и может даже ничего и делать не буду, но сами мысли у меня изменились. Пришло достаточно сильное облегчение от узнанного. Узнанного того, что с болью можно также работать, как и с чувствами и мыслями. Это — прекрасно. Теперь боль — это не застрявший в организме «чужеродный элемент». Это такая же «глина», с которйо можно что-то делать, не ожидая когда исправится ментальная сфера. В принципе, я раньше так и делал, когда наступали сильные боли в организме, но думал что всё это ненужные и бесполезные усилия. А теперь я вижу что частично делал то, о чём говорит Шинзен. Теперь буду думать как это всё встроить в свои усилия работы над собой. Спасибо Шинзен!

Комментировать