28 января 2019

«Тёмная сторона» медитации: видео и текст

«Темная сторона» медитации: сейчас много выходит статей про это, много говорят про это. Своего рода хайп, очередная волна и я хочу тоже сказать несколько слов об этом.

Disclaimer: разумеется, если вы в маркетинговых целях, в целях позиционирования и продвижения какой-то темы сознательно умалчиваете о её негативные сторонах и говорите только о позитивных, то это не очень хорошо.

С другой стороны, мне кажется, что у любого явления, доведенного до какого-то своего предела, есть негативные последствия. Любое лекарство становится ядом, если его принимать в больших количествах. И даже позитивные свойства воды. Говорят, что если выпить сразу, единовременно порядка 5−6 литров воды это приведёт к фатальным последствиям для внутренних органов, то есть это не очень хорошо.

Поэтому, вот с этим замечанием в уме, давайте продолжим и поговорим о «тёмной стороне» медитации.

Для этого надо разобраться в том, что мы понимаем под медитацией и что — под тёмной стороной.

Есть прекрасная книга, которая называется «Изменённые черты характера». И в ней знаменитый исследователь Ричард Дэвидсон и не менее известный научный журналист Дэниел Гоулман рассказывают про более 40 лет исследований влияния медитации на мозг и различных практик на нервную систему, на связь эмоций, мозга и медитации, и раскрывают тему того, что не все научные исследования одинаково полезны, что есть более качественные, про которые действительно можно сказать, что учёные что-то там доказали, и есть некачественные, и есть те, которые требуют повторения или перепроверки. И выделяют в своей книге те аспекты, которые мы действительно можем сказать «да, медитация таким образом работает».

В 2011 году, в 2012 году был пик популярности упоминания техник mindfulness, практик осознанности в соцсетях, в журналах. Все про это писали и, действительно, в основном напирали на позитивные эффекты. «Медитация продлевает жизнь», «медитация разворачивает старение вспять», помогает справиться с со стрессом.

И, наверное, это слегка перебор, как и в любом хайпе, там есть свои искажения. При этом, если мы смотрим трезво, то начинаем понимать, что да, как и у любой работы с собственной психикой, наверное, у практик медитации должны быть собственные ограничения, своя сфера применения, свои меры предосторожности и т. д.

Что такое медитация? Мне нравится то определение, которое даёт David Vago, один из ведущих исследователей медитации в Гарварде, в Гарвардской медицинской школе. Они какое-то время назад опубликовали статью, в которой определяют механизмы действия медитативных практик, как состоящие из трех аспектов или трех направлений.

Они называют это S-ART:

    Self — Awareness;
    Self — Regulation;
    Self — Transcendence.

То есть, другими словами, практики медитации работают на бόльшее:

    Самоосознавание;
    Саморегуляцию;
    Самопревосхождение.

Самоосознавание

Что это значит? Это значит, что мы прикладываем последовательно, планомерно внимание к тому, что происходит с нами, прежде всего к нашим внутренним процессам, к собственным мыслям, собственным эмоциям, к собственным желаниям, собственным телесным ощущениям. Когда мы прикладываем планомерное внимание ко всем этим процессам, то, разумеется, постепенно мы повышаем собственную осознанность, или, говоря простыми словами, всё лучше понимаем, о чём мы думаем, что мы чувствуем и что мы ощущаем из момента в момент.

Уже само по себе это для человека с, возможно, не окрепшей психикой, со слабой психикой, может быть достаточно триггерным. Потому что, конечно, мы думаем о разных вещах, хотим разных вещей, не всегда это соотносится хорошо с тем, чего хочет общество или чего нам говорят родители. Иногда это встаёт в суперпозицию с желаниями нашего так называемого «внутреннего ребёнка» и нашего «цензора». То есть мы можем противоречить сами себе, иметь самые разные желания, самые разные убеждения, и для человека нестабильного это, безусловно, может привести к какому-то кризису. Другими словами, вот эта часть Self-Awareness, повышение самоосознавания, понимания того, что со мной происходит в каждое мгновение, о чём я думаю, что я чувствую, в своём хорошем виде может привести к большей осознанности.

К тому, что я лучше понимаю себя, лучше понимаю свои желания, могу более чем гибко ориентироваться на это и так далее. В своём «плохом» виде это может привести к тому, что человек не выдерживает столкновения лицом к лицу со своим «богатым внутренним миром».

И в этом смысле ещё один важный disclaimer:

    Всегда для занятий любой медитативной практикой, если у вас есть в семье история психических отклонений, нарушений, маниакально-депрессивного психоза (то, что называется сейчас биполярным аффективным расстройством), пограничного расстройства личности, шизофрении, клинических депрессий, психозов, нервных срывов, нервные истощений, в вашей семье или у вас, если есть история вот такие психических нарушений, психического нездоровья, то, наверное, плохой идеей будет медитировать по часу в день, или даже по полчаса в день, каждый день и углубляться, забуряться в это. При этом вполне возможно, что практики медитации вам показаны, понемногу, для самоисследования, самопревосхождения (то, о чём мы чуть дальше поговорим), но в более рафинированном контексте под наблюдением терапевта.

Саморегуляция

Второй аспект это Self — Regulation, саморегуляция. То есть, по мере того, как вы обнаруживаете в себе самые разные вещи, вы научаетесь относиться к ним слегка иначе.

И в своём хорошем виде, хорошем варианте этого может повести к тому, что вы становитесь более устойчивы, более стабильны, психика становится более гибкой.

Вы сможете быстрее и проще переключаться между различными событиями, можете легче справляться с различными эмоционально сложными, эмоционально триггерными ситуациями, которые нам жизни щедро насыпает с горкой каждый день. И оттого насколько вы в этом стабильны и сохраняете трезвость рассудка может многое зависеть.

В своём «плохом» виде саморегуляция, взятая в контексте нестабильной психики, может приводить или к просто неправильному даже пониманию практики, может приводить к тому, что вы начинаете диссоциироваться, подавлять свои чувства, быть всегда спокойным, и, на самом деле, больше зажимать себя, чем позволять себе чувствовать всё, что приходит (основной механизм практики осознанности).

И в этом смысле саморегуляция может превратиться в дисфункциональный самоконтроль. Всем известны примеры того, как диета приводит к срывам, что попытка себя «строить» превращается в насилие над собой и так далее.

Самопревосхождение

Третий элемент — самопревосхождение. Что это значит?

Это значит, что по мере того, как мы начинаем обращать внимание на то, что с нами происходит, на то, какие к нам мысли приходят, эмоции, учимся регулировать себя при наличии этих мыслей и эмоций, мы делаем это за счёт механизма того, что мы как-бы начинаем смотреть чуть больше со стороны на то что в нас происходит.

То есть эмоция распознаётся, я чувствую то, что я чувствую, но оно меня не захватывает, мне не нужно в этом растворяться, мне не нужно в этом терять себя. Это то, что называется дифференцированием или разотождествлением от содержимого собственных переживаний.

В своём негативом виде, если усиленно идти в эту сторону, это может приводит к диссоциации, к отстраненности, к тому, что называется DPDR (деперсонализация и дереализация), то есть я не понимаю, кто я, я не понимаю, что вокруг происходит. И это действительно клинически диагностируемое расстройство, это, мягко говоря, не очень хорошо.

Поэтому, вот все эти аспекты, и самоосознавание, и саморегуляция, и самопревосхождение могут приводить как к чему-то очень позитивному — и миллионы людей, сотни тысяч людей обнаруживают эти позитивные эффекты, — так и к чему-то негативному.

О «тёмной стороне»

Теперь давайте поговорим о том, что такое «темная сторона». Что такое медитация чуть разобрались, а что такое тёмная сторона? О чём тут речь? Вот недавно была опубликована очередная работа, научная публикация уже теперь Оксфордского mindfulness-центра, Willem Kuyken (директор Оксфордского mindfulness-центра) один из её соавторов.

В ней как раз говорят о негативных последствиях медитации, о неприятных эффектах, возникающих во время практики. И они там говорят очень важную вещь, о том, что если вы занимаетесь серьёзной интроспективной работой, то есть идёте в сторону этих самых самоосознавания, саморегуляции и самотрансценденции (самопревосхождения), то вы гарантировано столкнетесь с определёнными неприятными переживаниями.

Мы противоречивые существа, в нас возникают самые разные желания, жизнь нам подкидывает полно физического дискомфорта, эмоционального дискомфорта, психологического дискомфорта. Ставить или не ставить вакцину своему ребёнку, отдавать в этот садик или в этот садик, переехать поближе к школе или остаться здесь, в более хорошем районе, пойти на эту работу работу, подойти к начальнику и попросить о повышении или…, поговорить с этим коллегой, сидящим рядом или дальше терпеть, как он шуршит бумажками. Психологический дискомфорт, эмоциональный дискомфорт, конечно болезни и физическая боль — это то, что сопровождает так или иначе в нашу жизнь.

Значит, если я начинаю направлять внимание на то, что со мной происходит, естественно, я со всем этим сталкиваюсь. Я начинаю чувствовать тело больше и, соответственно, телесный дискомфорт начинаю чувствовать больше. Я начинаю замечать начинаю эмоции больше, соответственно, и неприятные тоже. Значит, я бы провел границу по «тёмной стороне» медитации, вот этих неприятных эффектов, эту границу я бы провел по линии того, насколько вы можете совладать с теми неприятными переживаниями, с которыми вы сталкиваетесь.

Почему медитация противопоказана для людей с какими-то качествами психического нездоровья, психических отклонений или историей диагнозов психиатрических в семье? Потому что, если у вас есть какое-то такое заболевание или отклонение, или проблема психологическая, то велик шанс, что вы не сможете справиться с тем нахлынувшим эмоциональным потрясением, которое при этом приходит. Для обычного человека это может быть ерунда, но для человека с нестабильной психикой это может быть очень сильное переживание, которое надолго вас выбьет из привычного хода жизни. Поэтому вот эта линия, насколько я могу совладать с собственными неприятными переживаниями. Это как раз хороший маркер. Если вы чувствуете, что не можете совладать, это повод пойти на терапию или продолжить практику с терапевтом, а не самостоятельно.

Второй момент: возможно, это повод снизить количество практики. Может быть, если вы сталкиваетесь с серьёзными переживаниями, практикуя по часу в день, это повод задуматься о том, может быть перейти на более light-режим. И да, можно продолжать наблюдать за дыханием, себя заземлять, работать над сосредоточением, но по 5 минут, по 10 минут в день. Вряд ли это вызовет какое-то серьезное эмоциональное потрясение.

Подытоживая

У всего на свете есть позитивные эффекты и негативные эффекты. Приятная сторона и неприятная сторона. Ребёнок это счастье и удовольствие, но этого много боли, сомнений и страданий. Отношения это вершина счастья и смысл существования для многих, но это источник огромного количества психологических и эмоциональных напряжений. Просто жить и наслаждаться жизнью это прекрасно, но жизнь подкидывает нам большое количестве физического дискомфорта. Когда мы начинаем направлять внимание на то, что с нами происходит из мгновения в мгновение, мы с этим начинаем входить в более тесный контакт. Мы начинаем более полно в это погружаться. И это, безусловно, может быть неприятным для кого-то. Если вы можете с этим совладать, я рекомендую вам идти дальше. Потому что, в конечном итоге, мы получаем прививку от сложностей жизни, мы получаем прививку от этих неприятных переживаний. Потому что мы учимся быть с ними всё легче и легче.

Тибетские мастера говорят о том, что вся практика в жизни — этого подготовка к моменту умирания, потенциально достаточно сложному моменту перехода. И в этом смысле есть своя логика. Учиться плавать легче в штиль, чем в шторм. Если вы умеете самоосознаваться, саморегулироваться в спокойных водах, то больше шанс на то, что когда что-то серьёзное произойдёт, вы не потеряете себя, не потеряете трезвость рассудка и теплоту сердца. Поэтому я желаю вам успешной практики. Помните, что у всего есть свои плюсы и минусы, старайтесь смотреть на всё адекватно и многогранно. И не поддавайтесь на провокации и на хайп. Просто продолжайте практику и, если чувствуете, что что-то идёт не так, то всегда имеет смысл держать под рукой телефон коуча, инструктора практики, инструктора медитации, иметь возможность обратиться к терапевту. И, конечно, знать свою личную историю, историю своей семьи, потому что точно также, как с генетическим тестом, это позволит, возможно, предотвратить или избежать каких-то неприятных последствий, которые да, разумеется, тоже в нашей жизни бывают.

17 комментариев

  1. Вот поэтому серьезные практики как опасны так и благоприятны. И эти методы осваивают лишь под руководством знающего. А то чем занимается большинство людей это обычное созерцание или думанье о медитации. Или фантазии. Хороший пост.

    • Тем, что при обычном созерцании нет доминирования альфа-волн с частотой 8−10 Гц в мозге, как в медитации.

    • А чем медитация отличается от обычного созерцания с точки зрения инструкции? Как получить именно 8−10 Гц, и почему именно это — настоящая медитация?

    • Получать 8−10 Гц можно продолжительной практикой медитации. Или же отслеживать их появление с помощью неврологической обратной связи, с помощью тех же нейрогарнитур.
      Почему именно это считать медитацией — на эту тему есть очень много исследований. Для себя я это уже выяснил, брать на себя тяжёлую кармическую ношу доказывать это тем, кто не хочет выяснять это сам, я не буду :)
      Пропаганда кармически стоит не так дорого, как агитация :)

  2. Позвольте одно мааленькое замечание: маниакально-депрессивный психоз сейчас называют биполярным аффективным расстройством — это иной диагноз, нежели пограничное расстройство личности.

    • Да, всё верно, мне уже указали тоже на это. Сказывается то, что я не настоящий сварщик. Сделаю в тексте примечание.

  3. Во-первых, в статье большое количество опечаток и лишних или пропущенных слов, что не может не указывать на уровень собранности или грамотности автора. От статьи на подобную тему — исследование тонкой работы с сознанием — ждёшь, что ментальный уровень (предыдущий по сравнению с буддхи и медитацией) автор уже должен был хорошо проработать, и что он не будет делать столько ляпов в письменном изложении своих мыслей.
    Во-вторых, как уже справедливо отмечено в комментарии Сонам от 30.01.2019 at 17:38, «то, чем занимается большинство людей — это обычное созерцание (без доминирующего альфа-ритма в диапазоне 8−10 Гц) или думанье о медитации». Проблема не в том, что у медитации якобы так много негативных моментов. Проблема в том, что люди занимаются непонятно чем, называя это медитацией, а потом обвиняют медитацию в возникающих у них проблемах. В то же время, пранаямы — это вполне магическое средство, и поехать крышей от них несравнимо проще, чем от правильной медитации. Разные песни-пляски и «динамические медитации» также могут взбаламутить энергии до состояний, когда на какой-то период теряется адекватность.
    Основная проблема настоящей медитации — это не её мусолящиеся негативные стороны, а то, что на самом деле люди в своём большинстве не умеют медитировать. И это относится и к отечественным «йогам», и к йога-тичерам. А если и медитируют, то в настолько малых количествах на самом деле, и с продолжительностью непрерывных периодов медитации не более нескольких секунд, что искать проблемы надо не в медитации, а в том, чем они на самом деле занимаются, называя это медитацией. В их мыслях, грёзах, заблуждениях и прочих ментальной и эмоциональной активности.
    Пусть те люди, которые говорят, что именно медитация им навредила, продемонстрируют хотя бы пару минут непрерывной медитации научным способом, например, с помощью нейрогарнитуры NeuroSky. Чтобы иметь возможность утверждать о том, что они умеют медитировать, медитировали, и что именно медитация им навредила.
    А то получается как в анекдоте:
    — Так мне Паваротти не понравился, картавит, в ноты не попадает…
    — Вы были на концерте Паваротти?
    — Нет, мне Изя по телефону напел.

    Есть исследования, в том числе института «Ум и жизнь», в которых показано, что, наоборот, правильная медитация позволяет справляться с психическими отклонениями, возвращая ум к адекватности.

    • Дорогой Василий, спасибо за такой развернутый комментарий! Я рад, что несмотря на большое количество опечаток и пропущенных слов, вам хватило навыков самообладания для того, чтобы дочитать этот текст. При этом, видимо, не хватило выдержки не попенять на это автору, и понимания, что это не статья, а транскрипт устной речи из видео, который был записан со слуха в видео, и более того — записан не мной :)

      Теперь по существу. Я опасаюсь таких людей, как вы. Тех, в частности, кто знает, что такое правильная медитация, и какая медитация — неправильная. Покажите мне исследование, где написано, что медитация на дыхание, на мантру, сканирование тела и ноутинг все должны давать 8−10 Гц? А если в исследованиях мантра, скажем, будет другая цифра, всегда можно сказать, что испытуемые медитировали неправильно. Позиция не самая продуктивная.

      Ну и наоборот, если вы можете научить, как медитировать правильно, что бы это ни значило, напишите текст, запишите видео, напишите опровержение моим словам. Я за диалог.

      Наконец, я нигде не писал, что медитация не может помочь справиться с психическими отклонениями. Наоброт, сказал, что может быть очень полезной, в сопровождении специалиста. Но вы были слишком увлечены полемическим задором, возможно, чтобы это увидеть. Так что последний абзац — не в кассу.

    • С учётом адреса сайта, тот факт, что, если вы не хотите проверять то, что вы выкладываете на нём, это всё равно характеризует вас. Даже если текст транскрибировали не вы, было бы логично, если бы текст был вычитан перед публикацией.
      Медитация на мантру — это немного тарабарщина. Потому что есть практика джапы, и есть практика медитации. У них разные техники и цели. И только благодаря засилью непрофессионалов появляются всё новые и новые виды «йоги», включая даже с козлятами или с пивом.
      Я написал статью со своими представлениями о том, что такое медитация: scriptures.ru/yoga/chto_takoe_meditatsiya.htm
      Я видел в вашей статье фразы о том, что медитация может помочь справиться с психическими отклонениями в сопровождении специалиста. Но когда в статье в целом допускается идея о вполне возможном вреде медитации, и не уточняется, что большинство заявляющих о таком вреде не умеют медитировать вообще, то, я считаю, в статье недостаточно хорошо выдержан баланс разных взглядов. Из-за этого вся статья может быть не в кассу.

    • Понимаете, мы опять упираемся в то, что вы знаете про то, какой должна быть «настоящая медитация», а что ей не является. Для меня всё не так очевидно. В частности, для меня «настоящая» медитация — та, что ведёт к инсайту, а не та, в которой я поддерживаю альфа-состояние. Другими словами, для меня медитация не в том, чтобы войти в какое-то стабильное состояние в неподвижности, а в том, как я живу, ем, хожу в туалет и общаюсь с близкими. Я не уверен, что справедливо приравнивать пробуждённую жизнь и альфа-состояние во время концентрации/расслабления. Для меня это скорее побочный эффект, чем критерий достижения результата.

    • С точки зрения результатов медитация — это не поддающийся планированию процесс :) Ваша вера в то, что «настоящая» медитация ведёт к инсайту, конечно, интересная, вот только такой инсайт, или, точнее, инсайты, невозможно прогнозировать. Мелкие инсайтики, с которыми многие потом носятся как с писаной торбой всю жизнь, пишут книги и выступают с семинарами — да, случаются сравнительно часто. Но реальной пользы особо не несут.
      Ваш подход к медитации — «западный» (прагматичный, с обязательным и сравнительно быстрым практическим полезным эффектом). В то же время на Востоке отношение к медитации традиционно другое :) Там понимают, что медитацию нужно просто практиковать изо дня в день, а уж когда там наступит просветление — это как карма ляжет.
      И ещё, последний абзац в моём комментарии от 16.02.2019 at 18:28 вы в предыдущем своём комментарии вырвали из контекста, не уловив дискурса, начинающегося с фразы «Пусть те люди, которые говорят, что именно медитация им навредила, »

    • Василий, все, что вы говорите- это просто концепции, которые могут быть правильными, а могут и нет. Обратимся к мудрецам Индии- Шри Рамана Махарши говорил, что медитация — это истинное состояние ваше, природа человека. Далее он говорил — не медитируйте, будьте. Наше истинное, изначальное состояние- это и есть медитация. Все, что нужно сделать- это откинуть ложное, муссор и вы войдете в свою истинную природу. Из этого вытекает одно- как истинная природа может навредить себе самой… Я практикую уже давно и пришел к полному осознанию, что медитация происходит интуитивно и не терпит четких адгоритмов. Ум привыкает к любым алгоритмам и клише и толк от этого становится минимальным. Есть некоторые стадии, которые у практикующих похожи, но даже тут нет четких описаний. И лучше держаться от четких критериев подальше. Более года назад со мной призошел опыт прямого переживания абсолюта, сатори, нирвикальпа самадхи, просветление. Как не называй- это все просто концепции, которые не очем вообще. Причем я не стремился к просветлению, я просто постоянно медитировал, используя различные подходы. За последний год после — медитация (дхьяна) стала для меня таким понятием, как просто уйти в себя. Отдых в источнике. Опять таки словами не выразить того, что необьяснимо.

  4. Василий, а так ли всё на самом деле как мы себе представляем? В т.ч. и в статье о медитации, которую написал Василий? Как и любую статью о медитации её нужно считать однобокой, а следовательно вредной. Также как и комментарии ниже.

    — «безмыслие», как цель медитации, практикуется в йоге, но не в буддисткой медитации. Об этом можно узнать и даже пережить на первой же випассане, где-нибудь в ЮВА. Тогда «вера» в инсайты, которую можно считать не обоснованной, может обрести твёрдую основу в виду непосредственного опыта.
    — с многообразием медитативного опыта можно ознакомиться в замечательной книге Д. Гоулмана «многообразие медитативного опыта» и этот опыт выходит далеко за рамки того, что мы себе представляем. Добрая половина книги посвящена, кстати, випассане. Удивительно, но Гоулману повезло общаться со многими известнейшими Учителями 20 в. А самое интересное, что на основе своего личного медитативного опыта и последующих исследованиях он построил
    идею эмоционального интеллекта
    — отчего-то некоторые считают. что медитировать нужно строго с закрытми глазами, а с открытыми — это уже не медитация. В дзадзене очень часто сидят с открытыми глазами. Я сидел 15 лет 2−3- раза в неделю. Высот никаких не достиг, но было очень интересно. Есть замечательная книга с практическими рекомендациями «Три столпа дзэн» Филиппа Капло. Очень полезна. Ф. Капло, кстати, тоже учился випассане о методу Махаси Саядо в Бирме.
    — является ли агитация за гарнитурe уместной при обсуждении практики медитации?

    Спасибо авторам за статьи, посты и комментарии. Понятно, что в них нет истины. А значит спорить, критиковать и нападать — бессмысленно. Делиться мнением о собственном опыте и понимании — это здОрово.

  5. Здравствуйте! Инструкция же есть. Чтобы не вложении негативных составляющих. Сначала ямя нияма и т. д. потом уже медитация

    • Да, это верная подготовка. В тибетской традиции тоже медитацию дают только после подготовительных практик, размышлений и этического фундамента. Но если вы думаете, что это гарантирует отсутствие психоза или нервного срыва, то вы заблуждаетесь.

Добавить комментарий для Виктор Ширяев Не отвечать