Сегодняшнее просветление — это завтрашняя ошибка

В этом интервью американский учитель медитации осознанности Шинзен Янг раскрывает своё понимание того, что такое просветление, и в чём заключаются задачи учителя. Перевод интервью подготовлен с согласия авторов специально для журнала «Эрос и Космос». Мы в журнале полагаем, что тема просветления — это важная тема, и было бы слишком невежественно считать просветление религиозным мифом из древних текстов. Согласно Шинзену, просветление случается со всеми нами десятки раз в день, и лишь невнимательность мешает нам использовать эти окна возможностей для самопревосхождения на благо себе и миру.

----
Мы всё время говорим о «я» так, словно это подлежащее, существительное, некая вещь внутри нас. Условности языка (вроде противопоставления субъекта и объекта, и так далее) беспрерывно закрепляют такое восприятие, что существует неизменная и «плотная» вещь, называемая «я», которая на фундаментальном уровне отделена от других. И это чувство, что есть плотная частица или сущность, называемая «я», уходит вместе с просветлением. Вы начинаете видеть, что ваш субъективный опыт складывается просто из чувств и ощущений, плюс образы, плюс мысли. Когда они сплетаются вместе, это создаёт иллюзию существования «я» как вещи. И когда они впервые оказываются распутаны, расплетены с достаточной ясностью и равностностью, эта иллюзия проходит.

----
«Если вы хотите найти признаки просветления в различных духовных традициях разных частей света, ищите упоминание радикальной и перманентной трансформации самовосприятия. Каким-то образом это переживание встряхивает привычную идентификацию так, что вы или начинаете видеть, что нет такой вещи как „я“, или реализуете себя как Чистое Сознание, отличное от наших тела и ума, или сливаетесь с Источником, и так далее.»

----
«Вы начинаете видеть, что ваш субъективный опыт складывается просто из чувств и ощущений, плюс образы, плюс мысли. Когда они сплетаются вместе, это создаёт иллюзию существования „я“ как вещи. И когда они впервые оказываются распутаны, расплетены с достаточной ясностью и равностностью, эта иллюзия проходит. После этого они могут быть спутаны снова и снова, и вы можете на некоторое время вновь вовлекаться в них, но какая-то часть вас всегда знает, что никакой „вещи“ там нет.»

----
«Просветленные люди переживают „отсутствие самости“ тремя разными способами: В первом случае субъективные элементы, составляющие „я“, попросту не возникают. Исчезает пространство субъективного. Во втором случае возникают и эмоции в теле, и визуальное и аудиальное мышление (причём порой даже весьма интенсивно), но вы в них не вовлекаетесь, поскольку они не спутываются в клубок переживаний и воспринимаются отдельно. В третьем случае, вы оказываетесь захвачены всеми этими субъективными элементами, но какая-то часть вас всё равно знает, что этот опыт — это переживание волны по имени тело-ум, а не частицы по имени „я“. Подытоживая, с просветлением исчезает точка зрения или восприятие себя некой „вещью“ внутри этого процесса тела-ума.»

___________
Из интервью Шинзена Янга «Сегодняшнее просветление — это завтрашняя ошибка».

Как победить симптомы болезни Паркинсона с помощью практики внимательности?

Оригинал текста был опубликован в журнале «Эрос и Космос» 17 апреля 2015 года.

В февральском выпуске журнала The Guardian был опубликован фрагмент из новой книги «The Brain’s Way of Healing»1. В ней Норман Дойдж, один из пионеров в области исследований нейропластичности мозга2, рассказывает историю своего знакомства с Джоном Пеппером, который смог добиться почти невероятного контроля над своей болезнью при помощи сознательного волевого управления вниманием.

Болезнь Паркинсона — тяжелое заболевание моторной системы, которое вызвано разрушением и гибелью нейронов, вырабатывающих нейромедиатор дофамин. В результате прогрессирующей гибели этих нейронов у человека появляются симптомы так называемого «дрожательного паралича». Один из самых известных симптомов — тремор, сильное дрожание конечностей и головы. Есть и другие дегенеративные симптомы, которые ухудшаются со временем:

Больной может застывать, часами сохраняя неподвижность. Характерна общая скованность. Активные движения возникают после некоторого промедления, темп их замедлен. Лицо маскообразное, взгляд застывший, мигания редкие. Речь лишена выразительности, монотонна и имеет тенденцию к затуханию. При ходьбе руки не совершают обычных размашистых движений, они остаются прижатыми к туловищу. Больной не может выполнять несколько целенаправленных движений одновременно. Все действия напоминают автоматические. Мышечная ригидность. Конечности при их сгибании и разгибании застывают в приданном им положении. Постуральная неустойчивость развивается на поздних стадиях заболевания. У больного отмечаются затрудения преодоления как инерции покоя, так и инерции движения. Больному сложно начать движение, а начав его, трудно остановиться.3

Болезнь Паркинсона является наиболее частым нейродегенеративным заболеванием после болезни Альцгеймера, и современная медицина, к огромному сожалению, пока не может излечить её или замедлить скорость ухудшения, хотя есть препараты, которые помогают (с различной степенью успешности) купировать некоторые симптомы этой болезни.

Вернемся теперь к нашему герою — Джону Пепперу, о котором написал в своей книге Дойдж. Первые симптомы болезни Паркинсона появились у Джона более 50 лет назад, сейчас ему 77 и, тем не менее, вот уже 9 лет он не принимает никаких лекарств, ходит плавно и легко, хорошо удерживая баланс, и даже размахивая руками при ходьбе; у него отсутствуют тремор и задержка перед движениями.

Как это вообще возможно?

Короткий ответ — интенсивная, целенаправленная тренировка сознания. Джон научился «перехватывать» всё эти автоматические привычные движения и брать управление всеми этими телесными проявлениями на себя. Он достигает этого за счёт постоянного контроля внимания за любыми своими движениями.

Конечно, это небыстрый путь. Джон начал тренировки около 17 лет назад, и ему пришлось детально изучить каждое движение тела. Например, ему потребовалось только 3 месяца на то, чтобы научиться переносить и ставить левую ногу без тремора и задержки. Но то, что он этому научился, не означает, что теперь он может всё это делать на автомате. С точностью до наоборот! Для каждого движения, которое он совершает в течение дня, ему требуется невероятная концентрация внимания, похожая на глубокие состояния в медитации. После того, как он научился передвигать ноги, он стал учиться превозмогать тремор. Для этого он решил заново освоить все свои действия в течение дня, выполняя их немного по-новому и с полной внимательностью, чтобы избежать привычного автоматизма, с которым они выполнялись раньше. Эти действия включают, к примеру, и застегивание пуговицы, и пережевывание, и глотание пищи!

Представьте себе такое полное, тотальное внимание к каждому вашему движению. Сколько таких движений в течение дня вы совершаете абсолютно автоматически и бессознательно?

Представьте себе тотальное внимание к каждому движению. Сколько таких движений вы совершаете абсолютно бессознательно?

До сих пор Джон регулярно прикусывает себе щёку во время еды или проливает на себя напитки, забывая разжать руку и поставить стакан на место, когда слишком увлекается беседой или размышлениями. Дело в том, что, как было указано выше в описании симптомов болезни, больным сложно выполнять несколько действий одновременно. И если вы тратите все силы своего внимания на то, чтобы плавно передвигать ноги, сможете ли вы при этом смотреть по сторонам, планировать в голове завтрашнюю встречу или говорить с собеседником?

Удивительно, но Джону удаётся делать несколько дел одновременно, уделяя каждому делу часть своего невероятно сфокусированного внимания. Например, во время прогулки с Норманом Дойджем они мило разговаривали, и при этом у Джона получалось сохранять внимательность и к своему телу, и к ходу беседы. Тем не менее, Дойдж заметил, что когда он задавал сложные или увлекающие Джона вопросы, тот начинал замедляться и подволакивал ногу — сложной задаче требовалось уделить больше внимания, чем Джон мог себе позволить и не потерять при этом контроль над движениями. «Эти звуки волокущейся ноги напоминали нам обоим», — пишет Дойдж, — «что Джон был по-прежнему болен. Он просто нашел способ превзойти свою болезнь».

Если Джон теряет внимательность, он становится обычным больным со всеми соответствующими симптомами этой жестокой болезни в её поздней стадии. Но если он сохраняет полную внимательность ко всем своим мельчайшим действиям, то даже специалист не может заподозрить в нём тяжело больного.

Если Джон сохраняет полную внимательность ко всем своим действиям, то даже специалист не может заподозрить в нём тяжело больного

Какие ещё возможности спрятаны в нашем сознании? Что ещё можно сделать, сменив автоматизм наших проявлений на тотальную осознанность? Какие ещё возможности может дать нам сознательное упражнение нашей воли?

Удивительно то, что каждый из нас может в той или иной степени развить подобные навыки. И они, разумеется, полезны не только для людей, страдающих от болезни Паркинсона, но и просто для всех, кто хочет взять сознательное управление жизнью в свои руки.

Примечания

  1. «Путь исцеления мозга: Удивительные открытия о восстановлении мозга в новейших исследованиях нейропластичности», январь 2015, на русском пока не издана.
  2. На русском языке издана предыдущая книга Дойджа «Пластичность мозга: Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга»
  3. По данным Википедии.

Прокладываем новые пути. Искусство маленьких шагов, 9

Многие говорят о том, что хотят быть счастливыми. При этом разделяют такой стереотип, что счастье — это некоторый факт жизни, некоторое качество жизни, которое или есть, или нет. Но это не так.

Счастье — это способность выполнять те небольшие действия, которые делают вас счастливыми, избегать тех действий, которые делают вас несчастными, и сознавать это.

В те моменты, когда вы делаете что-то счастливое, вы счастливы. Более того, у счастья есть накопительный эффект, и сегодня можно быть на несколько процентов счастливее, чем вчера.

Ключ здесь, как всегда, во внимательности. Чем больше вы знаете, что те или иные действия делают вас счастливыми, и чем больше вы внимательны в те моменты, когда вы их совершаете, тем счастливее вы становитесь.

Это девятая запись из серии практических заметок «Искусство маленьких шагов». Каждая заметка содержит один простой и ясный совет о том, как сделать свою жизнь немного более счастливой.

Новые выпуски этих советов появляются регулярно по пятницам.

Прокладываем новые пути

Принятие, о котором шла речь в предыдущем выпуске — это ключевой навык для практики счастливой жизни, поскольку предлагает вам по-настоящему погрузиться в то, что есть в вашей жизни прямо сейчас, отпустив любые мнения, суждения, иллюзии и заблуждения по этому поводу, и по-настоящему соединиться со всем этим. Но хотя это и важная тема, она оказалась довольно сложной для восприятия. Я вернусь к ней в будущем, рассказывая об ещё одном ключевом навыке — равностности, а пока предлагаю вернуться к простым, коротким и ясным советам.

Сегодняшний практический совет очень простой: каждый день делать что-то по-новому.

Всё, что мы делаем, думаем и чувствуем в течение дня, основывается на привычках. Чем чаще я хожу на работу по этому маршруту, тем легче мне будет в следующий раз пройти по этому же маршруту, поскольку с каждым разом я запоминаю его всё лучше и лучше и телом и умом. Чем чаще я реагирую на слова моих родителей определенным образом, тем больше вероятность того, что в следующей ситуации я снова буду реагировать на них точно так же. Чем чаще я думаю о своей работе, о политике, о погоде за окном, о своём муже или жене определенным образом, тем больше вероятность того, что когда вновь в моём сознании всплывут эти мысли, они будут примерно такими же.

Всё дело в том, что наш организм постоянно ищет возможности оптимизировать расход энергии, и если он может что-то перевести в автоматический режим, то он с удовольствием делает это. Когда мы уже научились ходить, то нам не нужно каждый раз прикладывать к этому своё внимание. Когда мы уже научились водить автомобиль, то нам уже не нужно так беспокоиться о всех деталях процесса вождения, и мы можем направить внимание на беседу или на то, что рассказывают по радио. Когда мы уже научились ежедневно идти в одно и то же кафе на обед, то нам уже не нужно вспоминать, где брать поднос, а если мы уже хорошо изучили меню, то нам уже даже не нужно выбирать, что заказывать. Всё это мы делаем абсолютно автоматически.

Но что мы при этом теряем?

Мы при этом теряем, по меньшей мере, следующие важнейшие навыки:

    • Навык присутствия в каждом мгновении нашей жизни, поставив её вместо этого на автопилот;
    • Свежесть восприятия, поскольку довольствуемся выученными когда-то схемами и моделями поведения;
    • Возможность выбора, поскольку автоматизм поведения предполагает реагирование вместо сознательных действий (ведь сознательные действия требуют дополнительной энергии).

На уровне мозга и нейронных связей, каждое действие или суждение прокладывает «дорожку» между определенными группами нейронов. И чем больше эти действия повторяются, тем эта «дорожка» становится всё более широкой и «наезженной». Колея становится глубже, попасть в неё становится всё проще, а выбраться — всё сложнее.

Именно поэтому, если вы хотите жить не на автопилоте, но сознательно присутствовать в каждом мгновении своей жизни, а также если вы хотите иметь возможность выбирать то, что вы делаете и думаете в той или иной ситуации, — нужно постоянно искать новое. Двигаться, видеть, думать и воспринимать всё по-новому.

Выше, когда я приводил некоторые примеры, я писал: «Когда вы уже научились…»

Так вот, хитрость здесь в том, чтобы продолжать всегда учиться, и никогда окончательно не научаться. Когда вы чему-то учитесь, вы обязательно сохраняете ясность восприятия и внимание к тому, что вы делаете. Внимание теряется в тех случаях, когда ваш организм считает, что он уже научился, и пора снова включать автоматизм.

Итак, сегодняшний практический совет заключается в том, чтобы постоянно искать новое в привычных действиях.

Если вы привыкли ходить или ездить ежедневно по одному и тому же маршруту, попробуйте сменить его. Если же вы не можете это сделать — попробуйте каждый раз замечать по этому маршруту какие-то новые детали. Если вы привыкли сперва брить левую щёку/ногу/подмышку, а затем правую, меняйте последовательность.

Если вы привыкли обращать внимание на вывески домов, начните обращать внимание на окна. Попробуйте держать ложку в другой руке. Ставьте будильник не каждый раз на 7:00, скажем, но сегодня на 7:01, а завтра — на 6:59. Сделайте перестановку в квартире. Купите новый продукт в магазине, который вы никогда до этого не пробовали.

Постоянный поиск чего-то нового, открытость и восприимчивость к этому новому, и выход за пределы привычных схем сделают ваш ум более гибким, ваши действия — менее автоматичными, ваши эмоции — менее реактивными, а вашу жизнь — более наполненной и свежей.

Помните, эти маленькие шаги способны на самом деле изменить вашу жизнь к лучшему.

Будьте внимательны, и спасибо за внимание!

Шинзен Янг проведёт занятие на русском

Друзья, я счастлив поделиться с вами замечательной новостью.

27 июня состоится онлайн-занятие на русском языке с моим учителем Шинзеном Янгом (презентация подхода базовой внимательности + практика).

Я буду всё переводить.

Собственно, это будет первое (надеюсь, и не последнее) знакомство Шинзена с русскоязычной аудиторией.

Событие организует Дмитрий Баранов из Ipraktik, мой интегральный товарищ, спасибо ему большое за предложение провести такую встречу!

Дифференциация vs диссоциация

В комментариях к тексту про принятие был поднят важный и тонкий вопрос. Выкладываю с дополнениями:

— Разве [подобное открытое принятие, о котором идёт речь,] не является диссоциацией и уходом в ум, вместо осознанного вхождения в чувство и проживание этой появившейся энергии, но уже в новом качестве, когда не являешься ее «рабом»?

— Спасибо за вопрос! Собственно, именно в этом всё и дело: чтобы «осознанно войти в чувство в новом качестве», нужно его сперва осознать.

Чтобы что-то интегрировать (принять, присвоить), нужно иметь это дифференцированным (знать, чтО я принимаю и присваиваю).

Не бывает интеграции без дифференциации. Но дифференциация — это не диссоциация. Осознание и выход «за» эмоцию совершенно не предполагает диссоциацию от неё. Дифференциацию — обязательно!

Дифференциация — разделение, различение. Скажем, «я не есть мои мысли». Это просто признание факта. То самое принятие.

Диссоциация — отстранение, подавление. Меня не интересует, я не хочу или не готов знать, что происходит в моих мыслях, я не беру за это ответственности, и вообще это не мои мысли.

Что же касается обязательного вхождения и проживания эмоций, тут есть много разных подходов, и я занимаю в этом вопросе умеренную позицию.

Я не считаю, как в раннем буддизме, что не нужно входить ни в какую эмоцию. Но я и не считаю, как в современной популярной психологии, что нужно проживать все эмоции, выражать всё, что приходит.

Есть множество разрушительных негативных эмоций и состояний, и «вхождение и проживание» их может быть совершенно излишним. Именно поэтому — открытое принятие того, что есть, и дальше уже наблюдаешь, что происходит с эмоцией:

• Иногда она требует выражения и проживания.
• Иногда возможна трансформация и использование её энергии.
• А иногда под лучом принятия она просто мягко растворяется, без необходимости проживать её или выводить на поверхность.

---
Если у вас возникают вопросы, уточнения, согласие или несогласие с моими текстами — пожалуйста, не стесняйтесь комментировать. Диалог всегда лучше для совместного обучения, чем монолог. И я готов и не стесняюсь признавать свою неправоту и менять свои взгляды, если в диалоге рождается корректировка написанного.

Открытое принятие. Искусство маленьких шагов, 8

Многие говорят о том, что хотят быть счастливыми. При этом разделяют такой стереотип, что счастье — это некоторый факт жизни, некоторое качество жизни, которое или есть, или нет. Но это не так.

Счастье — это способность выполнять те небольшие действия, которые делают вас счастливыми, избегать тех действий, которые делают вас несчастными, и сознавать это.

В те моменты, когда вы делаете что-то счастливое, вы счастливы. Более того, у счастья есть накопительный эффект, и сегодня можно быть на несколько процентов счастливее, чем вчера.

Ключ здесь, как всегда, во внимательности. Чем больше вы знаете, что те или иные действия делают вас счастливыми, и чем больше вы внимательны в те моменты, когда вы их совершаете, тем счастливее вы становитесь.

Это восьмая запись из серии практических заметок «Искусство маленьких шагов». Каждая заметка содержит один простой и ясный совет о том, как сделать свою жизнь немного более счастливой.

Новые выпуски этих советов появляются регулярно по пятницам.

Открытое принятие

Многие, если не все, советы из серии «Искусство маленьких шагов» связаны с тем, что мы начинаем замечать больше событий и явлений нашей повседневной жизни, начинаем направлять внимание на что-то чуть чаще и тщательнее, чем раньше:

    • Замечать больше приятного в течение дня;
    • Чаще отмечать позитивное в других людях;
    • Обнаруживать и использовать позитивные ресурсные состояния счастья и покоя в самих себе;
    • Также, обнаруживать негативные состояния и мысли, чтобы вспоминать переключаться из них;
    • Больше якорить внимание во внешнем мире;
    • Чаще направлять внимание на дыхание;

Однако пока что за скобками остался один принципиальный вопрос: важно не только знать, на что обращать внимание, но и то, как именно это делать. Сегодняшний выпуск — именно об этом.

Открытое принятие — вот короткий ответ на этот вопрос.

Много раз в течение дня я чувствую, как закрываюсь от реальности, раздражаюсь и злюсь. Становлюсь излишне самокритичным и обвиняю себя, или наоборот — становлюсь требовательным по отношению к другим. Раздражаюсь, когда что-то идёт не по моему сценарию. Злюсь, когда результат, ситуация или человек не соответствует моим ожиданиям. Продолжаю «продавливать» определенный тип поведения, хотя вижу, что это не работает. В общем, изо всех сил сопротивляюсь реальности — тому, как всё складывается и происходит. Собственно, бὸльшая часть стресса, раздражения, эмоциональной боли, злости и гнева в нашей жизни связаны именно с сопротивлением реальности-как-она-есть.

Но как я могу не сопротивляться тому, что где-то рядом идёт война? Как я могу принять то, что продавец на рынке меня нагло обсчитывает? Как я могу не раздражаться, когда мне нужно спешить на деловую встречу, а человек в очереди передо мной словно специально затягивает время? Как я могу не злиться, если прямо перед давно запланированной поездкой за границу стоимость доллара выросла вдвое?

Разве следует «просто принять» всё это? Да, следует! Принять, и затем — действовать.

К сожалению, по поводу принятия существует множество неверных концепций и стереотипов.

Скажем, открытое принятие часто путают с апатией и пассивностью, с нежеланием брать ответственность за свои действия, с состоянием «овоща», покорного судьбе. Но нет ничего, более далекого от действительности!

Открытое принятие — совсем о другом. Оно попросту означает, что ещё до того, как я сформировал то или иное суждение, я принимаю ситуацию ровно такой, какой она является. Я остаюсь с реальностью и правдой не смотря ни на что. Покорность и апатия тут совершенно ни при чём. Более того, принятие просто необходимо для того, чтобы не быть покорным и пассивным, а по-настоящему действовать.

Например, если меня обсчитывают на рынке, то принятие заключается вовсе не в том, чтобы позволить этому произойти. Принятие — это просто осознание того, ситуация именно такова — меня обсчитывают. Если передо мной в очереди человек долго копается, а мне нужно спешить, принятие заключается не в том, чтобы просто покорно опоздать. Принятие — это просто осознание того факта, что человек передо мной долго и дотошно что-то выясняет у клерка, а я опаздываю. Не более того.

Но что в этом такого? Чем это вообще отличается от моего обычного способа восприятия ситуаций?

Дело в том, что в нашем обыденном режиме существования мы редко воспринимаем (и принимаем) ситуации как они есть, сами по себе. В нашем сознании все эти ситуации, как правило, сразу же окрашены нашим восприятием этих ситуаций. Погода не просто такая, как есть; она ужасная. Человек в очереди перед нами не просто медленный и дотошный; он сразу же «блин, он что, не может поскорее?». Еда в этом кафе не просто невкусная, но «эх, я же изначально хотел пойти на обед в другое место».

Другими словами, мы так или иначе всегда эмоционально вовлечены в ситуацию (или нравится, или не нравится), и редко воспринимаем её так, какой она является сама по себе. Мы вовлечены в ситуацию и находимся словно внутри её, что мешает нам увидеть то, какой она является на самом деле. А если мы не знаем, какова она на самом деле, как мы можем её принять?

Выше я написал, что принятие необходимо, если мы хотим не быть покорными и пассивными, но действовать по-настоящему. Это расшифровывается следующим образом:

Когда я эмоционально вовлечен в ситуацию, я чаще всего плыву по течению, которое задаётся моей эмоцией. Я не действую свободно, не выбираю, но пассивно подчиняюсь привычной реакции на ситуацию. Сколько раз в аналогичной ситуации в очереди во мне возникало желание обратиться к этому «копуше»? И сколько раз я реально это делал, а не просто в течение 1−5-10 минут копил раздражение, прокручивая в голове одни и те же слова? Вместо того, чтобы принять ситуацию такой, как она есть, и получить свободу и возможность выбирать, как поступить, я просто шёл на поводу у эмоции, повторяя привычный паттерн автоматического поведения. Для меня не было просто «той ситуации», а была «та ситуация + моя эмоциональная реакция».

Соответственно, если мы хотим начать действовать, начать управлять своей жизнью, а не идти на поводу у наших эмоциональных реакций и мыслей, нам нужно учиться принимать реальность такой, какой она предстаёт перед нами в каждой новой ситуации. Нужно учиться разделять саму ситуацию, и наше её восприятие.

Легко принимать то, что приятно. Гораздо сложнее принять то, что принять сложно — очередной отказ по работе, плохое настроение любимого человека, одночасное исчезновение денежных накоплений, неожиданно обнаруженную болезнь, и даже просто плохую погоду.

Кстати, медитация — она именно об этом. Что бы ни возникло в процессе практики, я сознаю, принимаю это, отпускаю и сижу дальше. И разумеется, навык открытого принятия гораздо легче нарабатывать в наблюдении за дыханием, чем в реальных сложных жизненных ситуациях, где его потом и потребуется применить. Для того и сидим.

Итак, сегодняшний практический совет заключается в том, чтобы учиться принимать любую ситуацию ровно такой, как она есть.

К примеру, если в вас возникает раздражение, гнев, обида, злость, самокритика, оценивание и критика других людей, тоска или другие подобные эмоции, это может служить хорошим признаком того, что скорее всего вы не можете принять эту ситуацию, себя в ней, или поведение других людей.

Обнаружив подобные эмоциональные реакции, попробуйте отделить их от ситуации, человека или самих себя, по поводу которых эти реакции возникают. Постарайтесь тогда осмыслить и принять эту ситуацию, человека, самих себя — ровно такими, как они есть. Более того, и эмоциональную реакцию тоже имеет понять и принять, выйдя из-под её власти и оглядев её словно со стороны.

Обратите внимание на то, как могут после этого измениться ваши действия.

Обращайте внимание на ту свободу, которую даёт практика принятия.

Помните, эти маленькие шаги способны на самом деле изменить вашу жизнь к лучшему.

Будьте внимательны, и спасибо за внимание!

Перо ветра

Иной раз самое точное выражение Этого можно найти в самых неожиданных местах.


«Не перо ли ветра коснулось мимолётно моей щеки и всё вокруг преобразилось?

Пронзительно зазвучало глубокодонное небо, золотым ободом изогнулся песок, косо встали к небу люди и кипарисы, всё удалилось и замерло навеки.

(Нет-нет, всё двигалось по-прежнему: и волны набегали, и люди шевелили губами, и облака плыли, и пыль клубилась облаками, и чайка свистела крыльями, и падал Икар, и мышь бежала, но всё равно ВСЕ замерло даже в этом движении.)

И всё стало пронзительно, ясно и вечно. И всё не так, как за секунду до этого. И уже совершенно не волновали ни червонцы, ни бегство от себя, ни эти несчастные, прости меня Господи, нищие! Перо ветра? Оно? Да! Оно!

Оно свистнуло и овеяло наши лбы, рассыпало мысли, просветлило взор, прошептало запах детства.

Вспорхнуло? Скользнуло? Пропало?

Улетающее перо ветра?

Нет! Нет!

Постой! Погоди! Не улетай так быстро!

Побудь ещё на щеке, ведь ты важнее всего!

Пусть всё так и стоит колом и косо по направлению к небу, пусть движется, замерев.

Какое же это счастье — ясность в душе!

Господи! Спаси и сохрани всех страждущих, бегущих, блуждающих впотьмах, слепых детей своих, не ведающих, что ведают счастье!

Спаси их, Господи, а мне… а мне…

— Ну что? Ну что тебе? Что?
— Пахомыч, друг! Стакан тумана!"

Юрий Коваль, «Суер-Выер»

Свобода от мыслей

Удивительный этап в практике и настоящая глубинная свобода появляются в тот момент, когда больше не ведёшься на мысли. Это сложно объяснить тем, кто никогда подобного не испытывал, но если вы хоть раз слышали свои мысли словно со стороны, не будучи вовлеченными в них, то вы можете предположить, как это — жить, не ведясь на мысли.

Одни из них полезные, иные — вредные; одни создают и усиливают картину мира или образ себя; иные делают из людей факты, а из ситуаций и процессов — «вещи». Раньше я постоянно находился «внутри» той картины, которую рисовали мне мысли, картины самого меня и того мира, с которым я взаимодействую. Какое-то время назад это изменилось. Мысли по-прежнему возникают в сознании, иногда замолкают, иногда текут сплошным потоком. Но идентификация с мыслями, с концепциями, с мнениями, с суждениями, с оценками, с восприятиями — пропала, и никогда больше не вернётся. Как когда уже один раз нашел в картине с оптической иллюзией спрятанного персонажа, и больше не можешь это «развидеть», как бы не пытался. Иногда я по старой привычке вовлекаюсь в мысли, особенно в состояниях невнимательности, но это происходит реже, чем раньше, и проходит быстрее.

Сейчас я понимаю, что если бы кто-то рассказал мне про то, как переживается свобода от мыслей и концепций, я бы не смог понять это и соотнести с этим свой прежний опыт. Это уже не совсем человеческое переживание. Это поток сознающего себя сознания, в котором появляются различные феномены. И этот поток может быть направлен к самоочищению.

Чем чаще «ведёшься» на мысли, чувства, эмоции и состояния (а различение состояний и дезидентификация с ними — это кунгфу поискусней мыслей), тем сложнее этому потоку очиститься и стать прозрачным. Чем меньше ведёшься на них, тем это становится проще, и постепенно появляется удивительная, не похожая ни на что «мирское» свобода.

Отмечать больше. Искусство маленьких шагов, 7

Многие говорят о том, что хотят быть счастливыми. При этом разделяют такой стереотип, что счастье — это некоторый факт жизни, некоторое качество жизни, которое или есть, или нет. Но это не так.

Счастье — это способность выполнять те небольшие действия, которые делают вас счастливыми, избегать тех действий, которые делают вас несчастными, и сознавать это.

В те моменты, когда вы делаете что-то счастливое, вы счастливы. Более того, у счастья есть накопительный эффект, и сегодня можно быть на несколько процентов счастливее, чем вчера.

Ключ здесь, как всегда, во внимательности. Чем больше вы знаете, что те или иные действия делают вас счастливыми, и чем больше вы внимательны в те моменты, когда вы их совершаете, тем счастливее вы становитесь.

Это седьмая запись из серии практических заметок «Искусство маленьких шагов». Каждая заметка содержит один простой и ясный совет о том, как сделать свою жизнь немного более счастливой.

Новые выпуски этих советов появляются регулярно по пятницам.

Отмечать больше

В каждой новой записи этого цикла я использую такие слова как «отмечайте», «отметьте», но что это значит, и для чего это нужно? Как это — отмечать? Сегодняшний выпуск — об этом.

Говоря в общем, отмечать — значит сознательно называть, определять то, что в этот момент действительно происходит в вашем прямом опыте. Например, если вы в этот момент чувствуете усталость, то вы распознаёте, определяете, что усталость — это действительно то, что вы чувствуете, причём основные ощущения этой усталости находятся где-то в плечах. Или если вы в этот момент чувствуете раздражение или гнев, то вы распознаёте, определяете, что гнев или раздражение — это то, что вы действительно чувствуете, причём основные ощущения этих эмоций находятся, скажем, в кистях рук.

Я здесь говорю не обязательно про эмоции. Всё, что происходит с вами в каждое новое мгновение — достойно того, чтобы это заметить и отметить. Кроме эмоций, это могут быть физические ощущения:

    • Вы сейчас удобно сидите?
    • Вам сейчас тепло?
    • Какие ощущения сейчас в центре спины?

Или это может быть всё, что происходит сейчас вокруг: звуки и запахи, а также то, что вы видите и воспринимаете любыми другими органами чувств.

    • Тихо сейчас или громко? В каком направлении доносятся звуки? Есть ли тишина в каком-либо из направлений?
    • Какие цвета преобладают в вашем визуальном поле сейчас? Желтые? Серые? Зеленые?
    • Есть ли какие-либо звуки или запахи? Как вы на них реагируете?

Наконец, это могут быть мысли или образы, возникающие в сознании.

    • Думаете ли вы сейчас о чём-либо, во время чтения этого текста, видите ли какие-либо «картинки»?

Всё, что происходит с вами в каждое новое мгновение, может быть вами обнаружено и осознано. Почему это важно?

Во-первых, если вы что-то не сознаёте, этого в вашей жизни попросту нет! В самом прямом смысле.

Известный немецкий философ сознания Томас Метцингер говорит о нашем сознательном опыте как о «туннеле эго», который мы прокладываем сквозь действительность. Наше сознание выделяет, включает в себя только некоторые аспекты реальности, оставляя «за бортом» всё то, что кажется не нужным, не полезным, не интересным, не важным, не способствующим жизни и эволюции (но каков процент ошибки?). Мы динамически создаём свои личные версии реальности, и живём в них, словно в туннеле. И хотя из этого туннеля, по определению, никак не выбраться, мы всё же можем выбирать сделать нашу жизнь намного более наполненной, намного более целостной — и живой.

Таким образом, если мы хотим жить более полной, яркой и красивой жизнью, чувствовать и переживать больше, то имеет смысл ежедневно прикладывать усилия к тому, чтобы открывать новое, чтобы замечать больше разного во всех аспектах нашего опыта, от звуков, запахов, вкусов, видов и физических ощущений, и до мыслей, образов, желаний, намерений, эмоций и состояний.

Во-вторых, хотя нам и кажется, что мы знаем, что с нами происходит, как правило, это совсем не так. Мы очень плохо знаем и себя (своё тело, мысли, эмоции, желания), и окружающее. Мы можем думать, что испытываем страх, хотя на самом деле испытываем гнев. Мы можем думать, что спокойны и невозмутимы, и трясти при этом ногой или сжимать зубы. Мы можем думать, что голодны, на самом деле не чувствуя никакого голода. Мы можем кутать ребенка в одежду, «потому что холодно», не обращая внимание на испарину у него на лбу. Мы можем думать, что управляем своей жизнью, заходя в магазин за Orbit’ом. Мы можем чувствовать грусть и обиду, и понятия не иметь, как эти эмоции ощущаются в теле.

Отмечание призвано помочь нам узнать себя лучше, это волнительный и красивый процесс постоянного самоисследования и самоузнавания. Это повышение не просто наполненности и яркости жизни, но её адекватности — вашей адекватности! Это возможность знать себя в каждый новый момент жизни, а не просто думать (зачастую ошибочно), что знаешь. Не случайно в буддийском монастыре в Бирме, где я занимался медитацией, в ходу такая присказка: «Не назвал — не узнал».

Как же работает отмечание?

Отмечание — это называние, произнесение вслух или про себя того, что вы обнаружили.

К примеру, вы обнаруживаете, что ваша голова гудит мыслями, что вы не можете собраться и сосредоточиться. Типичная реакция — это ещё одна мысль в голове, желание, направленное в будущее: «Хочу, чтобы стало тихо».

Техника отмечания предполагает, что вместо того, чтобы убегать в будущее (наша типичная стратегия взаимодействия с дискомфортом), вы начинаете просто больше знакомиться с настоящим. Вместо «хочу, чтобы стало тихо», вы наоборот направляете всё своё внимание на мысли и спокойно и чётко называете вслух или про себя то, что происходит; скажем, проговариваете раз в 5−6 секунд «текут мысли, текут мысли». Вы сможете обнаружить, что эта практика позволит вам в течение нескольких минут эффективно снизить интенсивность потока бесконтрольных мыслей.

Или, например, когда вы сильно волнуетесь, типичной реакцией и классической стратегией будет думать и хотеть успокоиться: «не волнуйся, спокойно, спокойно, успокойся». Не потратив и минуты на то, чтобы познакомиться с тем, что в этот момент действительно происходит, мы хотим избавиться от этого, убегая от этого и притягивая некое предполагаемое будущее!

Техника отмечания (и практика внимательности, практика осознанности в целом) предполагает, что в моменты волнения вы направляете своё внимание на это волнение, обнаруживаете то, где и каким образом это волнение проявляется, и отмечаете раз в 5−6 секунд: «волнуюсь, волнуюсь», или «волнение, волнение». Возможно, это кажется контринтуитивным, но через несколько минут такой практики вы обнаружите, что она способна дать вам больше спокойствия и ясности, способна вывести вас в зону покоя быстрее и надёжнее, чем «успокойся, не волнуйся». Таким образом, стратегия «don't worry, be happy» работает гораздо хуже, чем простое и размеренное отмечание «worrying, worrying».

Итак, сегодняшний практический совет заключается в том, чтобы больше отмечать то, что есть в настоящем, обнаруживая и называя это, проговаривая про себя или вслух, в те моменты, когда это уместно.

Скажем, если вы хотите воспользоваться советом из одного из первых выпусков, и побыть с красивым закатом или приятным ощущением в теле в течение нескольких минут или хотя бы пары десятков секунд без отвлечений на что-то ещё, то вы можете обнаружить, что это будет гораздо легче сделать, размеренно отмечая, проговаривая про себя раз в несколько секунд «наслаждаюсь, любуюсь».

Помимо чисто технической помощи, такое отмечание создаёт нейронную петлю позитивной обратной связи в нашем мозге: когда мы не просто радуемся, но знаем в этот самый момент, что мы именно радуемся (а не что-то ещё), сознательно подтверждая это через отмечание и называние, то мы одновременно и усиливаем эффект этой радости, и лучше узнаём себя, и увеличиваем вероятность обнаружения новой радости в будущем.

Что вы чувствуете прямо сейчас?

Помните, эти маленькие шаги способны на самом деле изменить вашу жизнь к лучшему.

Будьте внимательны, и спасибо за внимание!

Якорение в мире. Искусство маленьких шагов, 6

Многие говорят о том, что хотят быть счастливыми. При этом разделяют такой стереотип, что счастье — это некоторый факт жизни, некоторое качество жизни, которое или есть, или нет. Но это не так.

Счастье — это способность выполнять те небольшие действия, которые делают вас счастливыми, избегать тех действий, которые делают вас несчастными, и сознавать это.

В те моменты, когда вы делаете что-то счастливое, вы счастливы. Более того, у счастья есть накопительный эффект, и сегодня можно быть на несколько процентов счастливее, чем вчера.

Ключ здесь, как всегда, во внимательности. Чем больше вы знаете, что те или иные действия делают вас счастливыми, и чем больше вы внимательны в те моменты, когда вы их совершаете, тем счастливее вы становитесь.

Это шестая запись из серии практических заметок «Искусство маленьких шагов». Каждая заметка содержит один простой и ясный совет о том, как сделать свою жизнь немного более счастливой.

Новые выпуски этих советов появляются регулярно по пятницам.

Якорение в мире

Удивительный факт нашей жизни заключается в том, что нам всем даны наши внутренние переживания, мысли и образы, состояния и эмоции, и если где-то и можно быть счастливым, то только в нашей «внутренней» реальности — в наших переживаниях счастья. Внешние объекты — скажем, вкусная еда или новый смартфон — очевидно не несут в себе счастья, всё зависит именно от нашего восприятия. Как в том анекдоте:

Мужик заходит в магазин:

    — Здравствуйте, я у вас вчера воздушные шарики покупал.
    — И как вам покупка? Хотите купить ещё?
    — Нет. Хочу вернуть вчерашние, оказались бракованные.
    — А в чём дело, воздух не держат?
    — Да нет, с этим всё в порядке.
    — А что тогда?
    — Не радуют…

Хотя я пишу в каждой новой заметке, что счастье это именно навык — то есть то, что можно развивать и нарабатывать, — а не просто состояние (и тем более, не просто состояние удовольствия), тем не менее, это именно навык нашего субъективного восприятия. В каждом новом выпуске «искусства маленьких шагов» я предлагаю новые варианты того, как возможно качественно и позитивно изменить наше восприятие таким образом, чтобы жизнь становилась более счастливой и наполненной.

Если описывать принцип счастливого восприятия в одном предложении, то можно сказать, что это навык открытого, любящего, принимающего и отпускающего внимания ко всему, что случается в каждое новое мгновение.

В прошлом совете я упомянул, что хотя возвращение к дыханию является одним из ключевых методов возвращения к состоянию покоя, центрированности, якорения, наполненности и ясности, к этим состояниям нас может вернуть внимание к любым процессам, происходящим прямо сейчас — будь то наши физические ощущения, или окружающие нас запахи и звуки.
Многие люди проводят большую часть дня «в голове» (и я здесь точно не исключение): в мыслях, которые проносятся бесконтрольным потоком, часто гоняя нас по кругу, возвращая снова и снова к одному и тому же; в эмоциональных переживаниях по поводу самих себя, или по поводу прошлых или будущих событий — вчерашнего разговора с родителями, завтрашней встречи с инвестором, вечерней стычки с мужем или женой; в состояниях волнения, страха, сожаления, обиды…

Волноваться, бояться, переживать и обижаться вполне можно, ведь эти чувства и состояния играют важную роль: они информируют нас о том, что происходит внутри и снаружи, и предлагают принять меры. Они эволюционно полезны.

Однако, положа руку на сердце, разве мы волнуемся, боимся и переживаем ровно столько, сколько было бы полезно? Нет, мы проводим в этих состояниях, чувствах и мыслях в разы больше времени, чем нужно и чем полезно, да ещё и накручиваем себя, усиливая эти состояния.

Временами нужно переключаться.

Как минимум, нужно уметь переключаться, и идеальным для этого способом является якорение во внешнем.

Для того, чтобы это успешно осуществить, нужно сделать всего три-четыре шага:

    Обнаружить, что вы находитесь «в голове» (зачастую именно это оказывается самым сложным), что вы снова и снова гоняете по кругу какую-либо мысль, или не можете выбраться из состояния волнения, страха, жалости к себе, или захвачены любыми другими негативными чувствами или мыслями.
    Перевести внимание наружу, на что-то внешнее. Проще всего перевести внимание на физические ощущения — ощущения от тела в этот момент, на внешние звуки, или на то, что вы видите вокруг… Иногда может быть уместным обратить внимание на запахи или вкусы, например, если вы этот момент вы едите (или гуляете по восточному базару).
    Погрузиться в эти ощущения, визуальную картину перед глазами, окружающие звуки, запахи и вкусы, вбирать это всё в себя без остатка, позволить этому всему «пропитать» ваше восприятие, попробовать растворить себя во всём этом.

    Фокус здесь в намеренном, осознанном направлении внимания на все эти внешние объекты и процессы, и в удерживании его там некоторое время. Дайте своим нейронным сетям возможность усвоить этот опыт! Дайте себе время действительно наполниться новыми ощущениями и впечатлениями, действительно погрузиться во всё это, заякориться во внешнем, переключаясь из «головы», уходя от мыслей и состояний.

Наконец, можно обратить внимание на то, что происходит в такие моменты с вашим восприятием, с вашим сознанием. Возможно, оно станет яснее и ярче; возможно, вы почувствуете расширение, соединение со всем окружающим; возможно, наоборот, вы почувствуете возвращение к центру; возможно, вы почувствуете спокойствие и равностность; или же вы можете ощутить наполненность и изобилие. Каким бы не было ваше состояние, просто заметьте, отметьте это.

Чем чаще вы будете якорить своё внимание во внешнем мире, тем более наполненной, сбалансированной и ясной будет ваша жизнь. По мере практики, вы получите эффективный инструмент переключения из мыслей и эмоциональных переживаний в те моменты, когда они уже становятся бесполезными, вредными и даже разрушительными (и как минимум, просто эгоистично вновь и вновь забирают на себя ваше внимание, не давая возможности спокойно и радостно жить).

Итак, сегодняшний практический совет заключается в том, чтобы обнаруживать себя в моменты излишней тревоги, бесконечных мыслей, деструктивных эмоциональных переживаний, отмечать это, и переключаться на что-то внешнее, якорясь вниманием во внешнем мире, распахивая навстречу миру все свои органы восприятия — глаза, уши, нос, язык и тело в общем.

Помните, эти маленькие шаги способны на самом деле изменить вашу жизнь к лучшему.

Будьте внимательны, и спасибо за внимание!