25 марта 2021

Отражения в зеркале: фракталы медитации

Медитация — это не «что», а «как»

Многие считают, что медитации — это упражнения на сосредоточение (например, на дыхании), или что-то такое. На самом деле, объектом для медитации может быть что угодно, и более того — есть множество вариантов безобъектных медитаций.

Что тогда делает медитацию — медитацией? Качество открытого спокойного присутствия, и сердечное отношение к происходящему.

Пару лет назад в Гарварде провели серию экспериментов, в которых просили людей просто побыть в комнате, ничего не делая, на протяжении 15−20 минут. И у большинства людей от этого вырастал уровнь тревожности и депрессивности — выносить это людям было сложно. Потом одна российская женщина-психолог повторила такой же эксперимент с московскими подростками, и получила такой же результат: многим из нас некомфортно быть наедине с собой.

Знаменитый учёный-философ Блез Паскаль ещё в 17 веке написал: «Все проблемы человечества проистекают из того, что человек не может тихо сидеть один в комнате».

Именно поэтому медитация — это не столько «что», сколько «как». Практика осознанности предлагает инструменты для того, чтобы мягко и постепенно менять эту ситуацию, учиться быть в ладу с собой таким образом, чтобы 20 минут «одному тихо в комнате» не были для нас вызовом и стрессом. В конце концов, в каком-то смысле, мы проводим наедине с собой всю жизнь, и можно учиться делать это немного иначе.

Как медитировать постоянно

В одной англоязычной группе задали хороший вопрос:

«Хочу найти какую-то одну практику, которую мог бы поддерживать 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, чтобы увеличить сосредоточение, сенсорную ясность и равностность. Не знаю, на чем можно медитировать без перерывов. Есть советы?»

Там многое что советовали, включая метту (проговаривание благопожеланий), но я с трудом представляю, чтобы это технически можно было делать от пробуждения до засыпания без перерыва.

А вот что можно, по крайней мере, теоретически выполнять без перерывов всё время бодрствования, — это фокусирование на ощущениях тела, потому что они никогда не перестают переживаться.

Каких ощущениях?

Я бы НЕ рекомендовал концентрацию на дыхании, по крайней мере, не узкий фокус типа сосредоточения на кончике носа, поскольку это будет затруднять любые действия, требующие быстрой ориентации наружу, например, за рулем автомобиля.

Я бы предложил отслеживать или широкий фокус и ощущение всего тела целиком, или ощущения касания и опоры внизу, потому что они есть в любой момент, и они здорово «заземляют». И если только вы не начнёте левитировать, вы всегда на что-то опираетесь телом, и пятна касания будут всегда и в любой позе, включая ходьбу и бег.

Это позволит развить навык фонового сосредоточения, потому что вы научитесь отслеживать ощущения касания на протяжении всего дня.

Это позволит развить навык сенсорной ясности, потому что форма и количество пятен касания, а также степень давления, мягкости и твёрдости постоянно меняется.

Это позволит развить навык равностности, потому что это в прямом смысле слова заземляет и укореняет.

На самом деле

На самом деле… Кто-то говорит, что всё это — иллюзия. Кто-то — что всё это реально. В философии китайской школы буддизма Тяньтай говорят про три истины — абсолютную и относительную, а также истину Середины. Словами Чжи И:

«Это аналогично отношениям яркого света и зеркала. Яркий свет — это идентичность с пустотностью. Образ в зеркале — идентичность с конвенциональным и обусловленным. А само зеркало — аналогично идентичности со Срединным.

Эти три аспекта не сливаются во что-то неразделимое, но и не являются отдельными и независимыми. И при этом невозможно отрицать, что они соединены в едином событии, и являются разными аспектами".

Нил Доннер, один из ведущих специалистов и переводчиков Тяньтай, приводит современный пример, который помогает понять эту недвойственную философию Тяньтай (идущую от идей великого буддийского мыслителя Нагарджуны):

Свет сейчас понимают и как частицы, и как волны, в зависимости от того, как его воспринимать. А ещё можно сказать, что на самом деле свет — это что-то третье, раз уж он может быть как частицами, так и волнами.

Но ещё важно добавить, что все эти три способа понимать свет — они одновременно про одно и то же (то есть что все они глубинно идентичны друг другу), и одновременно — что все эти способа принципиально отличаются друг от друга.

В аналитической медитации а-ля Тяньтай мы пробуем применять эту логику к «я», «ты» и в принципе к любым событиям ума, прозревая к пустотности, обусловленности и Середине.

Фрактал

Полгода назад началось моё увлечение ранним китайским буддизмом. В каком-то смысле, это 20 лет витка спирали, потому что я начал знакомство с махаяной на первом курсе на кафедре истории Китая с оранжевой книжечки переводов китайских сутр Евгения Торчинова.

А тут, вернувшись к махаяне, я вначале прочитал «Малый трактат по медитации шаматхи-випашьяны» одного из самых известных китайских классиков буддизма — Чжи И (6 в н.э.) в шикарном переводе Дхармамитры, современного американского бодхисаттвы.

«Малый трактат» — это кладезь наставлений по практике медитации так называемого смешанного типа. Чжи И классифицирует все методы медитации в зависимости от способностей практикующих на три типа:

  • постепенные методы (последовательно освоение навыков медитации по стадиям);
  • непостепенные методы медитации (мгновенное недвойственное прозрение);
  • смешанный тип, где используются и те, и другие методы.

В «Малом трактате» обсуждается и то, и то, и я понял, что хочу идти глубже в оба метода.

Главый текст Чжи И по непостепенному методу — это его magnum opus «Маха Шаматха-Випашьяна». Полный перевод вышел всего два года назад (спасибо Полу Свонсону, главному западному академическому специалисту по школе Тяньтай) и только в бумаге, так что заказал к себе на остров бумажный трехтомник…

Проработав около 300 страниц, где бóльшая часть текста — развёрнутые комментарии и цитаты источников, понял, что мне нужно лучше освоить философскую базу недвойственных учений махаяны, и заказал фундаментальную книгу Свонсона «Основы философии Тяньтай», а также начал проходить курс Майкла Оуэнса и Майкла Тафта по «Вималакирти-нирдеша сутре», важному для китайского буддизма тексту по недвойственному подходу.

Также, чтобы лучше понять структуру постепенного метода, проработал небольшую книгу Чжи И «Шесть дхармических врат к возвышенному», главный его текст про это. Там выяснилось, что Чжи И взял эту последовательность из текста великого переводчика Кумарадживы «Трактат о самадхи в сидячей практике», так что скачал и прочитал и этот текст, а потом ещё парочку раннекитайских мануалов по медитации (в частности, древнейший текст «Основные секреты медитации»)…

Вот же чёртов фрактал!

Комментировать