Заметки с ретрита в Рогово-2019
«Это уникальный ретрит по своей насыщенности и безопасности»,
Петр
«Мягкий подход, дающий свободу выбирать,
брать ответственность и опираться на свое состояние»,
Василиса
Из-за пандемии все живые мероприятия встали на паузу, поэтому на текущий момент это был наш с Машей Ширяевой последний живой ретрит. После каждого ретрита я подвожу на сайте небольшой итог, но с этим ретритом так получилось, что добрался оформить черновик записи только сейчас. Ладно, это тот случай, когда лучше поздно, чем никогда. Здесь не только описание каждого дня, но и видеозаписи вечерних лекций по практике.
Как выглядели дни
Маша у себя в инстаграме подробно пишет про дни по тэгу медитационный_ретрит_под_москвой, очень рекомендую читать у неё. А я тут изложу общую структуру практики.
- 5.5 часов сидячей медитации ежедневно,
- 2 часа телесных практик на основе йоги ежедневно (3 раза в день),
- 1.5 часа медитации в ходьбе,
- А также собеседование с каждым участником через день — по четыре раза за 10 дней.
Не считая дня приезда и дня завершения, чистых дней практики — 9. В первый день обязательно делаем круг знакомства и шэринга. Каждый участник рассказывает про свои задачи на ретрите, про свою мотивацию. Для них это возможность озвучить, сформулировать, сонастроиться. Для меня — возможность понять, кто за чем приехал и с каким настроем.
Что было по дням
День 1. Закладываем основу для всей дальнейшей практики. Буквально, наблюдаем за тем, как мы сидим, как тело опирается на поверхность. Если это даёт внутреннее чувство опоры, устойчивости — прекрасно, замечаем и это тоже. Учимся расслабляться, отпускать напряжения, убирать зажимы.
День 2. Продолжаем наблюдать за устойчивостью, и делаем больше акцента на покой. Продолжаем расслаблять тело, успокаиваться, входить в ритм практики. Попутно учимся замечать отвлечения, отпускать их, возвращаться к собранному ясному присутствию.
День 3. Начинаем нарабатывать диапазон ощущений тела. Отмечаем телесные события, учимся их называть, определять: касание, движение, тепло, холод, просторность, плотность, расширение, сжатие, пульсация и так далее. Учимся видеть, что переживание тела в моменте складывается из «облака» всех этих процессов.
День 4. Продолжаем наблюдать за ощущениями тела, нарабатывать диапазон всего того, что в теле можно заметить. Также, добавляем ясность к аффективной окраске всех этих событий — что все они для нас или приятные, или неприятные, или нейтральные. Учимся замечать больше приятного и исправлять «эволюционный крен» к негативу.
День 5. Начинаем переводить фокус с самих событий на то, как они меняются. Что всё вообще находится в бесконечном процессе изменения и становления. Пробуем сонастроиться с потоком изменений. Пробуем распознавать, что сами являемся этим потоком.
В ночь с пятого на шестой день — yazá (夜坐), или ночная медитация «сверх плана». Есть много плюсов в медитации ночью, расскажу про это отдельно, и есть разные форматы. Иногда, например, практикуют весь день, потом всю ночь, и потом ещё весь день. Иногда ночью встают на медитацию и ложатся обратно.
Мы же просто встанем пораньше, по монастырскому расписанию. Обычно у нас подъем в 6, а здесь — только для желающих! — подъем будет в 3, и в 3:30 начнётся первая практика.
День 6. Продолжаем наблюдать за потоком изменений, подключаем к нему наблюдение за потоком состояний и эмоций (как одна эмоция сменяет другую). Также, занимаемся практикой непосредственного наблюдения за прекращением событий — «ушло».
День 7. Этот день посвящаем тому, чтобы детально разбираться со всем внутренним — мыслями, образами, эмоциями, состояниями. Заложили в предыдущие дни для этого отличную основу, теперь можно посмотреть на то, где во всём этом я; чем из этого я могу управлять, а что могу только принимать…
День 8. Всё, что могли, к этому моменту разобрали. Внутреннее и внешнее, объективное и субъективное, внимание и состояния, эмоции и мысли, телесность. Осталось познакомиться с пустотной, безграничной, ясной природой сознания. Попутно может получиться увидеть, что все явления на вкус одинаковы.
День 9. Наконец, как у правильных еврейских буддистов, если хорошо поработали, то в последний день можно ничего не делать. В этом и практика — ничего не делать. Просто сидеть, наблюдая совершенность всех дел.