Про совершенную беззнаковость мамы и папы
В этом году я потерял обоих родителей. В феврале неожиданно и скоропостижно ушла мама. Это подкосило всю семью, и особенно папу: ему становилось всё хуже и хуже, и спустя девять месяцев его земной путь также завершился.
В эти дни много думаю про две буддийские идеи: беззнаковость и совершенство.
Вначале, про беззнаковость
Беззнаковость означает, что настоящая суть всех вещей лишена каких-либо признаков.
Если мы говорим, что в мире есть отдельные явления, что существуют чайник и облако, мама и гнев, зелёный и тонкий — то мы знаем их по их признакам, по которым и отличаем одно от другого.
Но удивительное буддийское открытие заключается в том, что это не их признаки.
Мы можем услышать любой звук только потому, что есть другие звуки или тишина. Если в мире есть только один звук, его невозможно различить, потому что он никогда не начинается и не заканчивается.
Любые характеристики зависят от чего-то другого снаружи от них, а значит, не принадлежат тем событиям, характеристиками которых они являются.
Зелёный переживается нами иначе, чем красный. Облако переживается нами иначе, чем дождь. Мамины губы не похожи на папину щетину.
А какие у мамы губы сами по себе, за пределами меня и моих глаз? Какой формы это облако само по себе, без воздействия ветра? Кто такие были «мама» и «папа» сами по себе?
Цвет не принадлежит губам, лица — людям. В последние дни я уже не узнавал ни маму, ни папу — их лица стали совсем незнакомыми, чужими.
Беззнаковость — это неописуемая характеристика сути всех вещей, свободной от любых признаков.
Характеристики приходят и уходят. Всё существует, пока чем-то является, как-то проявляется. Является молодым или старым, зелёным или красным, радостным или грустным. Всё существует, пока является каким-то.
И при этом то, как всё сейчас проявляется — не принадлежит самим этим событиям, потому что характеристиками невозможно обладать.
Так что же я знаю про маму и папу самих по себе?
Изумительную беззнаковость, распахнутое самовысвобождение.
Чтобы состояться, звук должен закончиться
Шинзен Янг часто говорит, что механика созерцательной практики состоит в том, чтобы получать complete experiences, то есть цельные, законченные переживания.
Но единственное законченное переживание — это то, которое закончилось. Оно завершилось, а потому — стало совершенным. Цельное переживание — это когда ни отнять, ни прибавить.
Парадокс буддийской практики в том, что её можно только проживать, и из неё ничего нельзя заполучить.
Всё, что начинается, одновременно с этим начинает заканчиваться. Всё, что начинается, начинает стремиться к завершению.
Всё, что живёт, продолжает станови́ться. Не станови́ться чем-то или кем-то, а просто — станови́ться.
Всё, что стало каким-то — сразу же перестало становиться, закончилось.
Чтобы состояться, звук должен закончиться.
Совершенные родители — это когда их больше нет.
Спасибо, что поделились личной историей! Это очень ценно. Меня последнее время страшит уход мамы, боюсь ее потерять… Ваша статья пропитана спокойствием, что всё идёт как нужно. Стало легче. Последняя фраза — в самое сердце, вызвала слезы. Ещё раз благодарю.
Спасибо большое! Это правда очень непростой опыт.
Глубоко и красиво. Спасибо!