12 августа 2015

Подкаст «Радио-осознанность», Выпуск 5: О секулярном буддизме, часть первая

«Радио-Осознанность: Дорожный подкаст для тех, кто в пути»

Пятый подкаст нашего совместного проекта с моим коллегой и товарищем Валерием Веряскиным, которого многие из вас знают как «Будда в городе».

Выпуск 005. О секулярном буддизме, часть первая

После долгого перерыва, в этом подкасте мы с Валерой вновь разговариваем о «нашем» буддизме. Точнее, мы хотели изначально поговорить о нашем понимании буддизма, но в результате весь час исследовали то, что такое секулярный буддизм, и в чем его особенности и отличия от движения осознанности (mindfulness).

Учитывая то, что в русскоязычном пространстве про секулярный, или нерелигиозный, буддизм никто особо не знает, а мы с Валерой причисляем себя именно к этим, к секулярным, то нам было интересно это обсудить.

Мы подняли много любопытных вопросов, среди которых:

  • Консервативные и прогрессивные течения в культуре, и как их балансировать;
  • Сложности отделения сути практики от её культурного оформления;
  • Важность традиции и учителя;
  • Самонадеянность современного индивидуализма;

И многое другое.

В каждом подкасте есть аудио-медитации от ведущих, и этот подкаст не стал исключением.

Надеемся, этот диалог будет интересен и вам.

Вы можете также скачать этот подкаст в mp3 здесь.

Слушайте и практикуйте на здоровье,

Спасибо за внимание!

А здесь можно послушать все предыдущие выпуски подкаста, если вы их по какой-то причине пропустили.

P. S. Мы будем рады, если вы послушаете и поддержите нас лайками и репостами, а также оставите свой комментарий — нам важно понимать, нужно ли это кому-нибудь, полезно, интересно? И что мы можем улучшить, чтобы стало ещё лучше?

4 комментария

  1. Здравствуйте, Виктор!
    Потрясающе интересная беседа, большое спасибо Вам с Валерием!
    И раз уж Вы в подкасте упомянули о том, что будете благодарны слушателям за замечания и вопросы по теме беседы, то рискну высказаться :-)

    Вы задаете Валере очень важный вопрос: в какой мере мы можем быть уверены, что выбирая из некой духовной традиции лишь некоторые «вкусняшки» («cherry picking»), мы не теряем что-то очень важное и более базисное, чего мы просто не можем оценить в силу своего невежества? (Я перефразировал, но надеюсь, что не очень исказил суть). Другими словами, не слишком ли мы рискуем, беря на себя ответственность за выбор инструментария для своего развития?

    На месте Валеры я задал бы встречный вопрос: а как мы можем быть уверены, что та или иная традиция, которой мы решаем полностью «предаться», является именно той традицией, которая наилучшим образом может нас сформировать? Не рискуем ли мы куда в большей степени, снимая с себя ответственность за свое развитие и перекладывая его на традицию, особенно если окажется, что она нам не подходит и что мы можем получить от нее пользы намного меньше, чем могла бы дать нам какая-то иная?

    Если же искать некий баланс между этими двумя достаточно уязвимыми крайностями, то мне кажется, нельзя не коснуться темы Интегрального подхода Кена нашего Уилбера и заимствованной им теории Спиральной Динамики. Очевидно, Вы с Валерой этой темы не касались, и это понятно — буддизм классический, буддизм секулярный, майлдфуднесс, да еще и СД сюда приплетать — слишком много тем для одной беседы. Но тем не менее.

    Понятно, что полное следование Традиции — это «синий» уровень по СД. На рационалистическом уровне можно говорить об интересе к подчеркнуто-светскому и научному mindfulness, а вот на плюралистическом уровне человек колеблется между интересом к традиции и невозможностью полностью принять ее в догматическом ключе. Вероятно, выход можно найти только на второпорядковом мышлении, когда сознательный выбор некой традиции сопровождается открытостью и к другим школам, подходам и течением с признанием всего того интересного, ценного и важного, что в них есть.
    Как Вы считаете?

    • Вадим, спасибо за такой комментарий! Да, я согласен, что это непростая и интересная тема. И да, никто не даст вам никаких критериев и гарантий, конечно. Поэтому баланс, доверие учителю и опора на свою разумность. Я признаю целостность своей традиции, но не запираюсь в ней. Ну и, я выбираю быть в этой традиции не случайно, по факту рождения в соответствующей стране/семье, но опираясь на разум, чувства и интуицию.

Комментировать