Загрузка Мероприятия
  • Это мероприятие прошло.

Шесть врат к возвышенному: система методов созерцательной практики буддизма махаяны

17 ноября 2022, 10:009 февраля 2023, 12:00 UTC+3

Шесть врат к возвышенному — это шесть методов буддийской созерцательной практики («счёт», «следование», «остановка», «созерцание», «разворот» и «очищение»), а также одноимённый трактат древнего китайского мастера Чжи И (6 в н.э.), патриарха школы Тяньтай, в котором он собирает эти шесть методов в уникальную, стройную, цельную и нелинейную систему практики, простирающейся от счёта дыханий — к созерцанию недвойственности и пустотности — к распознаванию безначального неомрачённого совершенства.

Эта последовательность из шести методов впервые встречается в текстах 2 в. до н.э., и её же можно найти у знаменитых авторов самых разных школ и традиций от Васубандху до Буддхагхосы (5 в. н.э.). То есть, в течение минимум семи веков про эти шесть методов писали и махаянские учителя, от которых пошли школы чань и дзэн, и те индобуддийские философы, от которых пошёл тибетский буддизм, и даже ланкийские авторы, на работы которых опирается южная школа тхеравады. В наше время схожую последовательность методов неявно дают дзэнские мастера в Японии.

Уникальность системы Чжи И в том, что это не столько описание самих методов или даже просто их последовательность, сколько математический граф, в котором эти шесть методов связаны друг с другом всеми возможными способами, и что это именно целостная система, опирающаяся на махаянское буддийское понимание пустотности, «только ума» (йогачары), Срединного Пути (мадхьямаки) и Природы Будды.

Участников курса ждут три месяца увлекательного совместного погружения в теорию и практику «шести врат», методов и воззрений раннего буддизма махаяны, отличий и пересечений с современным подходом майндфулнес, и многое другое.

  • Мы разберём эти «шесть врат» как самостоятельные полноценные техники;
  • Изучим последовательный метод культивации «шести врат» и критерии перехода от одной техники к другой;
  • Поговорим про «перевёрнутый» способ практики бодхисаттв;
  • Разберём принципы подбора техники, подходящей именно вам;
  • Научимся применять эти шесть техник сообразно обстоятельствам, по ситуации, и в качестве противодействия неблагоприятным состояниям тела и ума;
  • И посмотрим на всё это глазами махаянской буддийской традиции «запредельной мудрости» (праджняпарамиты).

Записаться на курс (ссылка на гугл-форму)


Всего 12 занятий-встреч (раз в неделю), по темам:

    1. Введение, исторические корни буддийской практики. Обусловленное и необусловленное. Три универсальных характеристики. Нирвана. Методы шаматхи и випашьяны.

    2. Ранний буддизм и махаяна: отличие воззрений, целей, методов практики. Природа Будды, бодхисаттва и бодхичитта. Умелые средства (упайя). Постепенная и непостепенная практика.

    3. Исторический контекст «шести врат к возвышенному». Путешествие буддизма из Индии — в Китай и Восточную Азию. Ранние школы китайского буддизма. Содержание трактата «Шесть врат к возвышенному» патриарха Чжи И.

    4. Базовые принципы практики: настройка тела, дыхания и ума. Саморегуляция внутри медитации. Вход и выход из практики. Критерии корректной практики.

    5. Первые врата, «Счёт»: стабилизация ума через концептуальные умелые средства. Методы противодействия «плавающему» и «тонущему» уму. Методы противодействия «напряжённому» и «расхлябанному» уму.

    6. Вторые врата, «Следование»: стабилизация ума через отслеживание физических феноменов. Принципы травмаинформированной практики.

    7. Третьи врата, «Остановка»: стабилизация ума через остановку движения ума. Концентрация с объектом и без. Усилие и безусильность.

    8. Четвертые врата, «Созерцание»: наблюдение за непостоянством и подобной сну природой любых объектов сознавания. Випассана и випашьяна. Возникновение и прекращение.

    9. Пятые врата, «Разворот»: созерцание самого ума, совершающего созерцание. Практика гуаньсинь. «Возвращение к Источнику». Что делать, когда «встречаешь демонов».

    10. Шестые врата, «Очищение»: созерцание совершенной неомраченной природы ума. Условия распознавания изначальной чистоты.

    11. Использование методов шести «врат» сообразно обстоятельствам. Другие способы понимания и использования шести «врат».

    12. Финальные вопросы, обсуждение и завершение.


Курс включает:

    — 12 онлайн-занятий (2 часа каждое);
    — видеозаписи всех встреч;
    — текстовые и прочие материалы;
    — чат в Телеграме для обсуждения теоретического и практического содержания курса.

Каждое занятие длится 2 часа и включает:

    — лекцию по соответствующей теме;
    — совместную созерцательную практику;
    — вопросы и ответы;
    — обсуждение релевантных фрагментов перевода трактата «Шесть врат к возвышенному»;
    — дополнительные материалы и ссылки;

Кому подойдёт этот курс

    — всем тем, кому интересна тема буддизма, китайского и не только, человеческим языком и через личный опыт;

    — практикующим современные формы медитации и майндфулнес, которые хотят побольше узнать о традиционных корнях и нюансах этих методов;

    — преподавателям майндфулнес, которые хотят побольше узнать о традиционных корнях и нюансах буддийских методов;

    — практикующим випассану, которые хотят узнать побольше о махаянских методах и воззрениях и обогатить свою практику;

    — всем тем, кто ищет цельную и комплексную систему медитативной практики, идущую глубже, чем секулярные методы (в частности, майндфулнес);

Этот курс, скорее всего, НЕ подойдёт тем, кто ощущает сейчас сильные эмоциональные «качели» и склонен к нервным срывам, или страстно мечтает о просветлении как способе решить все свои проблемы.


Несколько важных дисклеймеров

Я не буддийский учитель, не обучаю медитации в рамках какой-либо буддийской традиции, не представляю какую-либо школу и не приведу вас к Просветлению.

Я опираюсь на несектарное, современное, научно обоснованное понимание, которое сформировано десятками лет изучения буддизма и других сотериологических «фреймворков освобождения», а также личным опытом созерцательных психопрактик в разных восточных и западных подходах.

Моё понимание всех этих тем гарантированно неполное, и почти наверняка ошибочно. Изучайте, сомневайтесь, практикуйте, сравнивайте, осмысляйте критически, пробуйте и обсуждайте.

Если вас не отпугнули предыдущие несколько абзацев, то обещаю вам увлекательное, парадоксальное и провокативное погружение в мир индокитайского буддизма махаяны, углубление вашей собственной созерцательной практики и тщательное исследование механизмов вашего непосредственного переживания и недвойственного сознавания.


Даты и время

По четвергам утром в 9:00 UTC +2 (9 утра по Киеву/Иерусалиму/Прибалтике, 10 по Москве, 11 утра Тбилиси/Ереван и т. п.)

    Ноябрь 17, 24
    Декабрь 1, 8, 15, 22
    Январь 5, 12, 19, 26
    Февраль 2, 9

Все занятия будут доступны в записи, когда и если вы не сможете присоединяться вживую.


Стоимость участия

Есть три варианта по стоимости участия, с одинаковыми условиями внутри курса.

    Стандартная цена: 380 $ за курс.

    Благотворительная цена: 500 $ за курс, оплачивая эту сумму, вы помогаете участвовать тем, кто не имеет возможности оплатить стандартную стоимость курса.

    Спонсированная цена: 260 $ за курс.


Записаться на курс (ссылка на гугл-форму)

Даты

Начало:
UTC+3
Окончание:
UTC+3
Сайт мероприятия →

Место

онлайн

Организатор

Деятельное присутствие
Сайт организатора →