6 декабря 2018

Завихрения в потоке. Рик Хансон

Рик Хансон — известный нейропсихолог, популяризатор практик осознанности и своего подхода к майндфулнес, который он называет «позитивная нейропластичность». На русский язык переведены две книги Хансона — «Мозг Будды» и «50 практик для развития мозга».

Ниже я предлагаю свой перевод его философско-поэтического эссе «Завихрения в потоке» (ссылка на оригинал), состоящего из 17 строф.

1

Текут реки, формируются водовороты.

Водоворот — это относительно стабильный паттерн, элементы которого постоянно меняются. В замечательной книге Эвана Томпсона «Ум в жизни» есть такой термин — «стоячий поток».

Все водовороты в конечном итоге растворяются.

2

Водовороты в реках зависят от множества условий. Они включают:

  • то, каким водоворот был мгновение назад,
  • форму дна реки, ближайшие валуны, формы потоков воды выше по течению, количество снегопадов прошлой зимой. Всё дальше и дальше в прошлое, эти условия зависят от истории Земли, солнечной системы, Вселенной.
  • бесчисленные молекулы воды.

3

Молекулы зависят от атомов, таких как водород и кислород.

Почти все атомы тяжелее гелия зависят от тех звёзд, из которых были созданы. В основном — во время взрывов.

Река — жидкая звёздная пыль.

Частица любого размера — это сгусток энергии.

Река — поток света.

4

Атомы зависят от мельчайших частиц, состоящих из кварков.

Кварки состоят из ещё более мелких сущностей — вероятно, бесконечно малых вибрирующих струн — которые являются субстратом, основой физической вселенной.

Этот субстрат вселенной зависит от тех условий, которые сложились в момент Большого Взрыва. И как все паттерны Большого Взрыва, этот субстрат обусловлен предыдущими причинами.

Этот субстрат ещё только предстоит понять. Учёные говорят о «квантовой пене», в которой водовороты материи и энергии непрерывно закручиваются и растворяются. Субстрат нашей вселенной, похоже, является турбулентным даже на самых бесконечно малых величинах.

Тем не менее, на более крупных масштабах, и практически в любых условиях, этот субстрат, кажется, обладает стабильными свойствами (исключения, о которых дальше мы говорить не будем, включают в себя изменение скорости расширения вселенной и, вероятно, чёрные дыры). Паттерны материи и энергии, возникающие из субстрата вселенной, постоянно изменяются, а субстрат остаётся тем же самым.

Водовороты — это паттерны реки. Схожим образом, все формы материи и энергии — от кварков до галактик, от микровольт до молний — это паттерны субстрата вселенной.

5

Кружащиеся электроны, танцоры в ночном клубе, друзья на диване, посуда в раковине, пробка на шоссе, международные коалиции, луны и звёзды, хищники и добыча, облака, бульдозеры, завтрак, проекты, проблемы, решения, человеческое тело, человеческая жизнь, кластеры галактик, наша собственная цветущая вселенная, окруженная тайной… Всё это — завихрения в потоке.

Каждое завихрение, каждый водоворот составлен из более мелких частей, зависит от множества условий, и непостоянен.

Когда мы цепляемся за водовороты — пытаемся удержать приятные, сражаемся с неприятными — мы создаём напряжение и фрустрацию, и всегда, в конечном итоге, проигрываем.

Цепляться за водовороты — значит порождать страдание.

6

Благодаря субстрату вселенной может возникнуть бесконечное разнообразие паттернов, как благодаря реке может возникнуть бесконечное разнообразие водоворотов. Водовороты создают недолговечные рисунки на реке, никогда не изменяя её способности формировать бесконечно новые рисунки. Точно так же, все паттерны материи и энергии возникают, длятся и проходят, никогда не затрагивая саму способность субстрата порождать, содержать и растворять их.

В тот момент, когда формируется очередной паттерн, бесконечные возможности субстрата сошлись в единственную действительность. Субстрат — это пространство бесконечной свободы, в которой действительности рождаются к несвободе, и затем уходят.

7

Есть только сейчас. Длительность этого мгновения кажется бесконечно секундной, и всё же оно каким-то образом содержит все те причины из прошлого, которые будут формировать будущее.

На переднем краю этого мгновения «сейчас», квантовая пена субстрата вселенной бурлит возможностями. Например, элементарная частица может существовать в двух разных местах одновременно, пока её местоположение не определится. А некоторые частицы настолько связаны друг с другом, что состояние одной из них в одно мгновение, быстрее скорости света, влияет на состояние другой.

За мгновение до того, как квантовый потенциал становится действительностью, вечно творческое «сейчас» остаётся настолько свободным, насколько это вообще возможно.

8

Информация — это редукция неопределённости, это сигнал на фоне шума.

Информация выражена паттерном на подходящем субстрате. Например, информация оды Бетховена «К радости» может быть выражена как нотная запись на бумаге, модуляции частот электромагнитных волн, пульсация стереоколонок и характерный рисунок возбуждающихся нейронных сетей.

Ум, в широком смысле слова, это вся информация, представленная нервной системой. Бóльшая часть ума — навсегда бессознательна. Поскольку «нейроны, возбуждающиеся одновременно, связываются между собой», движения ума через нервную систему формируют её, как ручьи от дождя на склоне холма.

Помимо вероятных трансцендентных факторов — которые я признаю, в которые верю, и перед которыми склоняюсь, но которые находятся за пределами этого эссе — мозг является необходимым и ближайшим достаточным условием для работы ума.

Мозг — это «ближайшее достаточное» условие просто потому, что он зависит от нервной системы, всего тела целиком, мира природы, эволюции, культуры и самого ума.

Ментальная активность подразумевает нейронную активность. Когда меняется ум, меняется мозг. Когда меняется мозг, меняется сознание. Следовательно, вы можете использовать ум для того, чтобы менять мозг, а меняющийся мозг будет менять ваше сознание.

Никто пока не знает, как нейронная активность становится сознательным ментальным переживанием.

9

Мозг содержит 100 миллиардов нейронов, которые связаны друг с другом через 500 триллионов синаптических соединений. Нейроны задействуются в среднем от 5 до 50 раз в секунду. Каждую секунду у вас в голове «вспыхивает» примерно квадриллион синаптических импульсов.

Эта активность создаёт поле плодородного шума, который оформляется в мимолётные паттерны — сигналы — информацию — которая составляет ум.

Число потенциальных паттернов в мозге ограничено числом всех возможных сочетаний из возбуждённых и «молчащих» нейронов. Это число — 10 в миллионной степени — то есть единица с миллионом нулей за ней. По оценке учёных, число атомов во Вселенной — это единица с «всего лишь» 80 нулями за ней.

По сути, нейронный субстрат может порождать бесконечное число ментальных паттернов.

10

Сознательная ментальная активность, похоже, становится возможной благодаря нейронному субстрату, расположенному около продольной полосы мозга, включая поясную извилину, островковую долю, таламус и срединную префронтальную кору, и с ответвлениями в верхние наружние области префрональной коры, и вниз в ствол мозга.

Контуры этого субстрата постоянно меняются по мере того, как всё новые области выходят на передний план или отключаются, в зависимости от того, какую информацию им нужно передать или получить.

Сознательные ментальные события включают ощущения, образы, звуки, воспоминания, эмоции и внутреннюю речь. Для простоты давайте назовём всё это «мысли». Мысль зависит от нейронного паттерна — моментального сочетания миллионов, а иногда и миллиардов, синапсов.

Мысль — это завихрение информации, размеченное по завихрению нейронной активности.

11

Для того, чтобы могла возникнуть любая мысль, должна существовать неиспользованная пропускная способность нейронов, чтобы её выразить.

Требуется по меньшей мере 50−100 миллисекунд, чтобы сформировался согласованный узор из синапсов, поддерживающих мысль. В течение этого «окна», подлежащий субстрат шумной нейронной активности изобилует потенциалом.

В тот момент, когда нейронный узор «завихряется» и начинает таким образом существовать, он становится обусловленным и несвободным. Мысль остаётся собой, чем-то определённым, пока не рассыпается её синаптический паттерн. Обычно это происходит за 1−2 секунды. Затем эти синапсы оказываются свободными для выражения новых завихрений мыслей.

Мысли возникают из, и уходят обратно в поле фактически бесконечных возможностей.

Сознание может менять нейронную структуру, но никогда не сможет изменить фундаментальное свойство нейронной структуры формировать сознание.

12

В любой момент есть неиспользуемые нейронные возможности, создающие шум, трепетно ждущие, чтобы стать сигналом. Они ещё не сформировали паттерн, ещё не стали обусловленными и несвободными. Ещё ничего не возникло.

В практике медитации мы всё интимнее знакомимся с этой нейронной потенциальностью. По мере того, как уменьшаются и становятся менее настойчивыми сигналы, которые проводит эта потенциальность, осознаванию становится всё более доступным всё то, что в принципе возможно о ней воспринять. Мы всё больше пребываем как открытое пространство осознавания. Всё больше пребываем как процесс нейронной репрезентации, чем как паттерны, которые в нём формируются.

Информационную вероятность можно ощутить напрямую. Квантовую вероятность можно представить через её аналог — информационную вероятность — и, возможно, также ощутить напрямую.

По мере углубления созерцательной практики — вместе с добродетелью и мудростью — мы всё больше начинаем осознавать ту свободу, которая существует до мысли, и всё больше центрироваться в ней.

Сознавая ментальные и нейронные завихрения, возникающие и рассыпающиеся. Ни на одно из них нельзя опереться и стать навсегда счастливыми.

Пребывая в ментальных и нейронных вероятностях до того, как из них формируются паттерны, словно пришпиливая кнопками карточки к пробковой доске.

Если и правда существует какое-то трансцендентное воздействие, то бесконечное вероятностное пространство на переднем краю момента сейчас — это такое «окно», через которое может входить Благодать.

13

Завихрения материи и энергии, как и завихрения мыслей, обладают теми же самыми признаками. Они:

  • Изменчивые и недолговечные;
  • Зависят от предыдущих причин и условий, зависят от своего субстрата, неразрывно взаимосвязаны с другими завихрениями. В традиционной терминологии это называется «пустотой», то есть отсутствием обособленного самостоятельного существования;
  • Возникают на переднем краю момента сейчас;
  • Преисполнены бесконечной возможностью в мгновение своего возникновения;
  • Являются лишь паттернами своего субстрата, никогда не меняющие сам субстрат.

Говоря попросту, и Вселенная вокруг вас, и ваш собственный ум обладают общей природой. Звёзды наверху, трава и черви внизу, как и ваши мысли о них и всех прочих вещах — едины в их глубинной природе.

Каково это — покоиться в этой природе, самовозникающей от мгновения к мгновению?

14

Эти размышления про «завихрения» и общую природу субстрата Вселенной и субстрата ума схожи с некоторыми наиболее глубокими прозрениями в буддизме (и, вероятно, в других созерцательных традициях).

В самых ранних сохранившихся текстах буддийского учения, главной целью практики является нирвана. Её описывают так («In the Buddha’s Words», Бхиккху Бодхи, 2005):

  • «Нерождённая, вневременная, освобождающая, бессмертная, беспечальная, незапятнанная, непревзойдённая свобода от рабства»,
  • «Успокоение всей активности, отречение от всех цепляний, уничтожение страстного желания, бесстрастие, прекращение»,
  • «Уничтожение жажды, уничтожение злобы, уничтожение заблуждения»,
  • «Необусловленное, неуклонное, незапятнанное, истина, дальний берег, утончённое, что очень трудно узреть, нестареющее, устойчивое, нераспадающееся, непроявляющееся, неразрастающееся, умиротворённое, бессмертное, возвышенное, благоприятное, безопасное, уничтожающее жажду, восхитительное, удивительное, безболезненное, бесстрастие, чистейшее, свобода, нецепляющее, остров, убежище, пристанище, прибежище, цель и путь, ведущий к цели.»

(В русском переводе эти определения ниббаны можно найти в Арияпарийесана сутте, Ниббана паньха сутте, Каягатасати сутте и так далее — ВШ)

Словами Бхиккху Бодхи:

Что лежит за пределом круга перерождений — это необусловленное состояние, называемое ниббана [ранний термин для «нирваны»]. Ниббана превосходит обусловленный мир, но может быть постигнута внутри этого обусловленного существования, в этой самой жизни, и пережита как полное избавление от страдания. Реализация ниббаны приходит с цветением мудрости и приносит идеальный покой, неомрачённое счастье и успокоение компульсивных драйвов ума. Ниббана — это разрушение жажды, жажды страстного желания. Это также остров безопасности посреди бушующих течений старости, болезни и смерти (стр. 183).

На основании добродетели и мудрости, как мы можем тренировать ум и мозг, чтобы постичь нирвану?

15

Будда описал один из путей к нирване в терминах последовательно разворачивающегося процесса созерцательных трансов. Этот процесс ведёт через восемь неординарных состояний сознания — джханы с формой и бесформенные — к неописуемому: нирване.

Нирвана сама по себе, возможно, не имеет нейронных коррелятов. Но те состояния ума, которые предшествуют нирване, обязаны их иметь.

Например, в традиционной литературе описаны ментальные факторы, которые ведут к джханам и их поддерживают: приложение и удержание внимания, восторг и благодать, радость (на спектре от счастья до удовлетворения до покоя), а также объединение осознавания (когда всё содержимое сознания переживается как единое целое). В книге «Мозг Будды» я предложил возможный вариант того, как выглядит нейронный субстрат этих позитивных ментальных состояний.

Схожим образом, можно с достаточной долей уверенности рассуждать о нейронных субстратах восьми джхан, и о последствиях того, как они последовательно изменяются на пути к нирване. Вот как джханы описаны у Бхиккху Бодхи:

Первая джхана сопровождается размышлениями и исследованием [иногда это переводится как сознательно направляемое и удерживаемое внимание], с восторгом и счастьем. Во второй джхане, размышления и исследование прекращаются. В третьей, уходит восторг. Четвёртая приносит равностность и ни-боль-ни-удовольствие.

На этой стадии, человек видит, что все «формы, чувства, восприятие, умственные формации и сознание… являются непостоянными… и бессамостными. Человек уводит внимание от всех этих формаций и направляет его на бессмертный элемент» (то есть нирвану), и делает это снова и снова в каждом из следующих четырёх состояний сознания.

«С полным превосхождением восприятия форм, с прекращением восприятия сенсорных столкновений», человек «входит и пребывает… в основе бесконечности пространства… в основе бесконечности сознания… в основе ничего… в основе не-восприятия-не-невосприятия»… и наконец, прекращение — нирвана.

16

Когда джханы так последовательно разворачиваются в сознании, с каждым шагом растворяются мысли, сосредоточенное внимание, удовольствие и боль, восприятие и даже невосприятие.

Сердце продолжает биться, паттерны продолжают формироваться в глубокой архитектуре нервной системы. Но в нейронном субстрате осознавания завихрения информации распадаются, вместе с нейронными паттернами, которые их представляют. Сигналы отпадают, стадия за стадией, оставляя только плодородный шум. Обусловленные и несвободные паттерны рассыпаются.

В высшей точке не остаётся ничего обусловленного. Есть только необусловленная ментальная и нейронная вероятность. Её природа — точно та же, что природа необусловленной квантовой вероятности: всегда присутствующая, бесконечно открытая, в высшей степени невыразимая.

Есть только пребывание в общей природе сознания и мира.

17

Когда завихрения информации начинают снова собираться в нейронном субстрате сознавания, есть знание и убеждённость.

Знание и убеждённость в том, что вечная основа сознания и Вселенной — открытая, плодородная и свободная. Что она не возникает и не прекращается.

Что завихрения обязательно возникают, будь то звезда, паук или печаль. Возникают — и обязательно прекращаются.

Что завихрения призывают к адекатному ответу: благоговению, заботливости, состраданию. Но не к жадности и цеплянию (и, как следствие, страданию).

Что этот поток сам по себе и есть наша настоящая основа и прибежище.

Пребывать в потоке.

Комментировать