Наши юные смешные голоса. Искусство маленьких шагов, 18

Многие говорят о том, что хотят быть счастливыми. При этом разделяют такой стереотип, что счастье — это некоторый факт жизни, некоторое качество жизни, которое или есть, или нет. Но это не так.

Счастье — это способность выполнять те небольшие действия, которые делают вас счастливыми, избегать тех действий, которые делают вас несчастными, и сознавать это.

В те моменты, когда вы делаете что-то счастливое, вы счастливы. Более того, у счастья есть накопительный эффект, и сегодня можно быть на несколько процентов счастливее, чем вчера.

Ключ здесь, как всегда, во внимательности. Чем больше вы знаете, что те или иные действия делают вас счастливыми, и чем больше вы внимательны в те моменты, когда вы их совершаете, тем счастливее вы становитесь.

Это восемнадцатая запись из серии практических заметок «Искусство маленьких шагов». Каждая заметка содержит один простой и ясный совет о том, как сделать свою жизнь немного более счастливой.

Новые выпуски этих советов появляются регулярно по пятницам.

Наши юные смешные голоса

В одном из прошлых выпусков «искусства…» я рассказывал о том, как важно выходить из-под власти мыслей и концепций, постепенно приучаясь слышать мысли просто как звуки, как последовательность звуков, возникающую и исчезающую в пространстве нашего сознания. Когда мы слышим мысли-как-звуки, у нас появляется свобода верить им, или нет; следовать им, или нет; давать им силу, или нет. Без того смысла, который мы в них вкладываем, это просто бессмысленные звуки, ничем принципиально не отличающиеся от навязчивой мелодии, которую мы случайно «зацепили», проходя мимо фруктового ларька. А в 16-м выпуске я говорил о том, что смыслы (которые мы формулируем и выражаем в словах и мыслях) не просто можно, но и нужно уметь создавать.

В первом случае мы очищаем сознание и выходим из-под власти смыслов и мыслей, во втором — учимся создавать и формулировать правильные смыслы, которыми мы можем руководствоваться в нашей сознательной, осмысленной жизни.

Настало время поговорить о третьем аспекте мыслей — о голосах, или субличностях.

Достаточно несколько минут тихо посидеть с закрытыми глазами, слушая все возникающие мысли, чтобы увидеть, как они возникают откуда-то из подсознания, из тех глубин, которые практически недоступны нашему вниманию. Чаще всего они связаны с актуальными задачами тела и личности, и являются или памятью о прошлом и обдумыванием прошлых событий, или планированием будущего, или комментарием к происходящему в теле или в самих мыслях. В любом случае, они всплывают из тумана подсознания в ответ на актуальные ситуации, с которыми мы сталкиваемся или которым придаём значение.

Иногда можно видеть, как из более глубоких слоёв всплывают мысли, никак не связанные с актуальной ситуацией. Фантазии, фразы вне контекста, обрывки песен, диалоги и монологи, которые точно не являются тем, что «я думаю». Скорее, это просто поднимающиеся на поверхность пузыри, причудливые результаты скрытых от нашего внимания процессов бессознательной обработки всей той информации, которую мы воспринимаем на протяжении жизни.

Если теперь мы начнём ещё пристальнее наблюдать за возникающими мыслями, мы увидим, что те из них, которые связаны с более сознательной обработкой актуальной информации (которые находятся ближе к «поверхности» нашего сознания), часто следуют определённым шаблонам и схемам. Другими словами, эти мысли-реакции довольно однообразны. В ответ на боль в колене, возникают вот такие мысли. Когда я вижу этого человека, возникают вот такие мысли. Когда я вижу этот брауни с пеканами, возникают вот такие мысли.

И наконец, исследуя возникающие мысли из мгновения в мгновение, от ситуации к ситуации, мы можем вдруг открыть, что в разных ситуациях активируются разные шаблоны. В одних случаях «включается» ребёнок, которому срочно нужно получить внимание, или срочно нужно получить «вот это». В других — включается рассудочный взрослый, тщательно обдумывающий свои решения. В третьих — контролёр, запрещающий «даже и думать об этом»! В четвёртых — жертва, которую «никто не любит», или у которой «ничего путного никогда не выходит».

Интересно, что включаются они последовательно, в зависимости от ситуации, от активации определённых зон мозга, от наших привычек восприятия и поведения. Как часто вы совершали какой-то импульсивный поступок, о котором позже жалели, или даже за который корили и обвиняли себя?

Конечно, ничто не мешает считать, что когда вы совершали это, и потом, когда корили себя за это, это были одни и те же вы. Однако это не совсем верно ни с точки зрения психологии, ни с точки зрения современной нейрофизиологии мозга. И это совсем не верно и с точки зрения буддизма.

Дело в том, что в случае импульсивного поведения («хочу», «злюсь», «боюсь»), поступающая информация обрабатывается в одних зонах мозга (лимбических, рептильных зонах), а в случае сознательного и спокойного отношения к этой информации — в других (префронтальной коре). То есть даже на уровне мозга одна и та же информация воспринимается и обрабатывается по-разному, и в результате — ведёт к разному поведению. Где посреди всего этого мы?

Когда я вижу этот брауни с пеканами, память о вкусе и удовольствии от этого шоколадного вкуса, чуть влажной плотной текстуры теста, тягучей янтарной карамели, пробуждает голос желания, вытесняя голос разума. В конце концов, структуры нашего мозга, которые хотят немедленного удовольствия и удовлетворения, на много миллионов лет старше тех структур, которые могут понять, что нам это вредно или в этот момент на самом деле не нужно. Как итог — я действую на основе этого импульса, не в силах противостоять голосу желания.

Когда приходит быстрое удовлетворение, голос желания засыпает, и даёт возможность вновь проснуться голосу разума. Если у этого разума есть склонности к контролю и перфекционизму, он начинает обвинять себя — нас! — в том, что он потерпел неудачу. Не смог удержать нас от соблазна. Но ирония и трагизм ситуации в том, что в тот момент, когда мы покупали этот брауни, его вообще не было. Он был выключен.

Подобные ситуации происходят сотни раз в день и в сотнях контекстов.

Как так получается, что боец Исламского государства, который безжалостно убивает заложников, и он же, вечером нежно глядящий на младенца-сына, это один и тот же человек? Или, точнее, это одна и та же личность? Как так получается, что со своими детьми вы ведёте себя как взрослый, а со своими родителями — как бунтующий подросток?

Субличности включаются последовательно, в зависимости от ситуации, от активации определённых зон мозга, от наших привычек восприятия и поведения. И звучат они разными голосами. С практикой, мы можем учиться всё лучше понимать, чей именно голос начинает звучать в каждой конкретной ситуации. И как и всегда с практикой осознанности, когда мы различаем голос и называем его, мы уже не теряем себя в этом голосе, не идентифицируемся с ним полностью, и остаёмся гибкими, свободными и ясными.

Итак, сегодняшний практический совет заключается в том, чтобы учиться различать то, как в разных ситуациях пробуждаются разные голоса. Учиться различать мысли, формулировки, фразы, настроения, эмоции и телесные состояния, присущие различным голосам. Как мыслит голос страха и что вы ощущаете в тот момент, когда он просыпается? Как мыслит жертва, и в каком состоянии вы оказываетесь? Какие мысли присущи контролёру, как чувствует себя тело во власти контролёра? О чём думает достигатор, и какие эмоции ему соответствуют?

Когда вы распознаёте тот или иной голос, можно дать ему имя, поздороваться с ним по имени. «Привет, контролёр». «Привет, жадность». Очень важно при этом не оценивать голоса и не делить их на плохие и хорошие. Чем меньше вы их оцениваете, и чем больше вы их цените, тем легче вам будет их менять при желании и необходимости. Часто бывает достаточно просто признать их и отметить, чтобы они ушли.

Признать их — это значит понять, что если они поднимаются на поверхность сознания, значит где-то в бессознательной глубине возникает ситуация, которая их формирует. Признать их и назвать — значит получить доступ к той энергии, которую они несут, и свободу использовать её себе и другим на благо.

Помните, эти маленькие шаги способны на самом деле изменить вашу жизнь к лучшему.

Будьте внимательны, и спасибо за внимание!

Заметки с полей: Whole Person Workout

Заметки с полей: тема вчерашней сессии медитаций с Шинзеном — Whole Person Workout.

Подобно тому как существует whole body workout, которая включает в себя три аспекта — кардиотренировку, силовую тренировку и растяжку, точно также есть и «тренировка всего существа», которая включает в себя проработку трёх тем:

1. Ценить
2. Превосходить
3. Улучшать

Ценить — это значит погружаться в максимально полный контакт с внутренним и внешним сенсорным содержимым каждого мгновения. Различать и соединяться с миром — физические звуки, запахи, вкусы, образы, ощущения. Различать и соединяться с собой — мысли, ментальные образы, чувства. Ценить — значит знать их ровно а) тогда, когда они возникают, б) так, как они возникают, и в) настолько полно, насколько возможно.

Превосходить — это значит соединяться с надличностными категориями: погружаться в поток живого опыта, сознавать само пространство сенсорного опыта, соединяться с ритмом расширения и сжатия, узнавать себя как Источник, и т. п. (тема большая и сложная, здесь просто перечисляю). Превосходить — значит знать себя не только ограниченной личностью.

Улучшать — это значит культивировать позитивное содержимое нашей жизни, сознательно создавать его в мыслях, образах и поведении.

«Тренировка всего существа» заключается в том, что за время медитации (вчера это было 2 раза, 1.5 часа и 1 час, Шинзен любит марафоны) мы по кругу работали с этими тремя темами, уделяя каждой 15−20 минут, выбирая на каждую тему практику по вкусу.

К примеру, в получасовом формате, более подходящем для ежедневной практики, это может выглядеть как-то так:

10 минут на одну из техник изучения сенсорных переживаний (варианты: наблюдение за дыханием, сканирование тела, слушать окружающие звуки и т. п.)
10 минут на одну из техник самопревосхождения (варианты: просто сидеть, отмечать исчезновение или поток и т. п.)
10 минут на одну из техник культивации позитивного (варианты: метта, тонглен, молитва благодарности, создание позитивных образов, визуализация божественных архетипов и т. п.)

Таким образом, в одной сессии медитации комплексно прорабатываются все аспекты созерцательной практики:

1. Всё глубже и ярче узнаём, из чего состоит наша жизнь в каждый момент (из всего, что мы воспринимаем сенсорно).
2. Изучаем, что находится за пределами всего этого, в трещинах реальности, в промежутках существования. Изучаем себя за пределами личного, человеческого, временного.
3. Учимся всё лучшее транслировать это знание обеих граней реальности в жизнь, культивируя позитивные мысли, образы, эмоции и поведение.

А через полтора часа начинается сегодняшняя восьмичасовая сессия медитации, и первая тема — Exploring experience at the atomic scale (Изучаем переживания на микроуровне).

Учиться плавать лучше в штиль. Искусство маленьких шагов, 17

Многие говорят о том, что хотят быть счастливыми. При этом разделяют такой стереотип, что счастье — это некоторый факт жизни, некоторое качество жизни, которое или есть, или нет. Но это не так.

Счастье — это способность выполнять те небольшие действия, которые делают вас счастливыми, избегать тех действий, которые делают вас несчастными, и сознавать это.

В те моменты, когда вы делаете что-то счастливое, вы счастливы. Более того, у счастья есть накопительный эффект, и сегодня можно быть на несколько процентов счастливее, чем вчера.

Ключ здесь, как всегда, во внимательности. Чем больше вы знаете, что те или иные действия делают вас счастливыми, и чем больше вы внимательны в те моменты, когда вы их совершаете, тем счастливее вы становитесь.

Это семнадцатая запись из серии практических заметок «Искусство маленьких шагов». Каждая заметка содержит один простой и ясный совет о том, как сделать свою жизнь немного более счастливой.

Новые выпуски этих советов появляются регулярно по пятницам.

Учиться плавать лучше в штиль

Наше сознание устроено забавным образом. Когда всё хорошо и «в порядке», то делать ничего не хочется потому, что всё ведь в порядке! Мотивация низкая, горизонт будущего завален, и нет никакого смысла готовиться к тому неприятному, что возможно будет в будущем. Возможно — это ведь не обязательно? Когда же всё плохо, то мы начинаем срочно что-то делать, искать способы избавления, потому что нет ведь просто никакой мочи терпеть! В общем, пока гром не грянет — мужик не перекрестится. Подход понятный, призванный сохранять энергию в обычное время, и тратить её лишь на кратковременные интенсивные рывки.

Проблемы с таким подходом две:

Во-первых, в данном случае, возможное неприятное — будет. И речь здесь не про законы Мёрфи, а про то, что люди болеют, получают эмоциональные травмы и умирают. Я точно знаю, что мне в жизни ещё множество раз будет больно и физически, и психологически, и эмоционально. И если это так, то мне хочется сохранять больше адекватности и меньше страдать в каждой следующей ситуации. Вот вопрос на миллион: можно ли проходить жизненные неурядицы или даже трагедии, оставаясь живым, чувствующим, спокойным, и даже счастливым? Можно ли чувствовать боль, не закрываясь и не дистанцируясь от своих переживаний, и продолжать жить с ясностью, красотой, мужеством, достоинством, теплом в сердце и благодарностью к жизни?

Во-вторых, если вы читали предыдущие части этой серии заметок, или интересуетесь открытиями современной нейропсихологии, то вы знаете, что любое отношение к жизни — можно рассматривать как навык. На уровне мозга, отношение к жизни, умение определённым образом воспринимать и справляться с жизненными ситуациями — это определённые паттерны (схемы) активации нейронных связей. Чем чаще повторяется определённое восприятие или реакция, тем глубже она «прошивается» на уровне нейронных связей, и тем сложнее её изменить. Наши привычки сложно менять не только потому, что это привычки на уровне поведения и мышления, но и потому, что это привычки на уровне физиологии мозга. А на изменение таких привычек требуется время.

В результате, когда мы сталкиваемся со сложными жизненными ситуациями — событиями, эмоциями — у нас нет ни времени, ни способности успеть «перепрошить» наши реакции и подготовить себя к этим событиям. Кроме того, тренировка предполагает возможность постепенно двигаться от более простого к более сложному, а в случае серьёзной физической или эмоциональной боли мы сразу сталкиваемся со сложным, не имея возможности предварительно отточить свои навыки «на кошках».

Буквально вчера мой близкий друг «не справился с управлением», и в эмоционально сложной ситуации, помноженной на психологическую усталость, потерял способность сознавать себя и адекватно оценивать происходящее. Как итог — нервный срыв, который не только никак не помог ситуации, но и причинил моему другу и окружающим вред и страдание.

Итак, сегодняшний практический совет заключается в том, чтобы не ждать неприятностей и сложных событий, а подготавливать своё сознание заранее. Проще всего это делать с помощью систематической тренировки нескольких базовых навыков, которые смогут затем помочь вам в любой ситуации.

Эти базовые навыки: концентрация, сенсорная ясность и равностность.

• Концентрация — это способность удерживать внимание на том, что важно в этот момент.

• Сенсорная ясность — это способность чётко понимать, что происходит внутри и снаружи вас; это способность слышать мысли, видеть образы и чувствовать тело.

• Равностность — это способность воспринимать всё это без удерживания или отталкивания. Принимать всё то, что возникает, именно так, как оно возникает.

Все эти навыки хорошо «прокачивать» в практике медитации сидя, но их прекрасно можно развивать и маленькими шажками, ежедневно, в гуще ваших дел.

Скажем, вы занимаетесь чем-то важным. Каждый раз, когда вы отвлекаетесь от этого процесса, замечаете это и возвращаете своё внимание обратно, вы развиваете концентрацию.

Каждый раз, когда вы делаете что-то, и вдруг понимаете, какие органы чувств участвуют в этом процессе, вы развиваете сенсорную ясность. Например, вы начинаете о чём-то думать, и вдруг понимаете, что мысли состоят из звуков и образов в вашем сознании. Или вы испытываете обиду, и вдруг понимаете, что эта эмоция состоит из мыслей в голове и физических ощущений в горле. Различая так, что к чему, вы тренируете навык сенсорной ясности.

Наконец, каждый раз, когда вы просто позволяете любым явлениям возникать и уходить без необходимости в них как-то вмешиваться, вы развиваете равностность. Например, если возникает чем-то не устраивающая вас мысль, вы не бросаетесь её выкидывать из головы, не начинаете её обдумывать (создавая другие мысли по её поводу), не раздражаетесь на неё, или на себя за неё, но просто слышите, как она возникает, звучит и пропадает. Практикуя подобное отношение к возникающим явлениям, вы тренируете навык равностности.

Развивая эти три базовых навыка в любые моменты жизни, вы формируете необходимые и достаточные условия для того, чтобы достойно встретить и красиво пройти самые эмоционально сложные жизненные ситуации.

Помните, эти маленькие шаги способны на самом деле изменить вашу жизнь к лучшему.

Будьте внимательны, и спасибо за внимание!

Вы до сих пор не пробуждены? Тогда мы идём к вам!

Вышла интересная, энергичная, честная, неоднозначная статья Анастасии Гостевой: Почему вы до сих пор не пробуждены? Потому что вы этого не хотите!. Читать — обязательно! Дальше мой комментарий.
_______

Неоднозначная эта статья потому, что всем своим содержанием и стилем призывает меня поверить в свою правоту, вовлечь в свою игру, а я не очень люблю такие игры, где думают за меня.

«Почему вы до сих пор не пробуждены? Потому что вы этого не хотите! В глубине души, там, куда вы предпочитаете не заглядывать, вас устраивает ваша непробужденность. В глубине души вы дали согласие на нее. Привыкли к ней. Вы согласились страдать — и вам ХОРОШО в этом страдании. И тогда медитация превращается в еще один способ выносить такое положение дел.»

Если в глубине души меня всё устраивает, то в чём вообще тогда вопрос? И почему мне рассказывают и объясняют, что я куда-то не заглядываю, что я чего-то не хочу, что я к чему-то привык? Да, действительно, бывают ситуации, в которых медитация используется как компенсация и механизм избегания, но зачем меня убеждают верить во что-то про меня самого, что на самом деле может быть совершенно другим?

Конечно, работа по исследованию, растворению и трансформации своих омрачений — это важнейшая и очень ценная работа, и да, это увеличивает вероятность пробуждения, но это совершенно бессмысленно использовать как очередной достигаторский проект. И тем более, я не уверен в правомерности «играть» на достигаторских струнах определенных внутренних голосов.

Кроме того, лично мне не очень ясна цель «окончательного пробуждения». Да, сейчас я пробуждаюсь больше, чем раньше.

Да, сейчас это происходит десятки раз в день, и намного глубже, чем раньше. Но «окончательное пробуждение» и «окончательная реализация» — тут или нужно очень точно определять, что имеется в виду, или это снова игра в слова, бессмысленно заставляющая моего внутреннего достигатора страдать от того, что я всё ещё не там, ещё не достиг цели. Ирония ещё и в том, что как совершенно верно (в моём понимании) написано в статье, пробуждение — это начало. И тот же Адьяшанти, упоминаемый в статье, и Шинзен Янг одинаково говорят, что никакой «окончательной» реализации пока что не видели, что есть лишь бесконечно продолжающееся погружение в реальность.

А если это так, то я выбираю хотеть пробуждения ровно настолько, насколько я чувствую его отсутствие, и ни граммом больше. Насколько страдаю, настолько хочу избавиться от страдания.

Ощущение от статьи: нужно очень сильно страдать, чтобы так хотеть избавиться от страданий и желать окончательного пробуждения! Я от всего сердца желаю Насте избавления от страданий. Также я желаю избавления от страданий и всем тем моим частям, которые иногда этого хотят.

Да, «внутри меня есть части, которые совершенно не хотят никакого пробуждения! Они вцепились в свое страдание мертвой хваткой и не готовы его отпускать» — но, с другой стороны, внутри меня есть части, которые всегда пробуждены, а есть и такие, которым это не нужно просто потому, что они вообще не про это (им пробуждение нужно так же, как щуке зонтик).

В общем, писать тут можно долго. Статья хорошая потому, что побуждает задавать вопросы, задуматься, оглядеться. Статья плохая потому, что делает всё это в императивной форме, подсовывая читателю и вопросы, и ответы.
Замечательная статья, читайте обязательно! И пусть приведённые в ней техники, советы и подсказки пойдут нам всем на благо!

P. S. На что я среагировал: тут интересная тонкая штука. Задача Мастера — выбить ученика из отождествления с любыми частями я, любыми субличностями. Мастер видит, что ученик хорошо движется, и как истинный трикстер, делает проверку: «ну как, ты окончательно пробуждена?». Вопрос абсурдный, но он повергает ученика в недельную руминацию, поскольку ученик вдруг жёстко отождествляется с достигающим. Мастер умело вскрывает старые зацепки. «Правильным» ответом на такой вопрос мастера был бы какой-нибудь дзэнский выкрик или действие smile emoticon, А так, вместо того, чтобы на месте распознать это отождествление и освободиться, ученик не просто не делает этого, но передаёт этот вопрос дальше: «почему вы ещё окончательно не пробудились?» Вопрос, предназначенный конкретному ученику в конкретной ситцации для разотождествления, теперь становится универсальным вопросом, подталкивающим к большему отождествлению. Вот где юмор!

Дэвид Юм, «Трактат о человеческой природе»

Когда я самым интимным образом вникаю в нечто, именуемое мной своим я, я всегда наталкиваюсь на то или иное единичное восприятие тепла или холода, света или тени, любви или ненависти, страдания или наслаждения. Я никак не могу уловить свое я как нечто существующее помимо восприятий, и никак не могу подметить ничего, кроме какого-либо восприятия.

Я решаюсь утверждать…, что [люди] суть не что иное, как связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении, в постоянном движении. Наши глаза не могут повернуться в глазницах без того, чтобы не изменились наши восприятия. Наша мысль еще более изменчива, чем зрение, а все остальные наши чувства и способности вносят свою долю в эти изменения, и нет такой душевной силы, которая оставалась бы неизменно тождественной, разве только на одно мгновение.

Но что же вызывает в нас такую сильную склонность приписывать тождество этим сменяющим друг друга восприятиям и предполагать, что мы обладаем неизменным и непрерывным существованием в течение всей своей жизни?
С целью устранить перерыв мы воображаем непрерывное существование наших чувственных восприятий, а для того, чтобы скрыть изменения, прибегаем к идее души, я и субстанции.

Создавайте свой смысл. Искусство маленьких шагов, 16

Многие говорят о том, что хотят быть счастливыми. При этом разделяют такой стереотип, что счастье — это некоторый факт жизни, некоторое качество жизни, которое или есть, или нет. Но это не так.

Счастье — это способность выполнять те небольшие действия, которые делают вас счастливыми, избегать тех действий, которые делают вас несчастными, и сознавать это.

В те моменты, когда вы делаете что-то счастливое, вы счастливы. Более того, у счастья есть накопительный эффект, и сегодня можно быть на несколько процентов счастливее, чем вчера.

Ключ здесь, как всегда, во внимательности. Чем больше вы знаете, что те или иные действия делают вас счастливыми, и чем больше вы внимательны в те моменты, когда вы их совершаете, тем счастливее вы становитесь.

Это шестнадцатая запись из серии практических заметок «Искусство маленьких шагов». Каждая заметка содержит один простой и ясный совет о том, как сделать свою жизнь немного более счастливой.

Новые выпуски этих советов появляются регулярно по пятницам.

Создавайте свой смысл

В прошлом выпуске зашла речь о том, что негативные эмоции — это не обязательно плохо, что их смысл не в том, чтобы заставлять нас страдать. Что мы можем сознательно наделить негативные эмоции и события совершенно другими смыслами, способствующими гораздо более качественной и цветущей жизни.

А может ли быть смысл у всей жизни в целом? У нашей практики? У нашего стремления быть внимательными, сознательными и осознанными? И способен ли этот смысл преобразить нашу жизнь, делая её уникальной, наполненной и процветающей?

Я убеждён в том, что может и способен. Что смысл жизни, о котором так много говорят, и которому столь немного следуют, включает в себя всю нашу жизнь целиком и без остатка, и именно в этом — его сила и ценность. Я убеждён, что жизнь становится намного полнее и здоровее, когда все локальные смыслы — зачем я сейчас говорю это, зачем общаюсь с этим человеком, зачем смотрю/иду/участвую/ем/пишу и так далее — подчиняются тому самому, большому и главному смыслу.

И этот смысл находится не «где-то там», не в высказываниях мудрых людей; он есть прямо сейчас в вашем сознании — или подсознании. Если вы из тех, кто говорят, что ищут себя, или задаются вопросом о смысле жизни: знайте, что вы можете «найти» и «ответить» буквально за несколько минут. В самом худшем случае — за несколько десятков. А что дальше?

Ирония в том, что найти смысл жизни крайне легко, однако многие «ищущие» предпочитают поддерживать видимость бурного поиска, ведь такой поиск надёжно защищает любого ищущего от необходимости что-то делать с обретённым смыслом. Если смысл найти, то нужно ведь его воплощать в жизни, и вот это уже совсем не такое простое дело.
Если вы действительно хотите найти, а не искать, то вам понадобится лишь ручка, бумага и 10−15 минут свободного времени. Можно поставить таймер на 15 минут и начать писать всё, что приходит в голову, на следующие вопросы:

    • Что я считаю самым важным в жизни?
    • Что я считаю самым важным в своей жизни?
    • Что я считаю самым важным в жизни для себя?

Можно написать по одному предложению, можно по целому абзацу или странице; главное — писать всё, что приходит в голову, особо не обдумывая и не цензурируя. Если завтра вы прочтёте это и вам не понравится результат — корректируйте, пишите снова, что и чем вам не понравилось в предыдущем ответе, и что вы на самом деле-таки считаете самым важным в жизни.

Написали? Продолжаем!

    • Как это самое важное проявляется в моей жизни? За счёт чего я знаю, что оно есть в моей жизни? В какие моменты оно проявляется? Много ли его?

    • Что в эти моменты зависит от меня? Как я могу этого «самого важного» больше делать, или больше чувствовать, или больше замечать?

    • Как поменяется моё восприятие жизни, если этого «самого важного» в моей жизни станет больше, или она станет более им насыщена?

Ну и наконец:

    • Что конкретно я могу сделать прямо сейчас/уже сегодня, чтобы воплощать самое важное в моей жизни?

Если вы выполнили эту письменную практику, то у вас получился не только ответ на вопрос о смысле жизни, но и конкретные выводы о том, что теперь с этим ответом дальше делать. Конечно, этот ответ может измениться уже завтра, и не нужно считать, что вы нашли смысл жизни раз и навсегда. Но вы нашли его прямо сейчас, сформулировали именно таким, каким он «сидит» в вас прямо сейчас. И чем больше ваша жизнь в этот момент соответствует этому смыслу, тем вы счастливее. Из этого следуют два вывода:

Во-первых, очень важно периодически перепроверять и переформулировать свои смыслы, или обнаруживая, что они изменились (замечательно!), или обнаруживая, что они остались прежними (тоже прекрасно!). Только так вы сможете лучше понимать себя, своё место в жизни и то, как вы хотите жить.

Во-вторых, очень важно периодически проверять, соответствует ли ваша жизнь — ваши действия, слова, мысли, отношения, работа — вашим смыслам. И если ваши действия, слова и мысли вашим смыслам не соответствуют, то их необходимо менять. Кого «их» — решать вам, но чем больше зазор, чем больше несоответствие, тем меньше вероятность обрести счастье и мир с самим собой.

Итак, сегодняшний практический совет заключается в том, чтобы прямо сейчас

    • Найти смысл своей жизни — возможно, не окончательный; скорее всего, не окончательный — но актуальный именно для этого момента и ситуации,

    • Проверить, насколько ваши действия, насколько ваша жизнь соответствует этому смыслу;

    • Сформулировать то, что вы можете сделать уже сейчас, чтобы это соответствие стало больше;

    • Делать это, обнаруживая, что будет происходить с жизнью и вами по мере вашего сближения :)

Конечно, в этом есть и опасность: чем лучше вы понимаете ваши текущие смыслы жизни, тем сложнее и больнее вам будет увиливать от их реализации. С другой стороны, когда вы подчиняете свою жизнь служению своим искренним смыслам, оставляя за собой право в любой момент их переформулировать, то вы никогда больше не потеряете ощущение наполненности, ясности и осмысленности всего того, что вы делаете и ощущаете.

Помните, эти маленькие шаги способны на самом деле изменить вашу жизнь к лучшему.

Будьте внимательны, и спасибо за внимание!

Комментарий: Тело начинает дёргаться

Вопрос:

Я некоторое время назад начал медитировать. Просто созерцаю все, что приходит и стараюсь принимать. И при этом наблюдая за телом и дыханием. Но минут через 30 такой практики начинает реагировать тело, подергиваться. Что это и как с этим работать?
_______

Комментарий:

Тело дёргается, скорее всего, как при расслаблении, отпускании напряжений. Это логично, поскольку мы обычно живём в мышечном тонусе, в напряжении, а в медитации мы культивируем покой.

Ничего страшного в этом нет, это пройдёт, когда научитесь быстрее расслаблять тело.

Можно вначале каждой практики уделить этому немного внимания, и просканировать тело сверху вниз на предмет любых напряжений (в глазах, губах, челюстях, плечах, животе, промежности, ягодицах, ногах), и расслабить, отпустить их.

Также и во время фокуса на теле и дыхании, можно сознательно отлавливать напряжения и отпускать их, например, с каждым выдохом, который сам по себе есть расслабление.

Другой вариант, это когда по мере прогресса в практике выходят, высвобождаются глубинные эмоциональные блоки и зажимы. Эти глубинные отпечатки нашего опыта формируются всю жизнь, начиная от перинатальных стадий (или даже с прошлых жизней, для тех, кто верит), и откладываются на уровне тела. Скажем, в 8 лет у вас в теле и сознании отпечаталось какое-то сложное, травмирующее событие, а сейчас вам 30. Это событие оказывается, подобно кольцам дерева, где-то в середине структуры вашего существа. В процессе медитации всё наше существо становится более текучим, пластичным и мягким, и такие биографические отпечатки начинают всплывать на поверхность. Это может выходить как эмоции, образы и мысли, а может — в виде телесных реакций.
_________

Вопрос:

И еще, через некоторое время такой практики, появляется принятие и некоторая осознанность в эмоциях. Но как только перестаю практиковать на пару недель, то все возвращается вновь, нетерпимость, несдержанность. Так выход только бесконечно практиковать?

____________

Комментарий:

Принятие и осознанность в эмоциях это хороший результат практики (если это правильное принятие, а не «я теперь буду терпеть в те моменты, когда неприятно»).

Тут два ответа.

Во-первых, конечно, если вы практикуете относительно недавно, то временные неудачи и откаты не нужно воспринимать как «теперь это навсегда». Как и всё остальное, этому тоже нужно учиться довольно долго. И даже посложнее, чем иным вещам, ведь эмоции — это очень реактивная штука, глубоко прошитая в нас и генами, и характером, и всей всей нашей личной историей от рождения и до того момента, как мы начали (совсем недавно) этим сознательно заниматься.

Во-вторых, фраза «бесконечно практиковать» имеет свой смысл. Медитация никак не отделена от жизни. На определенной стадии практики вся жизнь становится медитацией, жизнь происходит внутри медитации, а не медитация — внутри жизни по 20 минут в день.

Кривое зеркало негативных эмоций. Искусство маленьких шагов, 15

Многие говорят о том, что хотят быть счастливыми. При этом разделяют такой стереотип, что счастье — это некоторый факт жизни, некоторое качество жизни, которое или есть, или нет. Но это не так.

Счастье — это способность выполнять те небольшие действия, которые делают вас счастливыми, избегать тех действий, которые делают вас несчастными, и сознавать это.

В те моменты, когда вы делаете что-то счастливое, вы счастливы. Более того, у счастья есть накопительный эффект, и сегодня можно быть на несколько процентов счастливее, чем вчера.

Ключ здесь, как всегда, во внимательности. Чем больше вы знаете, что те или иные действия делают вас счастливыми, и чем больше вы внимательны в те моменты, когда вы их совершаете, тем счастливее вы становитесь.

Это пятнадцатая запись из серии практических заметок «Искусство маленьких шагов». Каждая заметка содержит один простой и ясный совет о том, как сделать свою жизнь немного более счастливой.

Новые выпуски этих советов появляются регулярно по пятницам.

Кривое зеркало негативных эмоций

В прошлом выпуске я упомянул, что хотя мы часто воспринимаем негативные эмоции как что-то нежелательное и негативное (сюрприз!), они совершенно не обязательно являются такими на самом деле. Или, если обойтись без предположений о том, каким что является «на самом деле», как минимум, их совершенно не обязательно так воспринимать — ведь сами по себе они не являются негативными, они — просто эмоции. Впрочем, большинству из нас не очень понятно, что такое «просто эмоция», без моего к ней отношения. Конечно, я не хочу чувствовать беспокойство, страх, дискомфорт, напряжение и боль! Конечно, это всё негативные явления, количество которых в жизни хочется по возможности минимизировать! Ирония жизни, однако, заключается в том, что чем более «негативными» мы эти явления воспринимаем, чем больше стараемся предотвратить их возникновение, тем больше влияния они оказывают на нашу жизнь, и тем сложнее оказывается от них по-настоящему избавиться. И наоборот, другое — более корректное — отношение к этим эмоциям не только позволит им быть более гибкими, приходить более адекватно и своевременно, а уходить быстрее, не превращаясь в «заевшую» пластинку, но и делать свою работу — то, для чего они изначально появляются — гораздо более качественным образом.

Например, в прошлой записи я написал о том, что усталость — это сигнал к тому, что настало время отдохнуть и перезагрузиться. Да, это именно настолько просто. Негативные эмоции — это такие же сигналы, которые можно учиться распознавать до того, как возникают наши привычные реакции подавления и избегания: боль — это больно, неприятно, и значит боль — это плохо. Я не хочу чувствовать боль. Снова пришла эта проклятая боль! Но боль, помимо того, что она вызывает дискомфортные ощущения, это сигнал организма о том, что что-то не в порядке. Она сама по себе не «плохая», она просто появляется тогда, когда организм хочет нам что-то сообщить.

Если мы становимся способны разделять саму боль, и наше восприятие этой боли как плохой, происходят три удивительных вещи:

Во-первых, сама боль становится гораздо менее неприятной, поскольку уходит эмоциональное сопротивление тому, какая она плохая и нежеланная.

Во-вторых, высвобождается гораздо больше ресурсов на то, чтобы что-то предпринять. Мы больше не сопротивляемся боли, и вместо этого можем направить всё внимание на то, чтобы справиться с причиной боли и болезни. Сопротивляться боли настолько же абсурдно, насколько абсурдно начинать сражаться с красным сигналом светофора вместо того, чтобы просто дождаться зелёного и перейти дорогу.

И в-третьих, если мы усердно сопротивляемся красному сигналу светофора, то попросту не замечаем того момента, когда уже наступил зелёный и оказывается пора идти. Если мы вовлекаемся в сопротивление боли, то перестаём помнить о том, с чем мы на самом деле сражаемся, и в результате, вероятно, тратим свои ресурсы не самым адекватным образом.

Ровно таким же образом мы можем начать воспринимать и различать и всё остальное. Боль — это физические ощущения, а что насчёт мыслей?

Недавно участница одного из тренингов написала мне, что боится обращать внимание на свои мысли. Её маме скоро должны делать операцию, и она гонит от себя плохие мысли, не даёт им возникать, и боится тех моментов, когда они возникают сами по себе. Но ведь нет никаких оснований воспринимать страшные мысли как нечто плохое! Мысль — это просто сигнал, сформулированный так, как получилось. И этот сигнал выражает следующую идею: «Мне не всё равно, что случится на операции. Я беспокоюсь по поводу того, как она пройдёт, потому что мне не безразлично. Я люблю свою маму».

Что делает эту мысль «плохой» и страшной? Только наше восприятие этой мысли, только наши вторичные мысли по этому поводу. Помимо прочего, большую роль в этом играет наше магическое мышление: если во время операции что-то пойдёт не так, то это потому, что я думал плохие мысли; если я думаю о плохом исходе ситуации, то могу этим повлиять на её негативный исход. Возможно, в этом есть своя правда, не знаю. Но я знаю совершенно точно, что сами подобные мысли не являются плохими; таковыми их делает лишь наше к ним отношение. В такие моменты, подобно работе с болью, следует стараться различать сами эти мысли, и наше отношение к ним. Каждый раз, когда приходит страшная мысль о возможном негативном исходе ситуации, я могу воспринимать это как знак, что мне не всё равно.

Таким образом, уходит вторичная эмоциональная реакция на мысли (страх, сопротивление, дискомфорт, беспокойство, осуждение), и появляется возможность воспринять мысль как что-то иное, вовсе не обязательно негативное. Как обычно с «Искусством маленьких шагов», всё дело в том, чем я наполняю этот момент своей жизни — чем-то негативным, страшным, неприятным, и своей вторичной эмоциональной реакцией на это негативное и неприятное, или чем-то позитивным (чем, возможно, это на самом деле и является)? Первое отнимает у меня ресурсы и энергию к жизни, второе — наполняет и мотивирует.

То же самое относится и моим воспоминаниям о поступках в прошлом. Скажем, вы совершили что-то, о чём сожалеете или что осуждаете. Как окрашивает вашу жизнь ваше нынешнее отношение к этому прошлому поступку? Какая эмоциональная реакция ему соответствует? Могу ли я использовать память о таком поступке (когда эти воспоминания приходят) как сигнал о том, что я не хочу так больше поступать в будущем, как мотиватор к поведению? Или же в те моменты, когда на поверхность сознания всплывают такие воспоминания, они вызывают эмоциональные реакции стыда, сожаления, страха, беспокойства, которые утягивают нас на дно?

Итак, сегодняшний практический совет заключается в том, чтобы учиться разделять мысли, ощущения и эмоции, и наше восприятие этих мыслей, ощущений и эмоций. Учиться видеть, что сами по себе мысли и чувства, состояния и ощущения не являются ни плохими, ни хорошими, что их не нужно бояться или им сопротивляться. Учиться различать, что от нашего восприятия напрямую зависит, чем оказываются «негативные» мысли, эмоции и ощущения — тем, что мешает, что отравляет жизнь, вызывая страх, беспокойство и сопротивление, или тем, что способствует, что помогает нашей жизни стать более спокойной, позитивной и наполненной. И кто там знает, как всё обстоит «на самом деле».

Помните, эти маленькие шаги способны на самом деле изменить вашу жизнь к лучшему.

Будьте внимательны, и спасибо за внимание!

Слушать ритм времени. Искусство маленьких шагов, 14

Многие говорят о том, что хотят быть счастливыми. При этом разделяют такой стереотип, что счастье — это некоторый факт жизни, некоторое качество жизни, которое или есть, или нет. Но это не так.

Счастье — это способность выполнять те небольшие действия, которые делают вас счастливыми, избегать тех действий, которые делают вас несчастными, и сознавать это.

В те моменты, когда вы делаете что-то счастливое, вы счастливы. Более того, у счастья есть накопительный эффект, и сегодня можно быть на несколько процентов счастливее, чем вчера.

Ключ здесь, как всегда, во внимательности. Чем больше вы знаете, что те или иные действия делают вас счастливыми, и чем больше вы внимательны в те моменты, когда вы их совершаете, тем счастливее вы становитесь.

Это четырнадцатая запись из серии практических заметок «Искусство маленьких шагов». Каждая заметка содержит один простой и ясный совет о том, как сделать свою жизнь немного более счастливой.

Новые выпуски этих советов появляются регулярно по пятницам.

Слушать ритм времени

Жизнь течёт и неумолимо приближает каждого из нас к своему финалу. Предположительно — через несколько (десятков) лет, но, возможно, и завтра, и даже уже сегодня. Естественное желание при этом, во-первых, не потерять ни минуты, и прожить максимально осмысленную и удовлетворяющую нас жизнь (какими бы смыслами мы её не наполняли), и во-вторых, принять и помириться с самим абсурдным фактом её конечности. Но как часто в потоке дел мы вспоминаем об их смысле? Что мы делаем, чтобы принять смерть и помириться с ней? Как правило, откладываем всё это на потом, баррикадируя доступ к этим вопросам и оправдывая нежелание разбираться с ними или бесконечной занятостью, или простым сопротивлением — «Не хочу!».

Но если быть достаточно внимательными, то можно увидеть, как наше глубинное желание разобраться с этими вопросами иногда выходит на поверхность, приглашает к исследованию, к совместному танцу.

Например, иногда я ловлю себя на том, что день оказывается «запакован» различными делами, через которые я двигаюсь, выполняю их, но при этом не чувствую, что делаю что-то важное и осмысленное. Когда это просто множество дел, которые нужно сделать: долгая очередь в банке или на почте, или поездка в ремонтную мастерскую, если что-то случилось с ноутбуком или телефоном, или визит к врачу. Когда эти дела невозможно не делать, и к вечеру чувствуешь себя не столько уставшим, сколько с ощущением «потерянного» дня.

А иногда это случается и с делами, которые я считаю очень важными: когда взял на себя много работы, семинаров и индивидуальных занятий, и их плотный поток в течение дня вызывает утомление без удовлетворённости.

Наконец, иногда день вообще складывается не так, как планировалось: вместо проведения семинара нужно пойти с любимой девушкой в магазин и выбрать краску для стен; вместо написания текста, который давно обещал выложить, нужно подобрать фотографии для дня рождения родителей. И на поверхностном уровне это может ощущаться как напряжение, как что-то, что противоречит моему желанию в этот момент; как что-то, что выбивает из осмысленного ритма жизни.

Неудовлетворённость, усталость, напряжение и раздражение в таких случаях — наши друзья и помощники, зовущие к исследованию ведущих нас смыслов и ценностей, приглашающие к знакомству и примирению с временем.

Для этого, время нужно научиться чувствовать. Сознавать поток изменений, иногда тихий и тонкий, словно ручеёк, иногда мощный и громогласный, словно горная стремнина. Нужно научиться быть с этим потоком, не пытаясь от него убежать — куда убежишь от него?

Можно провести небольшой эксперимент. Сядьте с прямой спиной и мягко прикройте глаза. Поставьте таймер на 5 или 10 минут, и просто сидите. У вас нет другой задачи, просто сидите…
Нет никакой задачи, просто сидим…

Как скоро вы начнёте думать о том, что будете делать после этого? Как скоро вы захотите вскочить и начать что-то делать?

Невозможно научиться осознанному действию, если прежде всякого действия мы не умеем просто быть. Если _вместе_ со всяким действием мы не умеем просто быть. Спокойно и внимательно присутствовать в происходящем.

Самый простой способ почувствовать это — делать перерывы в течение дня, делать перерывы в потоке дел, и слушать время. Просто быть. Просто сидеть. Несколько минут просто присутствовать в потоке изменений — вокруг вас возникают и исчезают звуки, меняется картинка перед глазами… Внутри вас возникают и исчезают образы и мысли, очередной выдох сменяет очередной вдох…

На несколько минут, просто сидите. Один, два, пять раз в день.

И подобно тому как усталость, неудовлетворённость и напряжение приглашали вас к таким мгновениям тишины и покоя, так и эти мгновения тишины и покоя будут теперь уже приглашать ваши глубинные смыслы и ценности явить себя вам, предстать перед вами.

И чем тише и восприимчивей вы будете в такие моменты, тем более явно и ясно ваши глубинные смыслы и ценности начнут звучать в вашей жизни, заявлять о себе, требовать воплощения во всём, что вы делаете.

Итак, сегодняшний практический совет заключается в том, чтобы делать небольшие перерывы в течение дня, и ничего не делать во время этих перерывов — лишь чувствовать время в потоке изменения звуков, ощущений, визуальных картин и мыслеобразов.

Помните, эти маленькие шаги способны на самом деле изменить вашу жизнь к лучшему.

Будьте внимательны, и спасибо за внимание!