О безоценочном восприятии

Многие преподаватели практики осознанности, вслед за Джоном Кабат-Зинном, одним из её популяризаторов на Западе, часто формулируют осознанность как «безоценочное восприятие». Например:

«Безоценочная осведомленность, возникающая при направлении внимания на текущий момент.»

К сожалению, при этом происходит некоторая терминологическая путаница. Да, разумеется, практика осознанности связана с полнотой присутствия во всём, что происходит в настоящем мгновении, но это не безоценочное восприятие!

С точностью до наоборот, это практика внимательного отношения ко всему происходящему.

Что значит — быть внимательным к телу? Безоценочно к нему относиться?

Что значит — быть внимательным к мыслям и эмоциям? Относиться к ним безоценочно?

Что значит — быть внимательным к отношениям и тому, как мы общаемся с людьми? Делать это безоценочно?

Пожалуйста, будьте внимательны по отношению ко всему, что происходит вокруг вас и внутри, в объективной ситуации, в теле, в уме, в мыслях и эмоциях.

Внимательно относитесь к себе и к окружающим, к тому, что вы делаете, чувствуете, говорите и думаете. В этом — практика осознанности.

Безусловно, внимательному действию и отношению предшествует адекватное восприятие («правильное восприятие»), которое сознаёт не только само явление, но и наше к нему оценочное отношение. Другими словами, нужно быть внимательным не только к своему восприятию, но и к его оценочности. Различающая мудрость невозможна без оценочного восприятия!

Замечательного нам всем, наполненного смыслом, спокойного, счастливого дня, проведённого в открытости, сердечности и ясности!

Подкаст «Радио-осознанность», Выпуск 5: О секулярном буддизме, часть первая

«Радио-Осознанность: Дорожный подкаст для тех, кто в пути»

Пятый подкаст нашего совместного проекта с моим коллегой и товарищем Валерием Веряскиным, которого многие из вас знают как «Будда в городе».

Выпуск 005. О секулярном буддизме, часть первая

После долгого перерыва, в этом подкасте мы с Валерой вновь разговариваем о «нашем» буддизме. Точнее, мы хотели изначально поговорить о нашем понимании буддизма, но в результате весь час исследовали то, что такое секулярный буддизм, и в чем его особенности и отличия от движения осознанности (mindfulness).

Учитывая то, что в русскоязычном пространстве про секулярный, или нерелигиозный, буддизм никто особо не знает, а мы с Валерой причисляем себя именно к этим, к секулярным, то нам было интересно это обсудить.

Мы подняли много любопытных вопросов, среди которых:

  • Консервативные и прогрессивные течения в культуре, и как их балансировать;
  • Сложности отделения сути практики от её культурного оформления;
  • Важность традиции и учителя;
  • Самонадеянность современного индивидуализма;

И многое другое.

В каждом подкасте есть аудио-медитации от ведущих, и этот подкаст не стал исключением.

Надеемся, этот диалог будет интересен и вам.

Вы можете также скачать этот подкаст в mp3 здесь.

Слушайте и практикуйте на здоровье,

Спасибо за внимание!

А здесь можно послушать все предыдущие выпуски подкаста, если вы их по какой-то причине пропустили.

P. S. Мы будем рады, если вы послушаете и поддержите нас лайками и репостами, а также оставите свой комментарий — нам важно понимать, нужно ли это кому-нибудь, полезно, интересно? И что мы можем улучшить, чтобы стало ещё лучше?

Отчёт о ретрите в Закарпатье

(галерею можно листать в стороны)

Закончился очередной ретрит по практикам базовой осознанности, на этот раз — в совершенно волшебных местах Закарпатья. 14 участников, 6 полных дней практики, 4 дня молчания.

Ретрит нечасто оказывается временем расслабленного отдыха, хотя в этот раз мы достаточно гуляли по горам, собирали чернику, слушали колокольца коров и созерцали закаты. Чаще это время интенсивной работы, и как правило — именно за этим люди и едут на ретрит, чтобы за отведенный срок как можно лучше познакомиться со своим телом и умом, как можно лучше изучить принципы их работы.

Зачем для этого нужен именно такой специфический формат?

В обычной жизни у нас множество отвлечений и параллельных дел, и мы редко когда имеем возможность заняться телом и умом самими по себе.

Сторонники воплощенного подхода (эмбодимент) могут здесь возразить мне, что мы по определению проявляемся через тело-ум всегда в контексте жизненных ситуаций — и я с этим полностью согласен. Однако для изучения их функционирования нужны определенные навыки внимательности, и гораздо проще развивать эти навыки в максимально способствующих этому условиях.

Такими условиями прежде всего являются спокойный ум, однонаправленный фокус внимания и открытое присутствие в происходящем.

Внешнее молчание, плотный график практики, два полноценных занятия йогой в день для раскрытия тела, а также конкретные инструменты для наблюдения механизмов работы ума — всё это необходимо для того, чтобы мы могли успокоиться, раскрыться, прочистить сенсорные каналы восприятия, и начать видеть «четыре благородные истины» в действии:

Если где-то и есть проблема, то она не во внешней ситуации, а в наших привычках, тенденциях ума, шаблонах восприятия, мышления и поведения. Эти тенденции и шаблоны возникают неслучайно; они — следствие нашего неосознанного, бессознательного отношения к жизни.

Систематической тренировкой позитивных качеств ума возможно эту ситуацию поменять. Это сделает нас свободнее, счастливее и спокойнее, а нашу жизнь — более наполненной и осмысленной. Это проверено миллионами людей за последние несколько тысяч лет, и подтверждается современными исследованиями. Для этого даже не обязательно вступать в секту!

Благодаря такой систематической тренировке позитивных качеств ума мы меняем поведение и мышление — то есть привычки тела и ума; меняем то, как тело-ум воплощается в каждой новой ситуации.

Ключевое условие для этого — научиться направлять внимание туда, куда требуется, несмотря на любые отвлечения, чтобы осознать то, что там происходит.

Поэтому на внешнем уровне, уровне упражнений, в благословенном Закарпатье мы в основном занимались тем, что всё время или направляли внимание в те или иные сенсорные каналы — в визуальное пространство, в ощущения, звуки, вкусы и запахи, в пространство мыслей и образов, состояний и намерений, желаний и восприятий, — или полностью отпускали всякие намерения и учились просто быть, прежде всякого действия или восприятия.

На внутреннем уровне, уровне состояний, у многих участников случился эмоциональный «расколбас», и сколько бы я каждый день не предупреждал о том, что это нормально и естественно, и что это бывает почти у каждого первого, некоторым этот процесс дался довольно тяжело.

Всё дело в том, что как только мы перестаём забивать свою «оперативную память» множеством параллельных процессов, успокаиваемся и затихаем, то все эмоциональные и психологические зажимы начинают размягчаться и плавиться, подниматься на поверхность. Как тело компенсирует, скажем, перекосы в тазу обратными перекосами в плечах (все мы отклоняемся в другой бок, когда несём тяжелые сумки), психика компенсирует одни психологические «зажимы» — другими, тщательно маскируя все возникающие «перекосы».

Когда начинаешь слушать тело, успокаиваться, замедляться и сосредотачиваться, вся штукатурка начинает осыпаться и открывается реальное положение дел. На которое психика реагирует известным ей образом — эмоциональным сопротивлением. Это может проявляться как радость, гнев, печаль, подавленность, сомнение, спокойствие, эйфория, раздражение, усталость… Часто — комбинации из всего этого. Часто — маятник, когда состояния полярно меняются (депрессия ←→ эйфория, «что я здесь делаю?» ←→ «всё ясно, как божий день», и так далее).

Всё это предоставляет прекрасное поле для работы, и с грамотным инструктором возможно пройти через эти состояния качественно и результативно, подобно удачливому золотоискателю вынося с собой из них слитки инсайтов, пониманий и реализаций.

Благодаря этому ретриту я и правда стал более грамотным инструктором — он оказался непростым и обучающим. Ни на одном ретрите я столько не общался с участниками лично. Мало где требовалось находить настолько точные слова, уметь слышать, уметь обращаться прямо к сердцу, прямо к сути. Только в середине процесса я узнал, что несколько человек на ретрите были беженцами из Луганска, мама ещё одного участника и по сей день там, а у ещё одного участника случилось недавнее семейное горе. Всё это создавало довольно тонкий и очень чувствительный фон для всего, чем мы занимались.

Очень рад, что формат нашего погружения был не очень жестким, что вкупе с потрясающе красивой природой Закарпатья создало мягкий противовес происходящим эмоциональным «качелям». Я чувствую, что смог справиться с задачей, смог в каждом случае выслушать и найти именно те слова, которые выравнивали участников и давали им пространство большего покоя и ясности.

Для меня этот ретрит был именно про это. Про точность, покой и ясность. Именно таким я старался быть для участников — точным, спокойным и ясным — и именно этому и обучал, предлагая простые и конкретные инструменты. Надеюсь, участники смогут воспользоваться этими инструментами и полученными знаниями (прежде всего, знанием самих себя) за пределами ретрита, в обычной жизни. Сейчас всем это очень нужно!

Три задачи человеческой жизни

Мне очень нравится то, как мой учитель формулирует многогранность человеческого счастья. Сиддхартха Гаутама когда-то говорил, что путь к всестороннему счастью — это Восьмеричный облагораживающий путь, который состоит из мудрой, этичной, осознанной жизни. Шинзен Янг перефразирует это, на мой взгляд, весьма интересным образом. Он говорит, что у человека три задачи:

• Ценить себя и жизнь,
• Улучшать себя и жизнь,
• Превосходить себя и жизнь.

Ценить

Ценить себя и жизнь на созерцательном уровне значит сознавать всё, что происходит во всех органах чувств в каждый момент жизни. Мне дана эта жизнь прямо сейчас, во всей её полноте, и если я отсутствую в ней, если я не чувствую тело, не чувствую запахи и вкусы, не слышу и не вижу происходящее вокруг, не обращаю внимание на то, какие мысли и состояния крутятся во мне, то как я вообще могу заявлять, что живу? Жить — значит присутствовать во всём этом настолько полно, насколько возможно. Что вы чувствуете, слышите, видите, ощущаете прямо сейчас? О чём думаете? Вот что значит ценить себя и жизнь на созерцательном, сенсорном уровне.

Ценить себя и жизнь на психологическом уровне значит быть благодарным и позитивным, значит любить себя и окружающих, быть добрым другом — себе и миру. Испытывать благодарность за всё, что есть, за все возможности чувствовать и делать, переживать и творить, делиться и общаться. Транслировать всё это в мир, не удерживать. Видеть больше позитивного, укореняться в этом позитивном. Ценить эту драгоценную возможность, в каких бы условиях вы ни находились.

Улучшать

Улучшать себя — значит постоянно совершенствовать свои мысли, речь и поступки; всё то, что мы можем делать сознательно. Это буддийское понимание кармы, это четыре правильных усилия. Способствовать возникновению благого, усиливать имеющееся благо, препятствовать возникновению неблагого, уменьшать имеющееся неблагое. Как мы можем это делать? Через сознательные, намеренные мысли, слова и дела. Это, конечно, не значит перестать слушать группу «Ленинград». Впрочем, если это поможет — то перестать. Какие мысли крутятся у вас в голове? Насколько они негативные? Насколько в них вы цените себя и мир? Насколько сильна в вас благодарность? Что и как вы говорите? Что транслируете в мир? Что и как делаете? Этика обетов и заповедей статична. Улучшать себя — значит постоянно совершенствовать чистоту, точность, адекватность того, что вы думаете, говорите и делаете в постоянно меняющемся и усложняющемся мире.

Улучшать мир — это значит быть сознательно активными. Это значит ежедневно вкладываться в то, чтобы мир становился чуть лучше. Настолько, насколько вы это понимаете. Благотворительность, социальная работа, волонтёрство, творчество, профессиональная работа. Возможно, как я в этот момент, вы считаете, что от подобных текстов мир становится чуть лучше. Возможно, что вы считаете, что мир станет лучше от того, насколько тщательно вы уложите этот кирпич в строящемся доме, или изобретёте лекарство от неизлечимых болезней. Не важно, что именно. Не важно, какова ваша позиция, ваша область приложения усилий. Возможно, как я, вы видите смысл в обучении людей инструментам большей осознанности, присутствию в моменте, регуляции эмоций. А может быть, для вас это значит регулярно мыть свою машину после дачи, и не ездить по городу на грязной. Или всегда улыбаться продавщице в магазине после того, как вы совершили покупку. Не важно. Важно то, что выполняя эти действия, вы улучшаете мир.

Социальную и политическую активность, пожалуй, следует пустить отдельной строкой. Да, кухарка не может управлять государством, но кухарка может, и должна, быть достаточно сознательной, чтобы понимать, кого она выбирает. Почему кухарка должна быть безразличной?

Превосходить

Превосходить себя на психологическом уровне означает расти, взрослеть, развиваться, никогда не останавливаясь на достигнутом. Изучать, исследовать, пробовать новое, создавать, творить. Превосходить сегодня себя вчерашнего. Превосходить ожидания. Прыгать выше головы. Делать больше возможного.

Наконец, на созерцательном уровне превосходить себя значит выходить за пределы сенсорного опыта, за пределы чувств, за пределы личности. Знать, что вы не только эта личность, не только это тело. Идти туда, куда указывают все мистические традиции вот уже много тысяч лет. Я по-прежнему далёк от дешёвой эзотерики, и просто указываю на то, что на протяжении тысяч лет великие мистики заявляют, что познание этих измерений является высшей ценностью, и даже целью и предназначением человеческой жизни. Наверное, на это имеет смысл обратить внимание? Тем более, что самотрансценденция — то есть самопревосхождение — это не просто «глюки» и трансовые состояния, доступные монахам в горных кельях, но реальность нашего повседневного опыта, которую мы не замечаем лишь из-за привычек обусловленного ума. Мы постоянно больше, чем тело, чем личность, чем мысли и ощущения, и в этом заложен невероятный потенциал, глубинный покой и удовлетворение, вне зависимости от того, было ли это в нас вложено, или появилось в результате эволюционного случая. Мир со смертью, доверие жизни и чувство бесконечного благоговейного удивления.

Итак, три задачи: ценить, улучшать и превосходить. И развиваться во всех этих трёх измерениях как с созерцательной, так и с психологической, личностной стороны. Каждый день, каждый час.

Насколько я ценю то, что есть, сенсорно и психологически?

Насколько я превосхожу себя вчерашнего?

Знаю ли я себя за пределами тела и личности, пола и возраста, этнической принадлежности и размера обуви?

Насколько я вкладываюсь в то, чтобы улучшать себя и мир?

Насколько я умею думать, говорить и делать добро?

Что такое практика внимательности: Лекция на Гайдаровском форуме

В рамках Гайдаровского экономического форума была создана молодёжная секция — Happy Forum 2015 (по инициативе сообщества Global Shapers).

Одной из лекций в этой секции была лекция Игоря Берхина и Виктора Ширяева о том, что такое практика внимательности/осознанности (mindfulness), зачем она нужна, и что она даёт.

С января много воды утекло, конечно, но основные принципы этой практики не меняются уже несколько тысячелетий, так что и лекция эта не устарела

Заварите себе вкусный чай, ставьте на максимально доступное качество (да, оно не ахти какое), и enjoy


Исследования, проводимые ведущими вузами мира (Гарвард, Йель, Карнеги — Мелон, Оксфорд и прочих) показывают, что практика внимательности (mindfulness) способна радикально снизить стресс и неудовлетворенность жизнью, повысить эффективность и креативность, способность к сопереживанию, замедлить и даже обратить процессы старения мозга, дать более глубокие состояния счастья и полноты жизни.

Практика внимательности уходит корнями в буддийскую традицию медитации, но в нынешнем виде она полностью освобождена от культурного и религиозного буддийского наполнения, и более 30 лет эффективно используется в компаниях, школах, университетах и медицинских центрах.

В рамках интерактивного воркшопа у участников была возможность познакомиться с практиками внимательности.

Жизнь из тела: Погруженность и непривязанность

Приятное эссе о жизни из всего тела, а не только из ума. О том, как важно опустить центр тяжести из головы вниз, в тело.

Приводятся слова св. Феофана Затворника:

Надобно из головы сойти в сердце.
Теперь у вас помышление о Боге в голове,
а сам Бог — как бы вне, и выходит,
что это работа внешняя.
Пока вы остаётесь в голове,
мысли не улягутся покойно,
и все будет мястись,
как снег или толкашки летние.

Не знаю, кто такие «толкашки», но сказано совершенно точно. Кстати, автор эссе зря ограничился этой цитатой, Феофан ведь дальше продолжает:

По мере вхождения вниманием в сердце, мысли начнут улегаться, а потом и совсем улягутся, — и станет атмосфера души чистая-чистая. Тогда и муха пролетит, заметите, а до того все тьма-тьмущая. Начало плода — сосредоточенная и непрестанная теплота в сердце. И всё тут.

Автор также цитирует ученика Гурджиева, который пишет:

Существует способность быть погруженным в жизнь очень глубоко, но в то же время оставаться непривязанным. Человек делает то, что он делает, с полным энтузиазмом: Мне нравится пить кофе, рисовать, работать в саду или рубить дрова. Но могу ли я быть полностью погруженным в эту деятельность, при этом оставаясь непривязанным к ней? В одно и то же время быть в тесной связи с этим «другим», этим покоем, которые есть во мне, в вас, во всём. Это требует обучения, которое может осуществляться различными методами.

По этому поводу мне вспомнились недавние слова Рам Дасса, знаменитого духовного учителя:

Я Рам Дасс. Я делаю всё то, что делаю. Я вижусь с людьми, учу и пишу книги. Я ем, сплю и путешествую, устаю и раздражаюсь, хожу в туалет, прикасаюсь, пробую, думаю. Бесконечный ход событий. Поток. Я вовлечён во всё это, но я ни к чему из этого не привязываюсь. Есть то, что есть. Ничего особенного.

Комментарий: Никто ничем не управляет. Или???

В комментариях к моей завершающей статье про искусство маленьких шагов написали следующее:


«Способность управлять вниманием — это фундаментальный навык, который хорошо бы упражнять ещё с детского сада».
Осмелюсь утверждать, что сие заявление есть пустая популистская фишка, либо детская самонадеянность. НЕ способен человек управлять вниманием. НИКАК. Оно неотрывно следует за интересом, и больше никому (ничему) не подчиняется.
Интерес тоже не выбирается человеком, а даётся ему оттуда, откуда приходит всё. Человек лишь обнаруживает в себе интерес к чему либо, и констатирует: «Мне это интересно/неинтересно». Так же и симпатии, наклонности, желания. Можно тренировать память, некоторые иные функции ума. Если в тебе есть интерес к таким занятиям. А если нет — ты ничего не будешь делать. Как в том анекдоте: -- почему слон не ест вату? -- не хочет!". Вся система такая фейковая — маркетинговый продукт, попытка подсунуть ворох банальностей, совсем неприкладных, либо просто пустые фишки под видом НОВОГО ЗНАНИЯ. Детский сад, право слово!


Привожу ниже свой ответ, поскольку это достаточно распространённая ныне в эзотерической среде (нью-эйдж, неоадвайта) позиция, которая мне представляется и неправильной, и вредной в большинстве случаев:

«Не способен человек управлять вниманием. Никак. Оно неотрывно следует за интересом, и больше никому (ничему) не подчиняется. Интерес тоже не выбирается человеком, а даётся ему оттуда, откуда приходит всё.»

Однозначное такое заявление, безапелляционное. Не предполагающее диалога.

Впрочем, вы правы, не способен человек управлять вниманием. И одновременно — способен. Это две стороны медали, из которых вы признаёте только одну.

Понимание того, что человек не способен ничего делать, ничего выбирать, ничем управлять — имеет право на жизнь. Да, всё происходит, всё случается само. Поток жизни. В этом есть правда, и я с этим согласен.

Тем не менее, с прагматической стороны, такое воззрение кажется мне не самым удачным — оно требует радикальную степень отказа от «я-делателя», к которой абсолютное большинство людей не готовы, которая для большинства людей бессмысленна и вредна.

Как писали Энглер и Браун уже почти 40 лет назад, для того, чтобы отбросить эго, нужно для начала, чтобы оно у человека в принципе было. Чтобы понять, что личность — это иллюзия, нужно сперва научиться быть личностью. Чтобы стать «никем», нужно для начала стать кем-то.

Если этого понимания нет, то подобные вашим комментарии лишь усиливают невротизацию, разрушают целостность и приводят к духовному избеганию, когда человек не может работать со своими проблемами и уроками потому, что «нет никакого я».

Именно поэтому столь неэффективна, и даже опасна, неоадвайта, тщательно старающаяся и в виде ваших комментариев задавать каверзные вопросы в стиле «кто это пишет», и разоблачать маркетинговые фейки неприкладных банальностей, которыми я занимаюсь.

И именно поэтому я выбираю противоположный подход, в котором у человека всегда есть выбор, всегда есть свобода сделать правильный шаг в правильном направлении — направлении здоровья, целостности, адекватности, добра, блага и любви.

Кеннет Фолк, один из современных американских учителей випассаны, в какой-то момент сформулировал своё учение как «3 передачи», подобно трёхскоростной коробке передач в машине.

На первой «скорости», действительно, никому ничего делать не нужно, это невозможно, всё просто происходит, нет никакого я, и так далее. Если пребывать в этом понимании постоянно не получается, то имеет смысл переключиться на одну скорость ниже.

На второй «скорости» есть Свидетель, который наблюдает всё происходящее. Если быть Свидетелем постоянно не получается, то имеет смысл переключиться на одну скорость ниже.

На третьей «скорости» происходит психодуховная работа. Випассана, саморазвитие и т. п.

Каждая из этих «скоростей», транслируя понимание лишь своего уровня, противоречит остальным двум. Но в более широком ключе, они все существуют, все три одновременно, и это то, чего не замечает неоадвайта и подобные ей направления. «Скорость» зависит от контекста и ситуации, подобно тому, как мы переключаем скорости в машине в зависимости от ситуации на дороге.

И я позволю себе утверждать, что абсолютному большинству людей по ситуации гораздо полезнее «третья скорость», где есть «я», есть делатель, есть работа над собой, и есть саморазвитие.

Управляйте своим вниманием. Искусство маленьких шагов, 20, завершение цикла

Когда я задумывал эту серию статей, то совершенно не представлял, что в ней будет. Кроме общего понимания темы, объединяющей все выпуски, у меня не было никакого чёткого плана. Я просто знал, что хочу делиться с вами полезными текстами в удобном формате. И чтобы затея не сдулась раньше времени, обязал себя выкладывать новые выпуски каждую пятницу.

Теперь, оглядываясь назад, я могу сказать, что затея удалась. На протяжении последних пяти месяцев каждую пятницу появлялась новая запись серии «Искусства маленьких шагов». И, в теории, эти записи могли бы легко появляться каждую пятницу ещё пять месяцев — материала куда больше, чем я могу надеяться охватить за свою жизнь. Тем не менее, хорошего понемножку, и со следующей недели вас и меня ждёт новая серия материалов в другом формате и с другой идеей.

Впрочем, идея-то остаётся прежней, и заключается она в том, чтобы соединять правильное понимание и правильное действие. Чтобы сотни небольших правильных действий, которые мы совершаем в течение каждого нового дня, давали нам качественно другое мироощущение и понимание. И чтобы новое понимание влияло на то, какие маленькие шаги мы предпринимаем каждый день для того, чтобы делать себя и всех вокруг чуть более счастливыми и осмысленными, чем вчера.

Серия «Искусство маленьких шагов» раскрывала разные аспекты этого нового понимания, нового отношения к происходящему, основываясь и на многотысячелетней буддийской традиции, и на современных открытиях нейропсихологии, гуманистической и позитивной психологии. И для каждого из этих аспектов предлагала конкретные практические советы — что, собственно, с этим «правильным пониманием» делать, как постепенно включать его в свою жизнь.

Это двадцатая и последняя запись из серии практических заметок «Искусство маленьких шагов». Каждая заметка содержит один простой и ясный совет о том, как сделать свою жизнь немного более счастливой.

Новые выпуски этих советов появлялись регулярно по пятницам.

Управляйте своим вниманием

В основе всех советов из серии «Искусства маленьких шагов» лежит несколько иное искусство — искусство управления нашим вниманием. В каждом выпуске я прямо или косвенно касался этой темы, так что настало время поговорить об этом более подробно.

Существует избитое высказывание о том, что наша жизнь находится там, где наше внимание. Собственно, я уверен, что и сам формулировал это подобным образом в каких-то своих текстах, поскольку как и многие банальности, это высказывание — сущая правда. Но многие ли из нас действительно умеют управлять своим вниманием? Нет, не многие. Лучше бы стала наша жизнь, если бы такая способность у нас появилась? Вне всякого сомнения, и об этом говорят не только древние религиозные трактаты, но и современная наука.

Например, нейропсихология описывает явление, которое называется пластичностью мозга, зависимой от опыта (experience-dependent neuroplasticity). Вот что это означает:

То, на чём вы фокусируете ваше внимание, обладает силой менять ваш мозг определённым образом.

Скажем, если вы проводите три часа в день, занимаясь самокритикой или сожалением о прошлом, то мозг изменится иным образом, чем когда вы три часа в день чувствуете поддержку близких или замечаете позитивные детали. Психолог Рик Хэнсон говорит, что наше внимание похоже на смесь прожектора с пылесосом: оно высвечивает определённые грани нашей жизни и «засасывает» их в мозг.

Плохая новость заключается в том, что в обычном режиме всё это происходит на автомате, управляемое эмоциями, ситуациями, убеждениями, рекламой, красивыми картинками, будущими воспоминаниями («Как же мне будет хорошо, когда я куплю себе этот новый телефон!»), и так далее. Наше внимание часто поверхностно, хаотично, и не принадлежит нам и сотую часть дня.

Хорошая же новость в том, что искусство управления вниманием — это навык, который можно тренировать и развивать. Уильям Джеймс, выдающийся американский психолог конца 19 века, писал об этом так: «Способность вновь и вновь сознательно возвращать блуждающее внимание лежит в фундаменте каждого суждения, характера и воли. У кого нет этой способности, того нельзя назвать владеющим собой. Воспитание, которое могло бы совершенствовать эту способность, было бы истинным воспитанием».

Джеймс, правда, сетует дальше, что «указать на такой идеал несравненно легче, чем дать практическое руководство к его достижению». И тем не менее, все предыдущие 19 выпусков этой серии содержали в себе именно это — практическое руководство по развитию внимательности в различных областях жизни. Да что там мои выпуски — огромное количество литературы, от Палийского канона южного буддизма, и до современных авторов вроде Дэниела Сигела, Даниэля Канемана, Тала Бен-Шахара, Мартина Селигмана, Михая Чиксентмихайи, Дэниела Гоулмана, Рика Хэнсона, Лео Бабауты, Карла Оноре, Джона Кабат-Зинна, предлагает именно это — практические руководства по развитию внимания в различных областях нашей жизни, чтобы сделать её (то есть себя и своих близких) более счастливыми, наполненными и осмысленными.

Способность управлять вниманием — то есть направлять его туда, куда нам хочется; удерживать его там столько, сколько нам нужно; и не позволять утягивать его туда, куда мы не хотим — это фундаментальный навык, который хорошо бы упражнять ещё с детского сада. Это тем более важно потому, что и в нашей биологии, и в нашей культуре к этому существует много препятствий: негативные эмоции, которые нас полностью захватывают, эволюционные механизмы выживания, из-за которых мы всё время отвлекаемся на внешние и внутренние стимулы (постоянно сканируем пространство в поисках угрозы или быстрого удовольствия), и реклама, с успехом использующая оба отмеченных выше фактора так, что испаряется любая осознанность.

Картина получается довольно мрачной: и на уровне биологии, и на уровне культуры мы запрограмированны на постоянное отвлечение. Есть ли из этого выход? Да, есть — культивация навыка внимательности.

Начинается всё с покоя. Чем глубже мы умеем расслабляться телом и умом в любой ситуации, тем лучше мы можем управлять нашим вниманием — и нашей жизнью. Напряжение связано с симпатической нервной системой, которая видит везде опасность, постоянно сканирует окрестности и хочет выжить любой ценой, невзирая на возможные потери, толкая на край. Покой связан с парасимпатической нервной системой, которая занимается отдыхом и восстановлением организма, восполнением сил, балансирует и центрирует. Чем более спокойными мы делаем тело и сознание, тем яснее мы видим, куда хотим направить наше внимание, и тем больше у нас есть на это энергии.

Поэтому, если вы хотите научиться управлять своим вниманием, то нужно начинать с культивации покоя в теле и уме. Нужно учиться высвобождению блоков и зажимов, раскрепощению тела и сознания. Один из ключевых способов для этого, конечно, это медитация. Замечательно работают также и многие другие техники: соматика Ханны, йога и цигун, методики Фельденкрайза и Лоуэна, аутентичное движение и танцы. Кроме того, помогают правильный режим сна и правильное питание.

• Далее, ощущение безопасности и поддержки также приносит покой и активирует парасимпатическую нервную систему. Когда вы чувствуете себя в безопасности, то вам не нужно постоянно высматривать опасность со всех сторон, постоянно быть начеку, искать во всём подвох, и тогда вы можете использовать ресурс внимания так, как вам хочется.

Поэтому, если вы хотите научиться управлять своим вниманием, то полезным будет ежедневно напоминать себе о той безопасности и поддержке, которые у вас есть. Я жив, относительно здоров, благодарен миру за своих близких и любимых, за детей и родителей, за возможность чувствовать поддержку и опору, за солнечный свет утром сквозь шторы, за свежий ветер — кому что отзывается. У кого-то этого всего меньше, у кого-то больше, но в любом случае, это можно суммировать как опору на жизнь и близких.

Следуйте за интересом. Джеймс писал, развивая мысль про воспитание, которое развивает навык внимательности, что дети остаются внимательными, покуда им интересно. Как только пропадает интерес, пропадает и внимательность. Скука, рутина, отсутствие нового — главные враги интереса. Замечайте новое, делайте больше того, что нравится, меняйте привычки поведения — обо всём этом я писал в предыдущих выпусках. Создавайте интересную жизнь, и навык внимания будет развиваться безусильно.

• Если не хватает интереса, формируйте намерение. Намерение, сила воли — это тоже навык, который можно развивать. У всех нас в течение жизни, в течение каждого дня есть такие дела, которые нам выполнять не интересно. Важно тогда уметь создавать мягкое намерение оставаться внимательным на протяжении каждого такого дела. Во-первых, намерение поможет осознанности, и если вы начинаете с небольших дел, то со временем этот навык будет развиваться и усиливаться. Во-вторых, и в этом магия внимательности, даже рутинное скучное действие может стать интересным и осмысленным, если наполнить его качеством сосредоточенного внимания.

• Наконец, медитируйте. Практика медитации — это самый простой способ «прокачать» навыки внимательности и сосредоточения, развить силу воли и открытость к новому, культивировать бдительный покой и работать со скукой. Кроме того, медитация — это возможность воспринимать происходящее не обрывочно, но целостными «гештальтами». По словам Хэнсона, когда мы воспринимаем происходящее целостно, активируются нейронные сети, проходящие по сторонам мозга, которые поддерживают длительную внимательность. В то же время, такое восприятие деактивирует нейронные сети, проходящие по центру мозга, которые включаются, когда мы теряемся в мыслях и отключаемся от реальности происходящего.

Итак, сегодняшний практический совет заключается в том, чтобы развивать внимательность как фундаментальный навык:

Во-первых, медитируйте хотя бы по 10 минут в день, выполняя это как самостоятельную отдельную практику.

Во-вторых, следуйте тому, чем вам интересно заниматься. Изучайте, что даёт вам интерес.

В-третьих, в любой момент дня, и в особенности — перед каждым комплексным делом, проходите через простой алгоритм:

1. Успокойте тело. Для этого можно сделать несколько спокойных дыханий с длинными, плавными выдохами, отпуская любое напряжение из той позы тела, в которой вы находитесь.

2. Успокойте ум, подумав о тех близких, кого вы любите, и что вам в жизни приносит радость и удовольствие. Почувствуйте эту радость. Кроме того, можно подумать о том, что и вас любят и поддерживают, и мысленно послать слова благодарности этим людям, миру, природе.

3. Создайте мягкое, но сильное намерение оставаться внимательным и сосредоточенным. Проговорите это вслух или про себя.

4. Почувствуйте всё происходящее прямо сейчас — целиком. Всё тело целиком, все звуки, запахи, вкус во рту, мысли и образы. Всю тотальность происходящего.

5. Приступайте к делу!

Помните, эти маленькие шаги способны на самом деле изменить вашу жизнь к лучшему.

Будьте внимательны, и спасибо за внимание!

Головоломка эмоций

Сходил на новый мультфильм «Головоломка» студии Pixar. Очень здорово, просто очень. Насколько я понял, этот мультфильм уже показывают в качестве учебного «научпопа» в некоторых американских школах и больницах.

Тут и про то, как сильно разные эмоции влияют на наши поступки и поведение.

И про то, что по мере взросления (и это не железно связано с биологическим возрастом) эмоции становятся более дифференцированными, а ситуации и воспоминания — более комплексными. Грустная радость, благодарная печаль, множество полутонов и оттенков.

И про то, что зрелость означает, помимо прочего, более качественную эмоциональную саморегуляцию, когда эмоции работают вместе на общее благо, а не сражаются друг с другом.

Наконец, про то, что у «негативных» эмоций есть свои важнейшие функции, и отрицать это — значит мешать выполнять им свою работу.

Во многих текстах «Деятельного присутствия» я пишу с позиций позитивной психологии и раннего буддизма, для которых быть в негативных эмоциях — не самое конструктивное и полезное дело, отсюда упор на культивацию позитивных эмоций и состояний ума.

Однако, и это важно подчеркнуть, практика осознанности предполагает открытое принятие любых возникающих эмоций, даёт им отыграть свою роль и раствориться без привязанности, цепляния, подавления или отталкивания. Культивация позитивных состояний не предполагает, что вы перестаёте гневаться или печалиться. С точностью до наоборот, когда вы начинаете испытывать больше позитивных качеств ума, то одно из них — равностность — ведёт к куда большему контакту с любыми «негативными» эмоциями, чем раньше, в те моменты, когда они возникают. Ведь они никогда не возникают просто так.

Цените свою целостность, будьте цельными, внимательными и чувствующими.

Доброго вам вечера!

P. S. На «Головоломку» сходите, не пожалеете.

Дружба со смертью. Искусство маленьких шагов, 19

Многие говорят о том, что хотят быть счастливыми. При этом разделяют такой стереотип, что счастье — это некоторый факт жизни, некоторое качество жизни, которое или есть, или нет. Но это не так.

Счастье — это способность выполнять те небольшие действия, которые делают вас счастливыми, избегать тех действий, которые делают вас несчастными, и сознавать это.

В те моменты, когда вы делаете что-то счастливое, вы счастливы. Более того, у счастья есть накопительный эффект, и сегодня можно быть на несколько процентов счастливее, чем вчера.

Ключ здесь, как всегда, во внимательности. Чем больше вы знаете, что те или иные действия делают вас счастливыми, и чем больше вы внимательны в те моменты, когда вы их совершаете, тем счастливее вы становитесь.

Это девятнадцатая запись из серии практических заметок «Искусство маленьких шагов». Каждая заметка содержит один простой и ясный совет о том, как сделать свою жизнь немного более счастливой.

Новые выпуски этих советов появляются регулярно по пятницам.

Дружба со смертью

Если на минуту прикрыть глаза и просто сидеть, не пытаясь себя занять каким-либо размышлением, и не стремясь скорее вскочить и начать что-то делать, то можно почти физически почувствовать ход времени — его стабильность и неумолимость. Секунда утекает за секундой, минута за минутой: мы удивительные сознающие аппараты по превращению будущего в прошлое, одно мгновение за раз. Из мгновений сплетаются годы, намного быстрее, чем нам хотелось бы, и вот уже близится финал. Как часто мы живём так, будто смерть никогда не наступит?

В одной из предыдущих записей я предлагал чаще делать паузы между действиями, погружаться в эти паузы глубже: это помогает расставить приоритеты, помогает отделить важное от неважного, ведь только из тишины, открытости и восприимчивости могут возникнуть верные смыслы. Это замечательное, но частичное решение. Окончательное решение — жить из важного — может прийти только от окончательного примирения со смертью.

Возможно, это звучит несколько пугающе, но только потому, что мы действительно боимся смерти. Боимся несуществования. Причём работает это вне зависимости от того, верим ли мы в переселение душ, цепь перерождения, или имеем мистический опыт единения с самой Жизнью: этот человек, эти тело и ум, эта личная история (родился, учился, вес и рост такие-то) в какой-то момент однозначно закончатся.

Собственно, именно этот страх несуществования и толкает нас на постоянное заполнение жизни вещами, событиями, достижениями, переживаниями — как будто в какой-то момент количество может перейти в качество: «Я всё испытал, всё видел, всё узнал, что хотел, а теперь могу уходить».

Правда, менять количество на качество — на степень присутствия в этом мгновении, на степень удовлетворённости от жизни, на «индекс счастья» — решение тоже не окончательное, и всё же я сегодня именно об этом. Окончательное или не окончательное, но иметь смерть в союзниках, совершить прагматичный выбор дружить с ней лучше, чем страшиться и отталкивать её. Потому что страх смерти гарантированно отнимает от этого момента, тогда как её принятие — добавляет.

Есть ещё и третий вариант, вполне справедливый, который заключается в том, чтобы чувствовать: «Когда я о смерти не думаю, её нет». Другая разновидность подобной позиции: «Когда я есть, смерти нет. Чувствую, значит живу». Вариант справедливый, поскольку в своём предельном воплощении тоже примиряет со смертью вполне эффективно — думать и переживать о смерти совершенно бессмысленно, ведь если я здесь, то никакой смерти здесь нет, а значит можно максимально полно сфокусироваться на задачах текущего момента.

И всё же мне кажется неразумным отрицать пускай и умозрительный, но от этого не менее реальный факт смерти, тем более что в этом факте заключается огромное количество энергии для жизни. Кроме того, не умозрительным его делает практика медитации, в которой каждый из нас может переживать умирание и рождение в каждый новый миг, тренируя принятие, отпускание, очищение и благодарность. И столь же реальное отпускание можно пережить каждый вечер при отходе ко сну, но об этом ниже.

Итак, сегодняшний практический совет заключается в том, чтобы учиться использовать энергию и реальность смерти на благо своей жизни; своей — и других.

Что же конкретно можно делать?

Можно учиться не бояться смерти, учиться принимать её. Да, она может случиться в любой момент, и что? Почему это должно портить этот момент моей жизни? А если наоборот, это знание может улучшить мою жизнь? Тем более, если и действительно, где я есть — смерти нет? Тогда я могу дружить с ней, быть ей благодарным за то, что хотя её здесь нет, она может оказывать на мою жизнь столь позитивное влияние. Конечно, я сознательно упрощаю контекст, но это влияние сводится вот к чему: знание о неминуемой смерти окрашивает каждое мгновение жизни особой значимостью.

Если для вас это звучит надуманно, предлагаю простой эксперимент. Каждый из нас действительно может умереть в любой момент. От болезни или от несчастного случая, но у меня на самом деле нет никакой уверенности в том, что завтра утром все мои близкие будут живы. Если я знаю, что они могут завтра умереть, как я буду сегодня с ними общаться? Как я их буду слушать, что я им буду говорить и каким тоном, если я знаю, что это наше общение может быть последним?

Тут важно не впадать в дешёвую эзотерику, и не пытаться говорить с людьми каждый раз «как последний», или наоборот, накручивать себя тем, что это действительно может быть такой последний раз. Речь просто о том, чтобы периодически обращать внимание на то, как и что я сейчас говорю, и как слушаю. Насколько мне важно это общение? Насколько то, что и как я говорю, значимо и важно? Насколько мне не придётся исправлять ситуацию в будущем или жалеть о том, что я сказал именно эти слова, и именно таким тоном? Насколько я могу общаться так, чтобы не считать, что у меня впереди бесконечное количество времени на то, чтобы научиться общаться лучше? Возможно, впереди ещё много лет. Возможно, у нас есть только этот вечер. Как я могу общаться, не делая между этими вариантами никакого различия?

Таким образом, первый совет в том, чтобы в моменты общения иногда вспоминать о том, что завтра этого человека может не стать. Как тогда поменяется качество того, что и как вы говорите, как слушаете, насколько присутствуете?

Далее, можно применить то же самое и к себе. Как я уже упомянул выше, хорошая практика — охватывать мысленным взором прошедший день и прошедшую жизнь перед каждым отходом ко сну. Каждый вечер перед сном вы имеете возможность отпустить, поблагодарить, оценить, понять лучше, что хочется поменять завтра, если это прекрасное завтра всё-таки наступит. Да, назавтра вы можете забыть сделать это, и снова отложить «на завтра». И всё же, чем больше вы отпускаете, принимаете и благодарите прошлое, тем больше вы сможете почувствовать то, как и что вы хотите изменить в будущем, и использовать это чувство как мотивацию к изменениям. Это может быть как письменная практика, так и устная — или молитва-монолог, или разговор с близким человеком.

Наконец, медитируйте. Если вы не хотите пользоваться концепциями («это может быть наш последний разговор»), и не хотите ждать вечера и отхода ко сну — просто делайте небольшие перерывы в течение дня, когда вы слушаете, как течёт время. А слушать поток времени можно только одним способом — наблюдая за изменением всех явлений.

Меняются телесные ощущения — циклы дыхания, пульсация и вибрация, покалывания и покачивания, напряжение и расслабление, покой и движение. Меняются и текут окружающие звуки, возникают и исчезают. Текут мысли и образы. Меняются вкусы и запахи, постоянно меняется картина перед глазами. Чем больше я наблюдаю за этим, тем яснее вижу, насколько каждый момент — новый, и насколько я должен отпустить момент предыдущий, чтобы полностью быть сейчас здесь. Предыдущий момент перестаёт существовать ровно тогда, когда появляется этот. И вместе с каждым предыдущим моментом перестаю существовать я — «я» предыдущего момента. Я должен умереть в предыдущем моменте, чтобы родиться для этого. Принимаю, благодарю, отпускаю — и возрождаюсь.

Помните, эти маленькие шаги способны на самом деле изменить вашу жизнь к лучшему.

Будьте внимательны, и спасибо за внимание!