8 октября 2018

Интервью с Шинзеном Янгом с русскими субтитрами!

Ниже вы можете прочитать полную расшифровку интервью на русском языке. Перевод субтитров выполнил Василий Доброхотов.

Если не знаете, как включить субтитры, нажмите на шестерёнку в правом нижнем углу, или на три точки в правом верхнем, если вы смотрите с телефона, затем выберите subtitlesrussian.

Полный текст интервью

Шинзен: Всем привет! Я — Шинзен, и это r/StreamEntry AMA.

Януш: Привет, Deep Mindfulness Collective, и все кто к нам присоединился! Меня зовут Януш; Я со-основатель Deep Mindfulness Collective. Я рад представить этот AMA вместе с r/StreamEntry, и я очень благодарен всем, кто посылал свои вопросы, и особенно Шинзену, который нашёл время чтобы записать это видео в течении двух дней на молчаливом ретрите, на котором мы вместе преподавали в городке Ниагара Фоллс — и в видео есть несколько очень красивых моментов того, как это было.

Все вопросы вы можете найти под видео, поэтому, если вы хотите перейти к конкретному вопросу, то вы можете это сделать.

Еще одно замечание — в видео есть моменты, в которых изображение несколько мерцает, и если вы чувствительны к таким вещам как мерцающее изображение, то пропустите видео от этого, до этого момента.

Шинзен даёт много ссылок, которые мы поместим внизу под видео, и проверьте наш reddit r/StreamEntry, а в конце видео поговорим о том, как мы можем создать для вас еще больше интересного контента. Ну что же, не будем уже дальше откладывать — поехали.

Ну, что ты скажешь?

Шинзен: Круто!

Януш: Почему складывается ощущение, что у большинства из знаменитых пробуждённых учителей настолько различаются мнения относительно природы пробуждения, и того как его достичь?

Шинзен: Ну, я не думаю, что их мнения сильно расходятся, но, скажем так, определенно существует широкий спектр формулировок. В некотором смысле, у учёных меньше эго, чем у просветлённых учителей. Я был на собраниях, где на сцене выступали нобелевские лауреаты — очень авторитетные фигуры в научном мире — и тут какой-то аспирант из зала начинает оспаривать их мнение.

Невозможно себе представить начинающего практика медитации с опытом в пару лет, который бы встал и публично начал бы спорить с мастером дзэн, а в научном мире — это нормально. И Нобелевский лауреат не скажет: «Закройте рот и сядьте на место, молодой человек, мне виднее!».

Учёный обязан — с помощью научных методов — отстаивать свою позицию; только логика, факты и доказательства. В передовых научных областях возможны споры и разногласия, но обычно научное сообщество придерживается более-менее единого подхода к ведению дискуссии.

Огромный прорыв в истории химии произошел, когда была открыта периодическая таблица элементов. Внезапно, всё это разнообразие предстало единым целым; необходимо просто знать базовые характеристики. Я принял эту модель за основу, и взял каждый аспект созерцательной практики — техники, базовые навыки, цели, элементы, которые, как бы, должны встать на свои места, чтобы эти цели были достигнуты — я пытаюсь создать что-то похожее на периодическую таблицу химических элементов, которые выступают онтологиями этих категорий. Я хочу это сделать для того, чтобы получить чёткую концептуальную основу, внутри которой все различные подходы можно рассматривать и обсуждать таким образом, который приводил бы к эволюции.

Да, это правда, в настоящий момент существует это смущающее разнообразие точек зрения. Однако, я подозреваю, что всё это уйдет в прошлое, уже, скажем, лет через 100. Причина, по которой я думаю, что это в большой степени уйдёт в прошлое, и что учителя — не только буддистские учителя, а учителя всех созерцательных традиций во всём мире прийдут к более-менее повсеместно принятой парадигме — я думаю, что это случится потому, что сейчас начинается открытый и уважительный диалог между опытными учителями, которого раньше никогда не было.

В традиционных культурах учитель был своего рода полновластным диктатором. Это вовсе не уважительная дискуссия между равноправными партнёрами — это властный авторитет говорит тебе, что к чему.

А сейчас есть возможность, чтобы — скажем, назовите десяток ваших любимых просветлённых учителей — чтобы мы все собрались в одной комнате и беседовали бы несколько лет подряд, и, я думаю, что вероятно могли бы достичь взаимопонимания и ликвидировать большинство разночтений.

Мы, преподаватели медитации, должны к этому стремиться.

Януш: Что такое «вхождение в поток» и включает ли оно «прекращение»?

Шинзен: У разных учителей разные критерии для определения вхождения в поток. Я думаю, что это первое, о чём следует помнить, когда встречаешь подобный термин. Это перевод с палийского слова sotāpatti, которое буквально означает «достижение потока». Однако, как я уже сказал, у разных учителей будут разные критерии для определения характера переживаний ученика, чтобы их можно было зачесть как «вхождение в поток». И «вошедший в поток» для одного учителя, может и не быть «вошедшим в поток» для другого, — и это нормально.

Следует искать учителя, про которого известно, что у него есть успешный опыт доведения людей до «вхождения в поток». Классическое описание того, что изменяется навсегда при «вхождении в поток», это то, что пропадает sakkāya-ditthi.

Sakkāya-ditthi — это восприятие, которое есть у большинства людей относительного того, что внутри меня есть нечто, называемое «я». Это уходит.

И две другие вещи тоже уходят: sīlabbata-parāmāsa и vicikicchā.

Vicikicchā это базовое заблуждение.

Sīlabbata-parāmāsa это очень любопытный термин; это вера в то, что sīla (этика) и vata (это религиозные обеты и всё такое) — так вот, вера в то, что эти вещи могут больше, чем они на самом деле могут сделать для освобождения. Считается, что вера в это также навсегда уходит. Итак, это были классические определения.

Я бы сказал, что центральный и самый важный элемент — это смена парадигмы, в результате чего ты больше не веришь в то, что «я» — это объект.

Януш: TetrisMcKenna спрашивает: «Мне было бы интересно услышать историю вашего „вхождения в поток“, как долго вы практиковали, какие это были практики, и были ли на ретритах?»

Шинзен: Даа, я бы с удовольствием об этом рассказал, но вообще-то мне сейчас интереснее говорить про гомологическую алгебру. Ага, вам может показаться, что это не имеет отношения к теме просветления и вот к этому всему… Ладно, шучу, шучу.

Вообще-то, я уже рассказывал эту историю на YouTube. Януш, ты мог бы поместить ссылку под видео?

Я могу рассказать в двух словах. Я не был в тот момент на ретрите, а жил тогда у родителей в Лос-Анджелесе. Это было через год после моего возвращения из Японии, где я был три года в монастыре. Всего к тому моменту я практиковал 4 года.

В то время я делал практику, которую можно было бы назвать само-вопрошанием. Мой учитель в Японии был мастером дзэн, и он дал мне коан «Кто ты?». И вот над ним я и работал в тот момент.

Януш: У нас есть еще вопрос: Шинзен, где вы записываете этот AMA?

Шинзен: Мы с Янушем находимся здесь в Духовном центре Кармелит в Ниагара Фолз в Канаде. Я снял это со стены комнаты, в которой идёт съёмка. Это Иоанн Креста (Хуан де ла Крус) — мой любимый католический святой. Он занимался серьезной практикой; и именно он дал нам фразу «тёмная ночь души».

Януш, почему бы тебе не показать немного из наших съёмок?

Януш: thomyor спрашивает про Ноль, абсолютный покой, или прекращение. Не кажется ли, что идея «прекращения» превратилась в некий фетиш, или всё же она имеет первостепенное значения для пробуждения?

Шинзен: Разные учителя по-разному подходят к этому вопросу. Я могу лишь рассказать о своём подходе, и если это будет полезно — отлично; а если нет, то есть еще много других вариантов.

Когда что-либо заканчивается, то можно почувствовать привкус нирваны. Я называю это нанонирвана. Умножьте это на миллиард и вы получите полную нирвану. Даже начинающие медиаторы могут почувствовать вкус прекращения.

Словом «прекращение» обычно переводится палийский и санскритский термин ниродха. Это русское слово, которое заменяет слово из Индии. Вот как мне нравится про это размышлять:

Когда мы начинаем практиковать осознанность, то начинаем замечать различные сенсорные явления. В какой-то момент наступает время, когда нас начинают интересовать те мгновения, когда что-то возникает, и те мгновения, когда что-то прекращается, а что именно возникает и прекращается — интересует намного меньше.

И вот когда начинаешь обращать внимание на прекращение явлений: собака лает [имитирует лай] и потом перестаёт; у вас начинает что-то покалывать в теле, вы продолжаете наблюдать за этим, в и какой-то момент этого больше нет.

Это всё может казаться обычным делом — обычное сенсорное переживание, которое закончилось и вы заметили этот момент. Но по мере того, как вы всё больше и больше обращаете внимание на этот момент исчезновения, это становится для вас всё более и более насыщенным переживанием. В какой-то момент вы понимаете, что всё мгновенно исчезает сразу же, как только возникает. И вы можете удерживать внимание на непрерывном переживании пропадания.

И потом иногда что-то исчезнет, а вместо него ничего не возникнет. Внешние часы идут, но в вашем личном чувственном переживании нет движения во времени. (Но, естественно, в итоге что-то снова возникает).

Если вы пребываете в этом состоянии, то вы находитесь в том, что можно назвать абсолютный покой, или неподвижная точка вращающегося мира.

Всё начинается просто с замечания обычных исчезновений, потом вы всё больше это распознаёте и цените, и в итоге вы можете выработать определенного виде самадхи (сосредоточение) на абсолютом покое, которое потом сможете сохранять в течении обычной жизни.

И потом вот ещё что: ваша способность войти с этим в контакт, и сохранять этот контакт «по требованию» — это одно из измерений освобождения от ума и тела. Ваши сенсорные переживания могут становиться всё более интенсивными, а вы продолжаете сохранять внимание покоящимся на Нуле…

Так же в моём подходе присутствует равное по значимости, балансирующее признание ценности того, что на самом деле означает момент возникновения. На что похож непосредственно момент возникновения? Вот самый-самый этот момент. У него есть свой особенный привкус. Момент возникновения, на самом деле, так же интересен, как и момент прекращения.

То, что я описываю — по крайней мере, первоначальный опыт — может пройти какое-то время, прежде чем вы начнёте признавать и ценить потрясность этих моментов. Это то, что может почувствовать любой практик медитации.

Вам может быть интересно пытаться отследить или момент возникновения, или момент прекращения.

Вы можете сказать: «Ну, между ними же тоже должно что-то быть». Вообще говоря, нет. Только более мелкие возникновения и прекращения.

Путаница может возникать ещё и потому, что термин ниродха (прекращение) может означать и другие вещи. Иногда nirodha означает nirodha-samāpatti. Это такой физиологический транс, когда вы пребываете в Нуле, скажем, в течении недели, и у вас даже не считывается пульс. Это тоже называется nirodha.

И еще есть ниродха в смысле Четырёх Благородных Истин, и означает прекращение taṇhā (жажды).

Если вопрос был про эти вещи — уйти настолько глубоко, что тебя объявят мёртвым в медицинском смысле, или о полном прекращении всех стремлений (taṇhā) и достижении состояния архата — то всё это реально очень крутые вещи.

Это хорошо, если вы можете этого достичь, но я склонен видеть всё это как события одного спектра. Всё начинается просто с замечания обычных исчезновений, и дальше вы всё больше начинаете это ценить и способны выработать своего рода самадхи на абсолютном покое, которое сможете сохранять посреди обычных ежедневных дел.

Прекращение — если речь об аспектах этой практики, связанных с освобождением — имеет очень большое значение. После того, как это произойдет с полной ясность, вы уже никогда не будете прежним.

Это один из способов — один, среди множества других, — описать первый переживаемый опыт «прекращения», которое приводит к вхождению в поток.

Януш: У нас есть ещё один вопрос: Шинзен, вы могли бы описать переживаемый вами прямо сейчас чувственный опыт как можно более подробно?

Шинзен: Есть определенная одинаковость всего, так что если вы попросите меня описать, что я на самом деле переживаю, это может показаться несколько скучноватым. Но могу вас заверить — нет ничего, что могло бы быть более увлекательным.

Я вижу, только в этом нет никакого «я» — есть только ты, святящийся из Источника. Так, еще есть камера, которая, в общем,
делает то же самое.

Так, ещё я осознаю своё внутреннее устройство, три вещи одновременно: есть экран визуальных образов, есть пространство внутреннего монолога, есть эмоции в теле, — всё это рождает самосознание. И всё это находится в одном танце: одновременно расширяется и схлопывается; диалектический поток бытия, который любовью рождает и забирает — жизнь и смерть, танцующие в паре.

Януш: Какой вы могли бы дать совет тем, кто интересуется тем, как найти хорошего учителя?

Шинзен: Смотрите на их учеников. Судить об учителе надо по результатам его учеников.

Януш: Ага, это приводит нас к следующему вопросу: Как понять, что учитель действительно качественный, если у вас с ним только цифровое, возможно, текстовое, общение? И как относиться к тому, что они постоянно переключаются между ролями учителя и ученика?

Шинзен: Я думаю, что это вполне рабочий вариант, при условии что у него есть опыт, это первое, и, второе, есть хорошие коммуникационные навыки. Теоретически, человек может учить вещам, в которые он верит, или о которых он слышал, — я думаю, что это тоже может быть полезно — но лучше всего преподавать на основе своего личного опыта.

Если вы ищете учителя, который доведёт вас до «вхождения в поток», то они сами должны были пережить «вхождение в поток».

Еще важно, чтобы они были по настоящему небезразличными. Вот на что я бы смотрел, выбирая учителя.

Януш: Пользователь filpt спрашивает: Для тех, кто стремится к просветлению, и для кого чаты и форумы являются основным источником знаний, это подходящий вариант? Или обязательно живое общение с учителем?

Шинзен: Очень интересный вопрос. Разумеется, мой стандартный ответ, на вопрос «X — это подходящий вариант?» всегда один и тот же, а именно: «Это работает?»

Это прагматический подход — есть ли результаты?

Просветление, «вхождение в поток», не-я, истинное Я, как бы вы это ни называли — это иногда случается с людьми вообще без всякой практики, вообще без какого-либо поиска. Очевидно, нет никаких теоретических препятствий к тому, чтобы это произошло только потому, что я что-то прочитал в интернете, или с кем-то початился.

Лично я думаю, что самый надёжный вариант: создать то, что я называю четырьмя опорами практики. Что означает, что вы практикуете ежедневно, время от времени устраиваете ретриты, и вы получаете поддержку и оказываете поддержку.

Получать поддержку означает, что есть по меньшей мере один учитель, с которым вы работаете.

Я не утверждаю, что это sine qua non (лат.), или обязательное условие, но это самый надёжный вариант, работать хотя бы с одним учителем, который владеет «картой местности», и у которого есть успешный опыт проведения людей через опыт «вхождения в поток».

Если вы сами хотите научиться тому, как преподавать, то у одной из моих старших фасилитаторов, Джулианны Рэй, есть портал Unified Mindfulness, где можно получить подробные инструкции о том, как это делать. Это называется Foundations Course.

Януш: Пользователь flyingneko пишет: Я бы хотел спросить про вашу модель «Возвращение к Источнику» о стадиях просветления, из эссе «Что такое осознанность». Она очень здорово совпадает с моим опытом. Стоит ли знакомить с этой моделью начинающих, или это всё же больше для продвинутых практикующих? Не может ли эта модель вызывать смущение и отпугивать людей?

Шинзен: Да, она может и смущать и отпугивать, но, с другой стороны, это свойственно для любой модели.

Януш: Забавно, что об этом зашла речь, потому что следующий вопрос: Является ли эта модель универсальной, и основывается ли она на «Висуддхимагге»?

Шинзен: Эта модель из 10 ступеней, которая приведена в статье «Что такое осознанность», основана на сто процентов на моём личном переживаемом опыте. Мой личный переживаемый опыт во многом соответствует традиционным описаниям; я просто использую собственный язык. И я решил, что просто опубликую эту модель, так что, конечно, я отдавал себе отчет в том, что она будет доступна для всех. Если у этого лекарства есть побочные эффекты, ну что ж, они есть у большинства лекарств.

Когда пытаешься описать людям вещи, которые могу случиться во время практики, то с одной стороны, это может их информировать и вдохновлять, а с другой стороны, это может создавать разного рода путаницу и «сравнивающий ум».

Я жутко страдал первые 15 лет моей практики, по-настоящему страдал, из-за расхождения между моделями, и из-за моего желания понимать, на каком этапе я нахожусь согласно той или другой модели. То есть, я встречал модель и, так. ок, думаю, что я вот на этой стадии, а, потом, чёрт… А вот по другой модели, я вообще еще нигде. И так я мучился до тех пор, пока мне не стало кристально ясно, как всё это соотносится друг с другом.

Так что вас проклинают, если вы что-то делаете, и вас проклинают, если вы чего-то не делаете. Когда описываешь вещи, которые могут произойти, — а я предпочитаю думать об этом именно как о том, что может произойти… Так вот, если ты не будешь про них рассказывать, то ты не выполняешь свой долг; а если ты рассказываешь про них, то они могут вызывать смущение и отпугивать людей.

Но я готов смириться с тем, кто-то будет смущен, или займется сравнениями. Лучше так, чем я не буду говорить о самой сути. Потому что если не говорить об этом, то у нас не будет базиса для того, чтобы в итоге создать «науку просветления», с тем, чтобы направить эволюцию мира созерцательных практик в более научную сторону.

Януш: Вот еще один общий вопрос от пользователей shargrol и filpt. Это более серьезный вопрос: Учитывая то, что всё больше и больше людей медитируют онлайн и появляются сообщества, в которых люди берут на себя роль учителя, какие выводы можно сделать из истории Джошу Сасаки Роши — то, что про него стало известно? (речь идёт про очередной сексуальный скандал).

Шинзен: Ключевая фраза тут — «сделать выводы». Когда случается авиакатастрофа, что происходит? Пытаются понять что случилось, чтобы избежать этого в будущем. Перед моими глазами прошло несколько скандалов в мире медитации.

Вот какой я сделал вывод: две вещи снижают вероятность того, что возникнут каки-либо проблемы.

Во-первых, это то, что на личном и организационном уровне каналы обратной связи остаются открытыми — любой может поставить под сомнения действия учителя. Поэтому учителя сами должны стремиться, — и это необходимо, чтобы быть учителем — к тому, чтобы быть открытыми для критики.

Во-вторых, важно понять, что иногда требуется что-то ещё кроме медитации. Даже мастерам может понадобиться психотерапия, или программа 12 шагов, чтобы справится с алкоголизмом, или с чем-то еще. Я называю это структурой ответственности и поддержки, влияющей на поведение.

Я сам был в терапии в течении 18 месяцев, поведенческая проблема, в моём случае — запущенный случай прокрастинации. Это была поведенческая терапия, и в сочетании с моей практикой она оказалась очень полезной. Думаю, что без этого было бы сложно улучшить ситуацию.

Задача — обеспечить то, что в буддизме называется «искусные действия». Это такой идиоматический способ сказать «этичное поведение», и я, кстати, взял его на вооружение и сделал его неотъемлемой частью моей парадигмы.

Готовность выйти за границы мира медитации в хорошо зарекомендовавшие себя структуры ответственности и поддержки, которые помогают людям изменять своё поведение — я думаю, что это еще одна структура, которую хорошо иметь под рукой.

Януш: Похоже, что вы хотите сказать, что даже после «вхождения в поток» у человека может остаться множество проблем.

Шинзен: Вхождение в поток определённо не решит все ваши проблемы. Оно даёт вам огромный потенциал для решения всех ваших проблем и проблем, стоящих перед всем миром. Очень важно продолжать практику на протяжении всей жизни, как я это сейчас вижу.

Короче, у меня было это классическое внезапное переживание пробуждения, причём довольно рано после начала практики. И у меня потом ушло примерно 15 лет, чтобы понять, что я даже близко не был настолько просветлен, насколько мне это казалось, и чтобы осознать: «Боже мой, ведь это только начало!»

Так что я не стал бы идеализировать «вхождение в поток».

Януш: Вопрос от Paradoxiumm и shargrol: В книге «Наука просветления» вы упоминаете вашего учителя, китайского мага-мотоциклиста У Гуана. Написано, что он был тантриком, который развивал психические способности, чтобы помогать людям достигать просветления. В книге упоминается, что он мог лечить больных и находить пропавших детей, а также изгонять демонов. Вы видели своими глазами, как он что-то из этого делал? Было ли это для вас правдой, И повлияло ли это как-то на вас?

Шинзен: Собственно, он сам мне про экзорцизм ничего не рассказывал, но я однажды видел, как он это делает. И он не стремился в «миры силы» чтобы достичь просветления. Он уже был там. Но это не было лично для него, это на 100% было служением для других. В его культурном контексте так было принято.

Поэтому очень важно понимать, что Освобождение — это одно, а исследование «миров силы» — это нечто другое.

Я знаю, что многие, вероятно, интересуются: Насколько вообще это всё реально? Реальность, скажем так, это слово с подвохом.

Я видел маленького человечка, танцующего чечетку на моей ладони, мог слышать, как он стучит в барабан, и чувствовать его маленькие ножки — это было совершенно живым и реальным, так же, как когда я смотрю на тебя. Конечно, я понимал, что это была галлюцинация, но сенсорные переживания были очень, очень живыми. Так что это может быть очень живым.

Реально это или нет, и в каком смысле это реально: не моя задача это решать. Это вопрос к специалистам: философам, учёным… Мои цели прагматичны.

Если вы спросите меня, может ли переживаемый опыт «миров силы» быть таким же сенсорно живым, как и так называемый материальный мир? Абсолютно. Это возможно.

Думаю, что дальше я не буду углубляться в этот вопрос, но я могу вам рассказать, как выглядит китайский экзорцизм. Это было довольно [биип] занятно.

Я у себя комнате, в доме только У Гуан и я. И я слышу все эти крики и ругательства на тайваньском, и думаю, что может быть это кто-то вломился к нам в дом — какого чёрта там происходит? Открываю дверь, там он с этим парнем, в окружении толпы, и он изгоняет демона. Он показывал пальцем и бросал свирепые взгляды.

У Гуан был небольшего роста, а тот парень было довольно здоровым, насколько я помню, и вот этот коротышка стоит перед ним и делает так [имитирует У Гуана] — на тайваньском, изгоняя из него демона. Думаю, что он говорил что-то вроде «Изыди» или что-то подобное. А бесноватый воспроизводил китайскую традиционную версию одержимости.

Мы знаем голивудскую версию одержимости, потому что мы видели это в кино. А этот парень делал вот такие вот движения. Это было очень похоже на пекинскую оперу. Они вот так вот выставляли ногу, или что-то типа такого. Это было очень по-китайски, и выглядело очень религиозно, такие очень архитепические движения — чем-то похожее на крийю.

Я не знаю, успешно ли завершился экзорцизм. Позже я спросил, «Что это вообще такое было?» Он ответил: «Этот парень готовился стать шаманом».

Есть такой традиционный китайский шаманизм, — довольно распространён на Тайване, это очень интересно. Они используют так называемый планшет, или фу-цзи на китайском. Они пишут на песке послания от богов. Очень интересно, как это происходит. (давай, может быть, дадим ссылку?)

И вот этот парень к этому готовился, и с ним случилась эта одержимость, и всё вышло из-под контроля.

Януш: Пользователь CoachAtlus хотел бы узнать про ваши отношения с Биллом Гамильтоном. Как вы познакомились? Как происходили ваши разговоры о дхарме? Какой он был в жизни? Повлиял ли на вас его стиль дхармы?

Шинзен: О, да, это довольно занятная история. Билл Гамильтон — один из невоспетых героев западной практики майндфулнес. Мы были друзьями в Лос-Анджелесе.

У него была своя «Библиотека Семян Дхармы»: он выпускал аудио-кассеты, недорогие, и они были доступны для всех — возможно, она ещё существует. И он записывал в том числе и мои лекции, так мы с ним и познакомились.

Это было своего рода идеальное совпадение: Он знал до мельчайших деталей школу практики Махаси — У Пандиты. У него был доступ к руководствам тогда, когда его практически ни у кого еще не было. А я в то время только начал интересоваться осознанностью, так как мне показалось, что она менее обусловлена культурой, чем ваджраяна или дзэн. Они слишком привязаны к конкретной культурной традиции, и даже к определённой эре.

Я изначально был из этих двух традициях, тогда как осознанность была более культурно независима — её легче было изъять из культурной матрицы. И, кроме того, практика осознанности казалась мне похожей на науку, с её точность и системностью.

Так что, он взял меня за руку и сказал, «Вот как это устроено, вот этапы через которые ты проходишь, и вот зачем нужно отмечание.» и это было такое «О!»

Со своей стороны, он интересовался историей буддизма, а у меня была научная подготовка, и я мог рассказать ему про восточно-азиатские практики — дзэн и тому подобные, и я мог рассказать про ваджраяну. Так что я обучал его этим традициям.

Можно сказать, что мы были как бы учителями друг для друга. И мы очень подружились.

Он также владел языком науки, и, в частности, продемонстрировал мне, как-то, что я сейчас называю Потоком — различные ощущения вибраций и пульсаций, — то что традиционно называется аничча, или непостоянство) — насколько это является центральным для этапов, через которые проходишь во время отмечания, Тогда я этого не понимал. Так что мы много говорили про частоты вибраций и подобные вещи.

И ещё мы были хорошими друзьями. В жизни случается разное; У меня был, так сказать, кризис в отношениях — я расстался с одним человеком. И мне нужно было где-то пожить, и я переехал в дом к Биллу. И он помог мне пройти через этот кризис.

Это было идеальное партнёрство — мы оба много получили, будучи учителями друг для друга.

Януш: SufficentlyZen спрашивает: Можно или использовать другие методы очищения, кроме как терпеть боль во время сидения, для ускорения процесса пробуждения? Что-то, что не травмирует тело, и что проще контролировать, такое как холод или электрошок.

Шинзен: Электрошок… Да, я частенько фантазировал, что хорошо бы электрифицировать все подушки, так что, когда кто-то заснёт или начнёт ёрзать, я мог бы просто нажать на кнопку, и он получил бы разряд.

Ок, шучу.

У мастера дзэн Линьцзи, или Ринзая, как произносят его имя в Японии, есть интересное высказывание. Он говорит: «Необходимо достигнуть того, что каждый раз, когда вы застёгиваете рубашку или завязываете шнурки, вы очищаете 5000 жизненных циклов кармы».

Это интересное высказывание, оно может показаться мистическим, но у него есть конкретный смысл. Это всё повседневные, нейтральные переживания. И достигнуть того, чтобы они стали очищением, означает, что у вас должно быть насколько полное переживание этих обыкновенных событий, что вы бы начали чувствовать в них очищение.

Это очень ограниченный подход: думать, что единственный способ очищений сознания — это интенсивные и дискомфортные переживания. Я бы хотел расширить парадигму. Хочу еще заметить, что нет необходимости каким-либо образом травмировать тело. Это плохая идея.

Любой переживаемый опыт — когда в него привносишь достаточно концентрации, ясности и невозмутимости, может дать почувствовать вкус очищения. Удовольствие очищает настолько же хорошо!

Требуется больше времени — по крайней мере, по моим ощущениям — чтобы научиться осязаемо ощущать, что очищение также происходит и от удовольствия, посколько обратная связь от дискомфорта более непосредственная и быстрая.

Вкус очищения — я называю это на санскрите viśuddhi-rasa. Тем как я переживаю этот момент, я очищаю прошлое и создаю более счастливое будущее. Знание этого — этот вкус очищения — может происходить во время приятных, неприятных или нейтральных переживаний, и может происходить во время относительно тонких или спокойных переживаний.

Так что цикл правильного приложения усилий — когда приналечь, а когда отпустить, — при котором ты знаешь, как действовать в обоих случаях — это очень эффективный метод тренировки.

Если вы хотите работать с дискомфортом, есть множество способов достичь дискомфорта без того, чтобы каким-либо образом наносить реальный вред телу. Главным фактором катарсиса является степень привнесения в переживаемый опыт концентрации, ясности и невозмутимости.


Януш: Видео ещё не закончилось, но прежде чем мы перейдем к просмотру невошедших фрагментов, мы хотели бы поблагодарить всех, кто смотрел и присылал вопросы. Мы производим много оригинального контента, чтобы помогать людям делать свою практику как можно более глубокой.

Это такие три темы как креативность, отношения и эмоциональный интеллект, и путь классического пробуждения. Если вам что-то из этого интересно, мы хотели бы получить обратную связь, нам интересно знать, что, по вашему мнению, нам надо сделать в следующий раз.

Что именно будет иметь наиболее сильный и трансформирующий эффект? Может быть, больше подобных видео, может быть — живые трансляции или онлайн лекции. Так что внизу под видео есть короткий опросник, мы бы хотели узнать ваше мнение.

Также, если вы еще туда не заходили, обратите внимание на ссылку r/StreamEntry. Это очень интересное сообщество увлеченных людей, которым интересна механика того, как можно продвинуться в сторону классического пробуждения — не какой-то фантазии, а то, чего можно достигнуть в этой жизни. Так что внизу ссылка — обязательно посмотрите.

А сейчас…

Шинзен: Януш, что-то камера у тебя постоянно выключается.

Я не хочу, что бы ты публиковал это в интернете, но ты же понимаешь, что это из-за того, что мы говорим про прекращение, и мои психические силы настолько мощны, что как только я начинаю говорить про это, я начинаю влиять на окружающий материальный мир. Но не надо рассказывать про это в интернете!

Чувак, купи себе уже нормальную камеру!

Ээм… Ммм… [Междометия Шинзена замиксованы с христианскими песнопениями]

В общем, если вы ещё не поняли, это всё огромный прикол!

5 комментариев

    • Да, субтитры — дело хорошее! Есть ещё много крутых видео Шинзена, которые хорошо было бы осубтитрить.

  1. Большое спасибо! Невероятно крутое интервью. И Шинзен, и вопросы, и ответы, и как сделано само видео. Ещё раз спасибо за перевод и публикацию.

Комментировать