10 стадий медитации прозрения
Предлагаю ниже перевод фрагмента текста учителя медитации Шинзена Янга «What is mindfulness». В этом фрагменте Шинзен предлагает своё видение того, как развивается процесс наблюдения за сенсорными событиями в процессе медитации осознанности. В ней мы отслеживаем любые события, которые возникают в это мгновение внутри и вокруг нас — звуки и мысли, эмоции и телесные ощущения, воспоминания и желания, образы и планы… Любые события в какой-то момент возникают — например, за окном проезжает машина, или в голову приходит очередная мысль, — и заканчиваются. Машина уехала и звук её затих. Прошлая мысль сменилась очередной мыслью.
На протяжении тысячелетий люди, практикующие созерцательные техники, обнаруживали, что если начать уделять этому процессу возникновения и исчезновения событий самое пристальное внимание, то это приводит к глубоким прозрениям (санскр. випашьяна) в природу «я». И более того, что это прозрение разворачивается постадийно.
В различных школах описывается разное количество стадий: 10 стадий «выпаса быка» в дзэн-буддизме, 16 стадий прогресса прозрения в формулировке бирманского мастера Махаси Саядо, 4 уровня просветления в буддизме тхеравады, 9 стадий «усмирения слона» в тибетском буддизме, и так далее.
Шинзен Янг предлагает в этом тексте свой взгляд прогресса инсайта, и суммирует его в 10 стадий.
Танец в Источнике
Вот большая картина. Помните, что это просто предположение о том, как могут обстоять дела.
1. Только начиная
Вы стараетесь отслеживать всё то, что происходит, но тратите много времени на размышления о том, правильно ли вы практикуете и что вам требуется делать.
Вы теряетесь в мыслях и вас захватывает телесный дискомфорт. Вы думаете о том, что думаете о том, что думаете…
2. Понимая форму
Вам становится знакома форма техники. Вы можете укорениться и просто выполять её. Вы отслеживаете последовательности сенсорных переживаний так, как они происходят, не слишком рефлексируя на сам процесс.
3. Замечая грубое непостоянство
Вы начинаете замечать, что любые переживания приходят и уходят.
4. Замечая тонкое непостоянство
Индивидуальные сенсорные события тоже начинают распознаваться как вибрирующие и зыбкие.
5. Замечая подлежащую зыбь
Каждая вибрация и зыбь также возникает и уходит. Сенсорные события — это своего рода «синтез Фурье» из частотных компонент.
В последующих диаграммах мы сосредоточимся только на событии в красном круге, чтобы не усложнять объяснение.
6. Ритмичное возникновение и прекращение
Кружочки обозначают «Ноль» — Ничто, из которого возникает и куда возвращается каждый отдельный всплеск. Пунктирная линия обозначает границу между досознательным и сознательным переживанием. На этом этапе досознательная активность становится осознаваемой. W = всплеск.
7. Прекращения становятся яркими
Ничто, в которое возвращается каждый всплеск (→О←), становится ярким, предоставляя:
- Покой
- Безопасность
- Удовлетворение
- Любовь
Заметьте, что переживаниям нужно всё меньше и меньше «рождаться», то есть возникать в виде событий на поверхности сознания. Обычные поверхностные переживания становятся менее значимыми и яркими. Тонкие досознательные переживания доминируют в сознании.
8. Возникновения становятся яркими
Стрелки в стороны (←О→) указывают на распад, поляризацию Ничто в силы расширения и сжатия. Стрелки внутрь (→О←) указывают на воссоединение (взаимообнуление) этих сил.
Переживания возникают из щели, которую создаёт Ничто, когда делится на будущее (расширение, ян) и прошлое (сжатие, инь). Они исчезают, когда эта щель схлопывается, воссоединяя будущее и прошлое в Абсолютном Настоящем Ничто. Это особое Ничто знакомо созерцательным традициям по всему свету:
- латынь — nihil per excellantiam (западное христианство)
- греческий — kenosis (Православие)
- иврит — ayn (Каббала)
- арабский — fana' (суфизм)
- испанский — nada (св. Иоанн Креста)
- немецкий — nichts (Мейстер Экхарт)
- китайский — xū (даосизм)
- санскрит — nirodha (индуизм, буддизм)
- санскрит — śunyatā (буддизм)
9. Время начинает искривляться
Все возникновения имеют тенденцию соединяться в единую поляризацию. Все прекращения имеют тенденцию собираться в единую нейтрализацию. Субъективное время начинает всё меньше ощущаться растянутым в линию. Очень мало что происходит, и всё происходит.
10. Танец в Источнике
Вы пребываете в метафорической «чёрной дыре» за пределами времени и пространства, участвуя в чистом потоке Источника. Одно Ничто, образно говоря, это гравитационная сингулярность. Граница между поверхностью и глубиной сознания (обозначенная пунктирной линией) — это метафорический «горизонт событий».
Как сказал поэт 16 века св. Иоанн Креста:
- Que bien se yo La Fonte
Que mana y corre
Aun que es de Noche.
Как сладостно мне знать источник,
бегущий во тьме этой ночи!
(перевод Л. Винаровой)
Или как описал это британский поэт
- At the still point, there the dance is,
But neither arrest nor movement.
And do not call it fixity,
Where past and future are gathered.
В спокойной точке ритм,
Но не задержка и не движенье.
И не зови остановкой
Место встречи прошлого с будущим.
(перевод А. Сергеева)
Завершающий комментарий
Эти последние два примера «Абсолютного Сейчас» показывают, что центрированность в настоящем не такое уж безобидное дело как можно подумать. Доведённое до предела, оно может сотрясти вещественность себя и мира.
Вы можете скачать этот перевод в виде pdf-файла (6Мб).
Все доступные переводы текстов и инструкций Шинзена Янга находятся здесь.