Тексты

Хозяева своих действий

Вокруг так много разговоров о политике, на кухнях и в сети. Помимо очевидных социоэкономических составляющих, я в этих разговорах явно слышу тему незрелости лидеров, людей, управляющих странами и народами. Незрелости и политической — в чём я совсем не разбираюсь, и психологической, в которой я понемногу начинаю разбираться. И учитывая мою буддийско-интегральную «профдеформацию», я начинаю размышлять сразу о том, что один из моих учителей, У Пандита, называет «Свет мира» — а именно, знание о том, что все мы являемся наследниками своей кармы (каммассаката самма-диттхи).

Один из маркеров зрелости — а только после достижения этой стадии и начинается настоящая работа над собой (потому что до этого взросление идёт просто в результате генетической предрасположенности и социокультурного обуславливания) — это возможность предвидеть последствия своих действий и видеть их причины. Конечно, всему этому нас учат ещё с детсадовского возраста, но до достижения определённой стадии психологического взросления понимание своих действий и их последствий остаётся очень примитивным. Мне довелось остро почувствовать это к 24-м годам, когда я чуть было не присвоил себе большую сумму чужих денег. Ясно помню ту секунду, когда я понял, что через минуту уже ничего нельзя будет изменить, что я пересеку точку невозврата, и это событие (и его итог) останется в моей личной истории навсегда. Я счастлив, что это прозрение удержало меня от невероятно низкого поступка и я успел всё исправить.
 
Сейчас, через 7 лет после того события, я практически постоянно удерживаю во внимании свои намерения и сознаю последствия действий. Когда я общаюсь с людьми — зачем я это делаю, и как я выбираю способ общения с ними? Со своей любимой? С родителями? Когда я чем-то занимаюсь — какое намерение лежит за всем этим, и какое место ценность этого намерения занимает в моей иерархии ценностей и актуальности этого момента? Я счастлив, что знаю свои актуальные ценности и имею возможность выбирать в каждый момент, один или в общении с другими, этим ценностям следовать. Сейчас такое происходит по многу раз в день, когда я вижу развилку и альтернативные сценарии будущего, и выбираю следовать наибольшему благу. Сильнее всего это проявляется в отношениях: наше общение в будущем будет наследником нашего общения сейчас — каким я хочу его видеть и что для этого делаю? Какой фундамент для нашего общения через год, через 10 лет, я закладываю прямо сейчас?

В южном буддизме есть такие понятия как хири и оттаппа — отвращение и страх. Чтобы объяснить то, как они действуют, Буддхагхоса, выдающийся систематизатор доктрины южного буддизма и автор важного текста «Путь очищения», приводит в пример железный прут: один конец этот прута раскалён докрасна, а другой конец обмазан дерьмом. Мы не хотим касаться раскалённого конца из страха — вполне обоснованного страха обжечься, а обмазанного дерьмом конца мы не хотим касаться из не менее обоснованного отвращения. Эти страх и отвращение традиция называет «Стражи мира».

Мы моемся в душе и чистим зубы из нежелания ходить грязными, и точно также мы не хотим замараться или обжечься обо что-то неправильное или некорректное с морально-этической точки зрения, когда становимся способны видеть и чувствовать формирование своих намерений и последствия своих действий. Гигиена тела и гигиена ума.

Конечно, хири и оттаппа – это просто один из инструментов, один из вариантов того, как можно реализовывать понимание кармы. И конечно, не менее важны и позитивные «инструменты» — к примеру, совершать каждое следующее действие из любви, дружелюбия и сострадания.

Я начал с политики. Многие из этих людей, к огромному сожалению, плохо понимают законы кармы, не боятся обжечься и любят измазаться в дерьме, и не чувствуют, что бесконечно взаимосвязаны со всеми другими существами. Не чувствуя этой взаимосвязи, не сознавая своих омрачений, не заботясь о будущем, они не видят, что на самом деле питает их намерения.

Интересно, что именно намерения Будда называл нашей кармой, нашими действиями. Каковы намерения — таковы и наши проявления в мире, а начать сознавать и менять намерения можно только тогда, когда чувствуешь взаимосвязанность с максимально широким кругом живых существ и видишь системные долговременные последствия своих действий.

Как мне кажется, невозможно научить людей быть моральными. К этому можно только повзрослеть самому, и способствовать созданию такой культуры, в которой ходить обожжённому и в дерьме будет очевидно неприятным. Для этого необходимо не столько внешнее обуславливание, сколько обучение рефлексии и внимательности к себе и к другим. Не случайно «Свет мира» — это то знание, которое возникает уже на первой стадии пути прозрения, во время практики медитации випассаны.

Многие буддисты ежедневно произносят такие слова:

Я хозяин своих действий, наследник своих действий, рождён благодаря моим действиям, связан со своими действиями, живу, поддерживаемый моими действиями. Какие бы действия я не накопил — хорошие или плохие, именно их я и унаследую.

Пусть все живые существа будут счастливы! Это возможно, если каждый ясно увидит, что является хозяином и наследником своей кармы — то есть своих действий, которые следуют за намерениями. Пусть ваши намерения будут направлены на благо, красоту и истину — для себя, и для других, в этот момент, и в каждый следующий!

You Might Also Like

2 комментария

  • Reply
    Ответственные за счастье — Деятельное присутствие
    28.09.2015 at 16:01

    […] И вот, благодаря практике вы начинаете всё яснее знать, куда смотреть и что делать. И от этого приходит ответственность за себя, поскольку вы регулярно сознаёте, постоянно напоминаете себе, что ваше состояние зависит только от ваших действий, покуда это не становится совершенно очевидным, «железобетонным». В буддийской традиции это называется каммассаката-ньяна (kammassakata-nãna), или знание о том, что мы пожинаем плоды своих действий, что мы являемся, дословно, «наследниками своей кармы» (об этом я однажды уже писал). […]

  • Reply
    sandrachess
    18.01.2017 at 13:35

    прекрасно! и абсолютно созвучно

  • Leave a Reply