Семидневный ретрит в горах Тянь-Шаня: как это было

Прошла неделя с момента окончания ретрита в Кыргызстане в горах Тянь-Шань, и теперь хочу обернуться назад, поделиться впечатлениями и подвести некоторые итоги.
Это был семидневный ретрит от Active Presence, единственный в этом году, и первый, который спустя шесть лет мы снова провели вместе с прекрасной Машей Ширяевой (инста, ТГ), которая не только художник-керамист и преподаватель в керамической студии, но вообще-то и опытный йога-тичер (RYT-500).
Она обучалась аштанга-йоге в Майсоре и Ришикеше (Индия), на преподавателя аштанга-йоги в Покхаре (Непал), на инструктора виньяса-флоу (American Yoga Alliance), «культуре движения» с Игорем Пантюшевым, и многому другому, и «йожила» участников всех наших ретритов с 2015 по 2019 год — будь здоров! (Привет всем, кто помнит те светлые времена).
В прошлом году я попробовал провести ретрит без Маши, и мне не понравилось… Так что в этом году вернулись к любимому семейному формату, когда мы с Машей плавно перетекали из одной практики в другую, создавая «бесшовные» переходы между созерцанием в покое и упражнениями в движении.
В этот раз было «крафтовое» мероприятие, всего восемь участников, семь дней, с индивидуальным подходом к каждому участнику. Это важно, потому что все мы разные, задачи разные, ситуации и состояния разные — а процессы на ретрите происходят очень даже интенсивные, даже на таком семейном и «крафтовом».
Мы медитировали в большой юрте, на склонах гор, в полях, в стогах, под сенью ягодных деревьев, в тени лиственниц, у бурной реки, у нежного ручья… Около нас паслись кони и коровы, вокруг росли кусты спелой малины и чёрной смородины… Кристально-синее, залитое солнцем небо резко сменялось облаками и тучами (один раз даже пошёл сильный град), а проливной дождь — снова бесконечной синевой неба. Снежные пики гор сопровождали каждый наш шаг. (Это всё было так невероятно волшебно, что в последний день мы решили — даст бог, приедем сюда и в следующем году!)
А ещё специально для этого ретрита Маша сделала уникальные керамические пиалы для чая, и каждый участник в первый вечер выбрал себе чашку по душе (все чашки разные). Многие потом ежедневно ходили с ними, не расставаясь — и в глазури внутри, и в нерикоми-текстуре снаружи можно было каждый день находить что-то новое.
Что по процессу?
Первые несколько дней мы заходили в практику, учились успокаиваться и устаканиваться. Для успешного ретрита очень важно начать преднамеренно прикладывать внимание к каждому мгновению жизни, и для этого надо жизнь максимально упростить, убрать повседневные заботы, и делать всё чуть медленнее, чем обычно — чтобы успевать отслеживать, не пропуская.
Середина ретрита была про ясность, про внимательное исследование того, из чего состоят наши непосредственные ежемоментные переживания, как они возникают и уходят, и что всё это для нас значит: как мы вновь и вновь создаём различение «себя» и «мира», и как все элементы этих переживаний находятся в постоянном взаимодействии и взаимобытии.
А финал ретрита был про внимательное отношение, заботу, дружелюбие и сострадание. И если начинали мы этот разговор с техник культивации дружелюбия и сострадания, то завершали тем, что эти хорошие качества — это естественное продолжение знания о взаимобытие.
Кажется, все участники получили то, за чем приезжали (пишу это, опираясь на обратную связь), хотя конечно, плоды такого погружения, если мы не берём в расчёт красивое состояние и россыпь инсайтов на самом ретрите, будут проявляться и «дозревать» в жизни ещё долго — если быть к этому внимательными и бережными.