Расширение и сжатие: что происходит с болью и радостью
Большинству из нас знаком и понятен спектр боли-удовольствия. Все мы так или иначе мечемся по этому спектру, выдумывая самые изощрённые способы, чтобы только убежать от дискомфорта или уменьшить его настолько, насколько возможно, и увеличить и продлить удовольствие.
Причём это касается не только физического, но и эмоционального, и психологического дискомфорта. Болит спина, расстался с любимой, не могу выбрать смартфон — это может быть всё, что угодно.
И вот мы мечемся вдоль этой оси, стараясь увеличить количество удовольствия и уменьшить количество боли в нашей жизни. Часто это приводит к любопытным курьёзам, когда в погоне за удовольствием (и в целом — удовлетворением) мы делаем себе только хуже.
Но практикующие из самых разных созерцательных традиций мира знают, что качество жизни связано не только и не столько с количеством боли или удовольствия, сколько с тем, как именно мы проживаем эти боль и удовольствие.
В частности, огромное значение имеет спектр расширения-сжатия. Парадоксально, но переживая удовольствие в сжатом состоянии, мы можем испытывать больше страдания, чем ощущая боль в состоянии расширения.
Почему так хорошо обычно бывает на море или в горах? Потому что возникает ощущение просторности и воздушности. Широкий горизонт в самом прямом смысле наполняет наше визуальное пространство, а чистый воздух — наше тело. Но переживание это может не зависеть от внешних обстоятельств, поскольку является тренируемым навыком. Точно так же, хотя многие из нас любят созерцать ручьи и водопады, само по себе ощущение потоковости, свободной текучести — это тоже тренируемый навык. Например, про него рассказывает Михай Чиксентмихайи в своей книге «Поток: Психология оптимального переживания».
Даже находясь физически в тесной квартире душного мегаполиса, у вас всегда будет возможность освежиться под искристым водопадом и дышать полной грудью, стоя на вершине горы, если вы тренируете доступ к таким состояниям ума. Шинзен Янг называет это «свободой жить в двух мирах».
Но давайте вернёмся к нашей основной теме: переживанию боли и удовольствия из состояний расширения и сжатия.
Как переживается удовольствие из состояния сжатия? Мало кто будет спорить, что обладать чем-то, что нам нравится, приятно. Вот мой любимый китайский чайник, вот моя машина, вот тарелка вкусной еды. Но это «мне нравится» можно проживать из очень разных состояний. Как бы вы показали, телом изобразили, жадность?
Крайний пример — Горлум из «Властелина колец». Шли годы, и этот когда-то статный и красивый мужчина физически сжимался всё больше и больше, пока не превратился в отвратительное и жалкое существо — Горлума. «Моя прелесссссть».
Удовольствие из состояния сжатия — это не только про жадность как таковую, но и про весь спектр сопутствующих эмоций и состояний. Тут и зависть («я хочу, чтобы мне было так же приятно»), и ревность, и аддиктивное поведение (зависимости), и неспособность отпускать («мне было так хорошо»), и многое другое.
Как переживается удовольствие из состояния расширения? Представьте себе купание в море, без мыслей про то, что скоро кончается отпуск. Просто само купание, все те ощущения, звуки, вкусы, запахи, вид из глаз, которые сопровождают это событие. Представьте себе поедание вкусного чего-то-там, без мыслей о том, что надо бы взять ещё кусок. Просто наслаждение видом, вкусом, запахом, фактурой всех ингредиентов. Представьте себе наслаждение красивым закатом или рассветом, оргазм, ощущение тёплых лучей солнца на лице, тихую вечернюю беседу на кухне…
Всем знакомы эти переживания, но мало кто сознаёт, что это может быть результатом практики. То же самое — и с переживанием боли. Про то, что боль — это понятие субъективное и относительное, я недавно писал.
Но что такое боль из сжатия или из расширения? В прошлом году я перевёл совершенно замечательное интервью Шинзена «Чтобы избежать страдания, идите прямо в боль». Во многом, оно именно про эту разницу. Позволю себе большую цитату:
- H₂O остаётся H₂O вне зависимости от того, кусок ли это льда, текущая вода реки, или пар в воздухе. Не важно, в каком физическом состоянии находится это химическое соединение, вода всегда остаётся водой. Но между этими физическими состояниями — огромная разница. Вы можете пить или купаться в текущей воде, но с кусками льда это уже не получится. Растопите лёд, и вы сможете и напитать себя, и очиститься.
Так вот, представьте, что вы живёте на замёрзшей планете, где все видели воду только в состоянии льда. И тут кто-то рассказывает вам о том, что вы можете пить воду и купаться в ней. Конечно, вы скажете: «Что?!», ведь для вас вода — это лёд. Вы просто не знаете о других состояниях воды, потому что выросли на такой планете.
Когда дело доходит до осознанного проживания эмоций, большинство людей живёт на замёрзшей планете.
Они знают, что такое гнев, ужас, стыд и смятение, и думают, что уже знают всё, что можно знать про эти переживания. Но они знают только одно состояние этих эмоций — неполное, замороженное. Очень сложно представить себе, каким окажется их состояние, если прожить все эти эмоции с таким уровнем сосредоточения, ясности и уравновешенности, что вместо того, чтобы затвердевать и сворачиваться в страдание, они станут безусильным природным потоком. Очень сложно вообразить, что они могут напитать вас или очистить ваше сознание.
Боль и удовольствие, радость и грусть, страх и гнев удивительным образом трансформируются, когда мы начинаем переживать их не из сжатия, но из расширения. Не из «твёрдого» и скукоженного состояния, но из текучего и потокового.
Счастье из зависимости от удовольствия превращается в простое наслаждение тем хорошим, что происходит прямо сейчас. Тоска и безнадёга становятся уместным проживанием отпускания, пустоты, тишины. Скука и апатия превращаются в умиротворение и безмятежность, вина — в сознательность и ответственность, страх и беспокойство — в мудрость и предвидение, а гнев — в сильное утверждение своих позиций.
Ну, а физический дискомфорт превращается в освежающий и очищающий поток жизни. И это не поэтическая метафора, а проживаемое напрямую состояние.
Как это почувствовать?
Другими словами, что конкретно можно сделать в любой момент, чтобы ощутить боль или удовольствие из состояния расширения? В этом участвует два компонента:
- • Тело
• Внимание
Сжатие и расширение — это вполне себе телесные процессы, и можно попробовать смоделировать это ощущение через позу тела, как я предлагал выше в эксперименте с нашим «внутренним Горлумом». Представьте себе что-то, что доставляет вам удовольствие. Проще всего, если это будет какой-то предмет, который можно держать в руках.
- 1. И для начала, представляя этот предмет, покажите телом жадность. Это моё, я один этой вещью обладаю, она моя… Никому не отдам, ни с кем не поделюсь! Как может выглядеть такая поза? Как ощущается такое состояние?
2. Теперь сделайте полный мягкий вдох, и мягкий продолжительный выдох. Отпустите плечи, позвольте расслабиться нижней челюсти. Продолжайте представлять, что этот предмет по-прежнему у вас в руках. Можно ли радоваться тому, что он просто лежит в них, ощущая то удовольствие, которое он вам дарит, не цепляясь за это, не сжимаясь вокруг этого? Как закат, как прогулка в лесу, как луч солнца на лице. Это просто само по себе приятно, иметь этот предмет в руках, без каких-либо дополнительных историй. Как это ощущается?
3. Есть ли разница? В чём она? Как именно переживается отличие первого состояния и второго? Можно несколько раз перейти от одного к другому и обратно, чтобы лучше это почувствовать.
Собственно, рекомендуемая поза для медитации сидя — спокойная, расслабленная, с прямой спиной — сама по себе уже отражает это качество укоренённого расширения.
Что касается работы внимания, в практике осознанности мы говорим о развитии такого навыка внимания как равностность.
Например, большинству из нас знакомы такие моменты, когда мы инвестируем слишком много внимания в какие-то неприятные нам мысли. Они приходят в голову, они как-то «заряжены» эмоционально, и внимание само туда течёт без нашего на то желания. Практика осознанности позволяет замечать возникающие мысли, эмоции и ощущения так, что мы ясно сознаём их, но не вовлекаемся в них эмоционально. Внимание в них не теряется. Проще говоря, они теряют способность нас захватывать и нами руководить.
Вовлечённость в свои внутренние события, поглощённость ими, может восприниматься как сжатие. Способность быть с ними в полном контакте, сознавая при этом всё то, что происходит помимо этих событий, может восприниматься как расширение.
- Что будет, если я буду просто свидетельствовать физическую боль в левом плече без задачи как-то компульсивно отреагировать на неё? Если я просто наблюдаю за ней как за любопытным процессом, не вовлекаясь эмоционально в сопротивление этой боли? Если внимание не утекает в эти ощущения так, что я теряю контакт со всем остальным, а охватывает и эти болезненные ощущения, и всё, что происходит помимо них?
Итого, мы все хотим чувствовать больше удовольствия и меньше боли. Боль приносит страдание, а удовольствие — удовлетворение. По крайней мере, так нам интуитивно кажется. Если же начать это исследовать, то всё оказывается немного сложнее. Удовольствие из состояния сжатия может приносить не удовлетворение, а жажду («хочу ещё!»). А боль из состояния расширения может, парадоксальным образом, приносить удовлетворение — потому что даёт вкус просторности, жизненности или даже покоя.
Важно отметить, что расширение — совершенно не обязательно качество только лишь позитивное, а сжатие — негативное. Я вообще стараюсь не мыслить в таких терминах. Расширение иногда может быть функционально вредным, а сжатие, наоборот, полезным. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Равностность = придавать всему равное значение, то есть ничего не выделять как особенное. Чем тогда из этого состояния определяется следующий шаг, чем мотивируется действие?
Андрей, спасибо за отличный вопрос! Придавать всему равное значение — это работа ума. «Значения» раздавать в принципе — это же и есть функция ума. Но когда мы говорим о равностности в контексте практики осознанности, речь идёт не про ум, не про значения. А скорее про сбалансированный способ обработки любой сенсорной информации, любых событий, когда я не стремлюсь ничего удерживать или отталкивать, позволяю всему происходить. Можно сказать, что это другой способ проживать, а не другой способ оценивать (правда, такие слова тоже могут путать). Такой способ проживания событий позволяет наделять события значимостью гораздо успешнее, на практике, потому что мы можем взглянуть на них чуть более объективно, чуть более нейтрально. Успеваем их прожить так, как они возникают, без окрашивания нашей «реактивной историей» про них. И получаем чуть больше возможность писать новую историю, опираясь на ценности, приоритеты и так далее.
Я ненавижу садо-мазо. Боль это всего-лишь непереносимо-сильное ощущение.
И размазывать боль по всему телу или даже по всему пространству есть признак слабости. Да и вредно.
Возможно вам всего раз в жизни выпало почуствовать по настоящему что-то. И вы потом всю жизнь будете писать подобные статейки о том как вы ловко уклоннились от сильного ощущения.
Больно-значит живой.
Боль я вызвал своими мыслями, своим поведением в социуме, и это мое дело, я сам с ней разберусь, и это вовсе не трудно. Делиться не буду. Хотя существует куча технологий.
А вот радость … Ее не грех раздать всем до кого смогу дотянуться. Всем кого знаю, помню и люблю.
Юрий, спасибо за комментарий. Вы прочитали что-то своё, к сожалению, а не мой текст. Основной акцент в нём как раз на то, что уклоняться от сильного ощущения не нужно. Я цитирую интервью Шинзена, которое прямо называется: «Чтобы избежать страдания, идите прямо в боль». Где же здесь уклонение от сильных ощущений? Речь про то, что боль можно переживать по-разному. И что нам как раз очень привычно уклоняться, и часто мы делаем себе только больнее этим в долгосрочной перспективе. А можно не уклоняться. Я знаю, о чём говорю, потому что проживаю это на собственном опыте. В том числе, с хронической болью.
Виктор, большое спасибо за статью!
Неоднократно читала переведенную Вами статью Шинзена, но после этой публикации прояснились иные грани. Во многом благодаря приведенным примерам.
«Что будет, если я буду просто свидетельствовать физическую боль в левом плече без задачи как-то компульсивно отреагировать на неё? Если я просто наблюдаю за ней как за любопытным процессом, не вовлекаясь эмоционально в сопротивление этой боли? Если внимание не утекает в эти ощущения так, что я теряю контакт со всем остальным, а охватывает и эти болезненные ощущения, и всё, что происходит помимо них?»
Очень важный момнет для меня. Спасибо.
Очень часто далеко не сразу удается отследить потерю себя в переживаемых эмоциях. Когда уже силы совсем на исходе потеря становится очевидной. Но как не доводить себя до исступления (вопрос скорее риторический, потому как понимаю, что только тренировкой навыков). :) Здорово обладать способностью быть с событиями в полном контакте, сознавая при этом всё то, что происходит помимо этих событий, но, как правило, мы себя беспощадно теряем.
На днях у меня был замечательный опыт. Как раз в рамках проводимого Вами курса. Пятиминутное простое сидение. Казалось бы, какие могут быть мгновенные подарки от практики? Переживая весьма непростую ситуацию и будучи вовлеченной в нее на 200%, всего лишь 10-минутная медитация простого сидения позволила без какого либо моего усилия прервать вовлеченность. Причем заметила это только постфактум. Новый опыт для меня и направление для исследования. И раньше были многократные попытки. Но почему-то в этот раз все было иначе.
Оксана, как круто! Спасибо большое за такой развёрнутый комментарий! Всё так!
) спасибо за шикарную статью
огромная просьба — сделать возможным ссылку на VK (так же, как на facebook и прочее)
А подход к «принятию» гордыни — точно такой же… и это качество превращается в совсем другое
и очень важное для человека. Спасибо.
Спасибо большое! Да, и с гордыней — то же самое. Она превращается, например, в чувство собственного достоинства.
Про ссылку на ВК — попробую (эти иконки идут с темой, она иностранная, так что вк нет изначально).
Готово, поставил нормальные кнопки! Теперь можно ещё поделиться в Telegram, а также сохранить статью в Pocket и Evernote.
«Расширение иногда может быть функционально вредным, а сжатие, наоборот, полезным. Но об этом как-нибудь в другой раз.» — Виктор, а другого раза еще не было? очень интересно) или может быть вкратце приведете пару примеров?)
Пока не было, но будет :)
«Чтобы избежать страдания, идите прямо в боль».
Скажите пожалуйста, если область боли имеет неконкретные, расплывчатые границы, каким образом протекает её свидетельствование? Как надо направлять внимание?
Ага, хороший вопрос. В любом случае, возможно всего несколько вариантов:
1. Это всё тело целиком.
2. Это какая-то одна область
3. Это несколько областей.
При этом границы такой области могут быть чёткими, а могут быть расплывчатыми. Важны тут скорее не границы и их чёткость или расплывчатость, а замечать то, насколько всё это статично или изменчиво. Прямо так можно и свидетельствовать: «меняется, меняется, не меняется, меняется»и т. п.
Добрый день,
«Расширение иногда может быть функционально вредным, а сжатие, наоборот, полезным. Но об этом как-нибудь в другой раз.»
Где можно об этом почитать?
Прежде всего, речь про экстремальные моменты, связанные с выживанием, на инстинктах. Про это — книги по эволюционной биологии.
Благодарю за ответ!