- Это мероприятие прошло.
Шесть врат к возвышенному: система методов созерцательной практики буддизма махаяны
17 ноября 2022, 10:00–9 февраля 2023, 12:00 UTC+3
Шесть врат к возвышенному — это шесть методов буддийской созерцательной практики («счёт», «следование», «остановка», «созерцание», «разворот» и «очищение»), а также одноимённый трактат древнего китайского мастера Чжи И (6 в н.э.), патриарха школы Тяньтай, в котором он собирает эти шесть методов в уникальную, стройную, цельную и нелинейную систему практики, простирающейся от счёта дыханий — к созерцанию недвойственности и пустотности — к распознаванию безначального неомрачённого совершенства.
Эта последовательность из шести методов впервые встречается в текстах 2 в. до н.э., и её же можно найти у знаменитых авторов самых разных школ и традиций от Васубандху до Буддхагхосы (5 в. н.э.). То есть, в течение минимум семи веков про эти шесть методов писали и махаянские учителя, от которых пошли школы чань и дзэн, и те индобуддийские философы, от которых пошёл тибетский буддизм, и даже ланкийские авторы, на работы которых опирается южная школа тхеравады. В наше время схожую последовательность методов неявно дают дзэнские мастера в Японии.
Уникальность системы Чжи И в том, что это не столько описание самих методов или даже просто их последовательность, сколько математический граф, в котором эти шесть методов связаны друг с другом всеми возможными способами, и что это именно целостная система, опирающаяся на махаянское буддийское понимание пустотности, «только ума» (йогачары), Срединного Пути (мадхьямаки) и Природы Будды.
Участников курса ждут три месяца увлекательного совместного погружения в теорию и практику «шести врат», методов и воззрений раннего буддизма махаяны, отличий и пересечений с современным подходом майндфулнес, и многое другое.
- Мы разберём эти «шесть врат» как самостоятельные полноценные техники;
- Изучим последовательный метод культивации «шести врат» и критерии перехода от одной техники к другой;
- Поговорим про «перевёрнутый» способ практики бодхисаттв;
- Разберём принципы подбора техники, подходящей именно вам;
- Научимся применять эти шесть техник сообразно обстоятельствам, по ситуации, и в качестве противодействия неблагоприятным состояниям тела и ума;
- И посмотрим на всё это глазами махаянской буддийской традиции «запредельной мудрости» (праджняпарамиты).
Записаться на курс (ссылка на гугл-форму)
Всего 12 занятий-встреч (раз в неделю), по темам:
- 1. Введение, исторические корни буддийской практики. Обусловленное и необусловленное. Три универсальных характеристики. Нирвана. Методы шаматхи и випашьяны.
2. Ранний буддизм и махаяна: отличие воззрений, целей, методов практики. Природа Будды, бодхисаттва и бодхичитта. Умелые средства (упайя). Постепенная и непостепенная практика.
3. Исторический контекст «шести врат к возвышенному». Путешествие буддизма из Индии — в Китай и Восточную Азию. Ранние школы китайского буддизма. Содержание трактата «Шесть врат к возвышенному» патриарха Чжи И.
4. Базовые принципы практики: настройка тела, дыхания и ума. Саморегуляция внутри медитации. Вход и выход из практики. Критерии корректной практики.
5. Первые врата, «Счёт»: стабилизация ума через концептуальные умелые средства. Методы противодействия «плавающему» и «тонущему» уму. Методы противодействия «напряжённому» и «расхлябанному» уму.
6. Вторые врата, «Следование»: стабилизация ума через отслеживание физических феноменов. Принципы травмаинформированной практики.
7. Третьи врата, «Остановка»: стабилизация ума через остановку движения ума. Концентрация с объектом и без. Усилие и безусильность.
8. Четвертые врата, «Созерцание»: наблюдение за непостоянством и подобной сну природой любых объектов сознавания. Випассана и випашьяна. Возникновение и прекращение.
9. Пятые врата, «Разворот»: созерцание самого ума, совершающего созерцание. Практика гуаньсинь. «Возвращение к Источнику». Что делать, когда «встречаешь демонов».
10. Шестые врата, «Очищение»: созерцание совершенной неомраченной природы ума. Условия распознавания изначальной чистоты.
11. Использование методов шести «врат» сообразно обстоятельствам. Другие способы понимания и использования шести «врат».
12. Финальные вопросы, обсуждение и завершение.
Курс включает:
- — 12 онлайн-занятий (2 часа каждое);
— видеозаписи всех встреч;
— текстовые и прочие материалы;
— чат в Телеграме для обсуждения теоретического и практического содержания курса.
Каждое занятие длится 2 часа и включает:
- — лекцию по соответствующей теме;
— совместную созерцательную практику;
— вопросы и ответы;
— обсуждение релевантных фрагментов перевода трактата «Шесть врат к возвышенному»;
— дополнительные материалы и ссылки;
Кому подойдёт этот курс
- — всем тем, кому интересна тема буддизма, китайского и не только, человеческим языком и через личный опыт;
— практикующим современные формы медитации и майндфулнес, которые хотят побольше узнать о традиционных корнях и нюансах этих методов;
— преподавателям майндфулнес, которые хотят побольше узнать о традиционных корнях и нюансах буддийских методов;
— практикующим випассану, которые хотят узнать побольше о махаянских методах и воззрениях и обогатить свою практику;
— всем тем, кто ищет цельную и комплексную систему медитативной практики, идущую глубже, чем секулярные методы (в частности, майндфулнес);
Этот курс, скорее всего, НЕ подойдёт тем, кто ощущает сейчас сильные эмоциональные «качели» и склонен к нервным срывам, или страстно мечтает о просветлении как способе решить все свои проблемы.
Несколько важных дисклеймеров
Я не буддийский учитель, не обучаю медитации в рамках какой-либо буддийской традиции, не представляю какую-либо школу и не приведу вас к Просветлению.
Я опираюсь на несектарное, современное, научно обоснованное понимание, которое сформировано десятками лет изучения буддизма и других сотериологических «фреймворков освобождения», а также личным опытом созерцательных психопрактик в разных восточных и западных подходах.
Моё понимание всех этих тем гарантированно неполное, и почти наверняка ошибочно. Изучайте, сомневайтесь, практикуйте, сравнивайте, осмысляйте критически, пробуйте и обсуждайте.
Если вас не отпугнули предыдущие несколько абзацев, то обещаю вам увлекательное, парадоксальное и провокативное погружение в мир индокитайского буддизма махаяны, углубление вашей собственной созерцательной практики и тщательное исследование механизмов вашего непосредственного переживания и недвойственного сознавания.
Даты и время
По четвергам утром в 9:00 UTC +2 (9 утра по Киеву/Иерусалиму/Прибалтике, 10 по Москве, 11 утра Тбилиси/Ереван
- Ноябрь 17, 24
Декабрь 1, 8, 15, 22
Январь 5, 12, 19, 26
Февраль 2, 9
Все занятия будут доступны в записи, когда и если вы не сможете присоединяться вживую.
Стоимость участия
Есть три варианта по стоимости участия, с одинаковыми условиями внутри курса.
- Стандартная цена: 380 $ за курс.
Благотворительная цена: 500 $ за курс, оплачивая эту сумму, вы помогаете участвовать тем, кто не имеет возможности оплатить стандартную стоимость курса.
Спонсированная цена: 260 $ за курс.