Отчёт о ретрите в Закарпатье
(галерею можно листать в стороны)
Закончился очередной ретрит по практикам базовой осознанности, на этот раз — в совершенно волшебных местах Закарпатья. 14 участников, 6 полных дней практики, 4 дня молчания.
Ретрит нечасто оказывается временем расслабленного отдыха, хотя в этот раз мы достаточно гуляли по горам, собирали чернику, слушали колокольца коров и созерцали закаты. Чаще это время интенсивной работы, и как правило — именно за этим люди и едут на ретрит, чтобы за отведенный срок как можно лучше познакомиться со своим телом и умом, как можно лучше изучить принципы их работы.
Зачем для этого нужен именно такой специфический формат?
В обычной жизни у нас множество отвлечений и параллельных дел, и мы редко когда имеем возможность заняться телом и умом самими по себе.
Сторонники воплощенного подхода (эмбодимент) могут здесь возразить мне, что мы по определению проявляемся через тело-ум всегда в контексте жизненных ситуаций — и я с этим полностью согласен. Однако для изучения их функционирования нужны определенные навыки внимательности, и гораздо проще развивать эти навыки в максимально способствующих этому условиях.
Такими условиями прежде всего являются спокойный ум, однонаправленный фокус внимания и открытое присутствие в происходящем.
Внешнее молчание, плотный график практики, два полноценных занятия йогой в день для раскрытия тела, а также конкретные инструменты для наблюдения механизмов работы ума — всё это необходимо для того, чтобы мы могли успокоиться, раскрыться, прочистить сенсорные каналы восприятия, и начать видеть «четыре благородные истины» в действии:
Если где-то и есть проблема, то она не во внешней ситуации, а в наших привычках, тенденциях ума, шаблонах восприятия, мышления и поведения. Эти тенденции и шаблоны возникают неслучайно; они — следствие нашего неосознанного, бессознательного отношения к жизни.
Систематической тренировкой позитивных качеств ума возможно эту ситуацию поменять. Это сделает нас свободнее, счастливее и спокойнее, а нашу жизнь — более наполненной и осмысленной. Это проверено миллионами людей за последние несколько тысяч лет, и подтверждается современными исследованиями. Для этого даже не обязательно вступать в секту!
Благодаря такой систематической тренировке позитивных качеств ума мы меняем поведение и мышление — то есть привычки тела и ума; меняем то, как тело-ум воплощается в каждой новой ситуации.
Ключевое условие для этого — научиться направлять внимание туда, куда требуется, несмотря на любые отвлечения, чтобы осознать то, что там происходит.
Поэтому на внешнем уровне, уровне упражнений, в благословенном Закарпатье мы в основном занимались тем, что всё время или направляли внимание в те или иные сенсорные каналы — в визуальное пространство, в ощущения, звуки, вкусы и запахи, в пространство мыслей и образов, состояний и намерений, желаний и восприятий, — или полностью отпускали всякие намерения и учились просто быть, прежде всякого действия или восприятия.
На внутреннем уровне, уровне состояний, у многих участников случился эмоциональный «расколбас», и сколько бы я каждый день не предупреждал о том, что это нормально и естественно, и что это бывает почти у каждого первого, некоторым этот процесс дался довольно тяжело.
Всё дело в том, что как только мы перестаём забивать свою «оперативную память» множеством параллельных процессов, успокаиваемся и затихаем, то все эмоциональные и психологические зажимы начинают размягчаться и плавиться, подниматься на поверхность. Как тело компенсирует, скажем, перекосы в тазу обратными перекосами в плечах (все мы отклоняемся в другой бок, когда несём тяжелые сумки), психика компенсирует одни психологические «зажимы» — другими, тщательно маскируя все возникающие «перекосы».
Когда начинаешь слушать тело, успокаиваться, замедляться и сосредотачиваться, вся штукатурка начинает осыпаться и открывается реальное положение дел. На которое психика реагирует известным ей образом — эмоциональным сопротивлением. Это может проявляться как радость, гнев, печаль, подавленность, сомнение, спокойствие, эйфория, раздражение, усталость… Часто — комбинации из всего этого. Часто — маятник, когда состояния полярно меняются (депрессия ←→ эйфория, «что я здесь делаю?» ←→ «всё ясно, как божий день», и так далее).
Всё это предоставляет прекрасное поле для работы, и с грамотным инструктором возможно пройти через эти состояния качественно и результативно, подобно удачливому золотоискателю вынося с собой из них слитки инсайтов, пониманий и реализаций.
Благодаря этому ретриту я и правда стал более грамотным инструктором — он оказался непростым и обучающим. Ни на одном ретрите я столько не общался с участниками лично. Мало где требовалось находить настолько точные слова, уметь слышать, уметь обращаться прямо к сердцу, прямо к сути. Только в середине процесса я узнал, что несколько человек на ретрите были беженцами из Луганска, мама ещё одного участника и по сей день там, а у ещё одного участника случилось недавнее семейное горе. Всё это создавало довольно тонкий и очень чувствительный фон для всего, чем мы занимались.
Очень рад, что формат нашего погружения был не очень жестким, что вкупе с потрясающе красивой природой Закарпатья создало мягкий противовес происходящим эмоциональным «качелям». Я чувствую, что смог справиться с задачей, смог в каждом случае выслушать и найти именно те слова, которые выравнивали участников и давали им пространство большего покоя и ясности.
Для меня этот ретрит был именно про это. Про точность, покой и ясность. Именно таким я старался быть для участников — точным, спокойным и ясным — и именно этому и обучал, предлагая простые и конкретные инструменты. Надеюсь, участники смогут воспользоваться этими инструментами и полученными знаниями (прежде всего, знанием самих себя) за пределами ретрита, в обычной жизни. Сейчас всем это очень нужно!
Витя! Я тебя, во-первых, поздравляю с таким новым опытом. А во-вторых, елки-палки, спасибо что ты это написал. Ретриты совершенно потрясающий формат погружения в себя. И что бы не говорили сторонники воплощенного подхода, все мы ходим в конце дня домой после работы чтобы просто побыть и набраться сил, провести время с семьей, а в субботу-воскресенье вообще не ходим на работу. Ретрит — это просто более «наглый» формат отвлечения от «работы». Очень круто! Рада за тебя!
Таня, да, верно, я про это и написал, зачем нужен ретрит, даже если это тяжело и сложно. В конце концов, в любом случае мы в какой-то момент останемся один на один с собой, так что имеет смысл понять заранее, каково это. Ретрит — это тренировка возвращения домой. Спасибо!