Свобода жить в двух мирах
Отрывок из аудио-книги Шинзена Янга «Наука пробуждения»
Свобода означает способность получать цельное, законченное переживание в те моменты, когда это имеет смысл.
Люди, в каком-то смысле, это потенциальные амфибии. Природа наделила нас способностью жить в двух мирах, передвигаться свободно между этими двумя мирами.
Лягушка счастлива, поскольку является созданием двух миров. В те моменты, когда имеет смысл находиться на суше, ей совершенно удобно быть на суше. Когда имеет смысл находиться в воде, ей совершенно удобно быть в воде. Она может абсолютно свободно переходить из одной стихии в другую, когда захочет, и сколько захочет. Если ей надоедает быть на суше, она идёт в воду. Если ей надоедает быть в воде, она выходит на сушу. Нет никаких препятствий к её свободе перемещаться в обе стороны между этими двумя мирами.
Мы, люди, также наделены такой способностью. Мы можем опускаться в глубину, под воды единства, в мир текучести и связанности. И затем можем выходить на сушу, к твёрдости, ограниченности и поверхностности, для выполнения определённых функций.
Проблема в том, что мы забываем о том, как попасть обратно в воду, и застреваем на земле, в плотности и сухости земли. У нас пропадает возможность освежиться. У нас пропадают другие точки зрения на мир. И мы даже не можем качественно оценить эту твёрдость и сухость, поскольку нам не с чем эти качества сравнить!
Освобождённый человек похож на лягушку — он способен ценить застывший мир разделённости и индивидуальных личностей совершенно уникальным образом, поскольку у него есть возможность в любой момент оказаться в текучем и взаимосвязанном мире цельного и законченного переживания.
Update
Хороший вопрос задали в комментариях, решил поделиться здесь ответом:
В: Шинзен говорит: «Свобода означает способность получать цельное, законченное переживание в те моменты, когда это имеет смысл». Вопрос в связи с этим такой. В обычном состоянии сознания человек что, получает нецельное и незаконченное переживание? Я вот сейчас сижу, пишу комментарий. В чем нецельность и незаконченность моего переживания? Свободен я или нет?
О: С точки зрения Шинзена и его словаря, «цельное» или «законченное» переживание (complete experience) — это такое переживание, к которому на всём его протяжении применяются навыки осознанности —концентрация, сенсорная ясность и равностность.
Вот одно определение, которое он предлагает:
«Цельное переживание возникает тогда, когда сознание так вовлечено в переживательную деятельность, что оно просто не успевает превратить эти действия в „вещи“ (процессы — в объекты).»
А вот другое определение:
«Важно четко сознавать, что именно мы понимаем под „цельным переживанием“, и насколько это сложно — переживать даже простейшее ощущение целиком и полностью. Начнём с того, что цельность и законченность переживания никак не связаны с его типом, интенсивностью или продолжительностью. Они связаны со способностью переживать каждый всплеск этого ощущения с неослабевающим контактом и нулевым вмешательством. Неослабевающий контакт означает то, что мы никак не отвлекаемся от этого ощущения, включая отвлечения в мысли, создающие впечатление о „я“, переживающем это ощущение. А нулевое вмешательство означает отсутствие желания притянуть что-то или оттолкнуть, отсутствие напряжения, цепляния, удерживания любых волн и всплесков этого ощущения, покуда оно появляется и проходит.»
Надеюсь, это немного больше прояснило то, что имеется в виду.
«Свобода означает способность получать цельное, законченное переживание в те моменты, когда это имеет смысл». А разве мы можем получить нецельное, незаконченное переживание? Особенно в те моменты, когда в этом нет никакого смысла. Как достичь такой способности?
Хороший вопрос, решил поделиться здесь ответом (и добавил к записи про лягушку):
***
Шинзен говорит: «Свобода означает способность получать цельное, законченное переживание в те моменты, когда это имеет смысл». Вопрос в связи с этим такой. В обычном состоянии сознания человек что, получает нецельное и незаконченное переживание? Я вот сейчас сижу, пишу комментарий. В чем нецельность и незаконченность моего переживания? Свободен я или нет?
***
Спасибо за хороший вопрос. Ответ на него довольно технический. С точки зрения Шинзена и его словаря, «цельное» или «законченное» переживание (complete experience) — это такое переживание, к которому на всём его протяжении применяются навыки осознанности —концентрация, сенсорная ясность и равностность.
Вот одно определение, которое он предлагает:
«Цельное переживание возникает тогда, когда сознание так вовлечено в переживательную деятельность, что оно просто не успевает превратить эти действия в „вещи“ (процессы — в объекты).»
А вот другое определение:
«Важно четко сознавать, что именно мы понимаем под „цельным переживанием“, и насколько это сложно — переживать даже простейшее ощущение целиком и полностью. Начнём с того, что цельность и законченность переживания никак не связаны с его типом, интенсивностью или продолжительностью. Они связаны со способностью переживать каждый всплеск этого ощущения с неослабевающим контактом и нулевым вмешательством. Неослабевающий контакт означает то, что мы никак не отвлекаемся от этого ощущения, включая отвлечения в мысли, создающие впечатление о „я“, переживающем это ощущение. А нулевое вмешательство означает отсутствие желания притянуть что-то или оттолкнуть, отсутствие напряжения, цепляния, удерживания любых волн и всплесков этого ощущения, покуда оно появляется и проходит.»
***
Надеюсь, это немного больше прояснило то, что имеется в виду.
Подскажите, пожалуйста, где можно найти эту книгу целиком?
Олеся, ссылку на аудио-книгу на английском я дал в начале текста, в печатном варианте она скоро выходит в издательстве Sounds True. На русском её не существует, но я планирую перевести, и если получится — издать.
Спасибо, после того, как вы исправили ссылку, все встало на свои места.
Виктор, к сожалению, ссылка в начале текста ведет на пустую страницу.
Спасибо, поправил, теперь ведёт на Амазон. Да, SoundsTrue тоже она.
Наверно должна быть такая http://www.soundstrue.com/store/the-science-of-enlightenment-4027.html
можна этот процес назвать частью раслаблением-расширание? когда мы не вовлекаемся, а просто наблюдаем за происходящим?
Мне кажется, что расслабление и расширение — это часть механизма, за счёт которого достигается «свобода жить в двух мирах», но не сама эта свобода. Расслабление и расширение — это навыки, а свобода жить в двух мирах — это мета-навык.