26 марта 2014

Интегральное здоровье: поворот к живым людям. Часть 2

Оригинал текста был опубликован в журнале «Эрос и Космос» 26 марта 2014 года.

Продолжение серии статей об интегральном подходе к здоровью и здравоохранению. Читать первую часть.

Поворот к живым людям

approach-health-main-illИтак, мы сознаём, что здравоохранение в 21-м веке должно измениться в сторону профилактики и первичной помощи, и перераспределить добрую половину расходов, которые идут сейчас на не самые важные нужды. Мы также понимаем, что здравоохранение должно быть экологичным, чтобы оставаться устойчивым в долгосрочной перспективе; такое здравоохранение не должно отделять людей от той среды, в которой они живут, и с которой они находятся в постоянном взаимодействии через множество обратно-связанных процессов.

Следующим шагом для интегрального подхода к здоровью, очевидно, является поворот от лечения симптомов и «починки» организма (который, кажется, функционирует как следует во всём остальном, кроме этой небольшой проблемы) — к пониманию, что люди представляют собой сложные целостные явления, живые сущности в контакте с другими сущностями и самой Жизнью. Другими словами, интегральное здоровье признаёт, что человек не сводится к механизму со множеством деталей, каждая из которых может ломаться, когда лечение сводится к починке той детали, которая вышла из строя. Наоборот, оно признаёт в людях цельных существ, где каждая часть находится в тесной связи со всеми остальными частями, и значит любое лечение должно принимать во внимание всего человека целиком. Упомянутый в первой части статьи Рене Дюбо ещё тридцать лет назад сказал, что «врачи должны видеть цельных людей в полноте их среды».

Если мы переопределяем понятия здоровья и лечения и распознаём здоровье как изобилие и баланс, связанный в каждом человеке с его средой и окружением, распознаём здоровье как устойчивый процесс, а не состояние, то мы начинаем видеть людей как живые взаимосвязанные системы. В таких системах лечение сломанного мизинца влияет на всё моё тело, а не только на кисть руки. Лечение гастрита влияет не только на пищеварение, но и на всего человека целиком. А «весь человек целиком» неизбежно подразумевает и внутренние измерения.

Поворот к внутреннему

Интегральный подход, уважая целостный взгляд на человека, должен учитывать внутренние измерения вдобавок к внешним. Не существует «починки» сломанного пальца без соответствующих процессов, происходящих в психике. Западная наука только недавно начала изучать то, насколько наше внутреннее связано с нашим внешним: они взаимовлияют друг на друга, взаимно информируют друг друга в постоянном обратно-связанном континууме нашей жизни. В книге «Теория всего» Уилбер отмечает, что «наблюдающийся последнее время взрыв интереса к альтернативным методам лечения (включая такие дисциплины, как психонейроиммунологию) сделал очевидным, что внутренние состояния человека (эмоции, психологические установки, образное мышление и намерения) играют жизненно важную роль как в качестве причин, так и в качестве методов лечения даже физических болезней».

Другой интегральный философ здоровья, доктор Эллиотт Дэкер, в своей книге «Интегральное здоровье: Путь к человеческому процветанию»1, также указывает на необходимость понимать внутренние измерения, и на необходимость переформулировать понятие здоровья:

Узнав столь многое о признаках и симптомах заболеваний, мы сейчас только начинаем узнавать признаки и симптомы здоровья. Они включают чувство внутреннего контроля, компетентности и уверенности в себе, создание и поддержание здоровых отношений, и обладание смыслом и целью жизни.

Другими словами, здоровье больше не может определяться как отсутствие физических проблем, оно должно быть переопределено в позитивном ключе: не как отсутствие, но как присутствие, как процесс физического и психологического процветания. Дэкер продолжает:

Мы знаем, что когда нервничаем или огорчаемся, злимся или возбуждаемся, мы чувствуем это в животе или кишечнике. Это древнее и распространенное понимание. Чуть глубже уточняя его, можно сказать, что за каждым желудком с язвой, если тщательно это анализировать, находится изъязвленная жизнь.

mind-brain-electrodes_8903_600x450Что делает это утверждение невероятно интересным, на мой взгляд, это то, что оно не является ни преувеличением, ни метафорой, но теорией с весьма солидным научным основанием и десятилетиями исследований. Из них следует, что когда мы тренируем наше внутреннее, гармонизируем наши состояния и очищаем нашу психику, мы реально можем, в определенных рамках, влиять на наше физическое благополучие.2 Мировые созерцательные традиции, конечно, говорят об этом уже несколько тысячелетий, и накопили опыт сотен тысяч практикующих, говорящий о том, как внутреннее очищение и достижение равновесного состояния способствует гармонизации физического тела. Современный инструментарий позитивной психологии также указывает в этом направлении.

Уилбер подытоживает нашу тему, отмечая, что «большинство болезней имеют причины и способы лечения, которые включают эмоциональные, ментальные и духовные волны … Существуют буквально сотни исследователей по всему миру, которые сделали необычайный вклад в наше понимание „многоуровневой“ природы болезни и методов лечения».

Поворот к отношениям

Уважение к внутреннему, признание важности субъективного влечёт за собой сдвиг от объективного к межсубъектному, где здоровье проявляется как процесс, связанный с взаимоотношениями между живыми существами: когда я иду на приём к врачу, то встречаются два субъекта, а не просто два объекта. Модернистское общество не способно увидеть эту грань здоровья за «механизмом», что породило множество человеко-ориентированных направлений нью-эйджа (зачастую ещё более тенденциозных, впрочем, чем объективный модернистский подход). Иван Иллич, знаменитый австрийский философ и социальный критик, пишет в книге «Смелая новая биократия»3: «Общество стало назначать терапевта этаким наставником тех, кто становится в роль пациента и теряет всякую компетенцию». Я буду больше говорить о компетенции и ответственности ниже, здесь же мне важно показать, что взаимодействие доктора и пациента имеет много слоёв отношений, и к отношениям чисто «вертикального» типа (профессионал, общающийся с непрофессионалом) обязательно добавляются и более «горизонтальные» отношения двух людей.

Уилбер замечает, что существует «многообразие межсубъективных факторов, которые играют жизненно важную роль в любом человеческом взаимодействии: например, в совместной коммуникации между доктором и пациентом; в установках семьи и друзей и том, как они сообщаются пациенту; в принятии (или неприятии) культурой той или иной болезни (например, СПИД); в тех ценностях культуры, которым угрожает болезнь как таковая».

Когда два субъекта встречают друг друга, возникает отношение. И чувство доверия, возникающее из взаимодействия пациента и доктора, вполне может привнести ощутимый вклад в процесс излечения. Здравоохранение — это активный межличностный процесс, который включает в себя не только действие, но и чувствование — и это то, чего так не хватает множеству медицинских учреждений.

Поворот к уровням ответственности

Мы начали обзор интегрального здравоохранения с более объективного системного подхода, затем взглянули на индивидуальное внутреннее измерение, и затем — на межличностное. Теперь можно вновь обратить внимание на системный уровень, но с перспективы ответственности. Иногда кажется, что время эксклюзивной ответственности докторов за наше здоровье давно в прошлом, учитывая акцент (прежде всего — на Западе) на физических тренировках, беге, диетах, корпоративных зарядках, обязательном физическом обследовании и прочих жизненно полезных занятиях. И тем не менее даже в наш просвещенный век множество людей не понимает, что они отвечают за своё здоровье не в меньшей степени, чем врачи. Можно справедливо ругать плохую российскую медицину, но многие ли реально следят за своим здоровьем? Как утверждает Иван Иллич в приведенной выше цитате, каждому следует принять на себя ответственность в вопросах собственного здоровья. Я столь же отвечаю за своё здоровье, сколько мой лечащий врач.

Дюбо указывает, что назрела потребность в «социомедицинском государственном управлении нового типа, в котором участвуют не только врачи и учёные, но общество в целом». Интегральный подход должен учитывать индивидуальную ответственность каждого человека, ответственность на общинно-локальном уровне, а также ответственность государства за наше здоровье. Наше здоровье зависит не только от личных действий, хотя каждый из нас отвечает за поддержание здорового образа жизни; наше здоровье зависит не только от местных сообществ, хотя продвижение культуры и структуры здравоохранения на местном уровне является чрезвычайно важным4; наконец, это не только вопрос национальной политики — вроде инициированной Бараком Обамой реформы здравоохранения в Америке или реформ медицинской сферы в России5, хотя национальная политика в области здравоохранения является невероятно важной для благополучия и здоровья людей. Наше здоровье зависит от всего этого, и каждый новый уровень приносит свои обязанности. Интегральный подход должен признавать ответственность каждого за индивидуальное и коллективное здоровье на многих уровнях.

обама здравоохранение

Одним из таких подходов к многоуровневой системе ответственного отношения к здоровью является «спектр предотвращения заболеваний», разработанный Ларри Коэном. Чтобы произошла качественная трансформация здравоохранения, отвечающая современным мироцентрическим потребностям глобального общества, необходимо задействовать следующие уровни спектра6:

  1. Укрепляем на индивидуальном уровне знание и навыки, связанные с здоровьем и здравоохранением.
  2. Продвигаем образование и первичную помощь на уровне местных общин.
  3. Информируем лидеров, которые смогут распространять дальше знание и навыки.
  4. Поддерживаем лидерские связи и групповое образование.
  5. Изменяем организационные практики и принимаем более здоровые регулирующие нормы.
  6. Соответствующим образом влияем на политику и законотворчество в области здравоохранения на уровне государства.

Хотя этот спектр был изначально предложен Коэном для продвижения образования в области здоровья, он может быть успешно использован и для определения ответственности на всех уровнях общества — от индивидуального к местным сообществам к государствам — для продвижения мироцентрического экологичного здравоохранения. Каждый из нас становится ответственным за заботу о собственном здоровье; местные сообщества перенимают принципы первичного здравоохранения и экологической сознательности; правительства принимают и следуют планам профилактики и политике изменений; мировые федерации (отчего бы не помечтать?) следят за тем, что страны реализуют устойчивую (планомерную и долговременную) и экологичную политику с планетарной перспективы. И всё это делается с пониманием и уважением к внутренним измерениям, к субъективному и межличностному, через настоящую заботу, настоящие человеческие отношения и настоящую любовь.

Заключение

Разумеется, в обзорной статье такого рода невозможно учесть множество деталей, как невозможно и предоставить полное изложение проблематики интегрального подхода к здоровью и здравоохранению. Мир только начинает ещё робко исследовать эту огромную и важную тему, и мы лишь следуем в этом за духом времени. Моя статья — не столько исследование, сколько интегральный манифест и призыв к зрелому мироцентрическому подходу к здоровью. В рамках этой статьи я учитывал два элемента интегральной карты — квадранты и уровни. Квадранты, в терминологии интегрального подхода, это внешнее и внутреннее индивидуального и коллективного. Другими словами, это четыре принципиально разные грани нашей реальности:

  • Личная, психологическая;
  • Организмическая, физиологическая;
  • Межличностная, аспект отношений;
  • Социальная, структурная.

В каждой из этих граней можно обнаружить аспект уровней. В этой статье я отметил, прежде всего, социальные уровни, а также уровни личного понимания. Уровнем личного понимания я хочу и завершить. Как говорит Иллич, «мы никогда не избавимся от боли. Мы не сможем излечить все болезни. Мы гарантированно умрём». И это верно, и может расцениваться как призыв к более умеренному подходу к здравоохранению в духе Джеймтона и прочих, и в то же время, мы однозначно можем страдать меньше, заболевать меньше, и жить здоровее и полноценнее. Сложность и вызов ситуации заключается в том, что большинство населения7 не сознаёт тот зрелый мироцентрический подход к здоровью, который может нам всё это обеспечить. И поэтому образование мироцентрических лидеров, которые могут видеть всё это и что-то предпринимать в этой связи, является столь ключевым и важным, если мы хотим, чтобы такая трансформация начала происходить и чтобы здоровье стало не «отсутствием болезни», но присутствием жизненной силы, присутствием человечности, чувственности и любви и реализацией боговоплощения в счастливом союзе здорового духа и здорового тела.

Примечания

  1. Elliott Dacher, «Integral Health: The path to human flourishing» (2008).
  2. Об этом можно прочитать, например, в статье «Гены, которые мы меняем», или «Изменяя свой ум, мы меняем свой мозг».
  3. Ivan Illich, «Brave New Biocracy: A Critique Of Health Care From Womb To Tomb» (1994).
  4. На это указывают такие начинания, как «Первичное здравоохранение» (Primary Health Care).
  5. По словам Владимира Путина, «в 2013 году мы завершили реализацию региональных программ модернизации здравоохранения, которую начали проводить в 2010 году, существенным образом обновили материально-техническую базу больниц и поликлиник, созданы условия для внедрения стандартов медицинской помощи».
  6. Cohen & Swift, «The Spectrum of Prevention: Developing a comprehensive approach to injury prevention» (1999).
  7. Согласно исследованиям психологов развития, мироцентрическое сознание доступно относительно небольшому проценту населения развитых стран.

Комментировать